«Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлым нарушением речи».
статья по коррекционной педагогике по теме
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Использование информационных компьютерных технологий способствуют формированию положительной мотивационной готовности ребёнка к участию в коррекционно-воспитательном прцессе, преодолению неречевого и речевого негативизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии».
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
В последние десятилетия наблюдается рост и усложнение дефектов речи у детей. Соответственно значимость логопеда в образовательной деятельности становится все больше. Как отмечают многие авторы, применение современных информационных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями.
В настоящее время разработаны специализированные компьютерные программы и технологии, мультимедийные пособия для логопедов, отвечающие современным психолого- , эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующиеся в практике решения задач речевого, познавательного, социального развития детей.
В нашем учреждении МБОУ №21 «Жемчужинка» мною были апробированы и с успехом используются следующие программы и технологии:
- Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».
- Электронное пособие «Учимся правильно говорить»
- Логопедический тренажёр «Дельфа-142.1».
Электронное пособие «Учимся правильно говорить» помогает сформировать у ребенка навыки правильного произношения, научить связно и грамотно говорить, читать, расширить знания об окружающей действительности, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Имеются задания на знакомство с разнообразием звуков окружающего мира (неречевые звуки), а также по изучению звуков речи русского языка и формированию навыков связной речи. Данный ресурс разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования».
Программа «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, 1969, 2002, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985).
Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Программа содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Данная программа представляет собой учебную игру.
Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока –
Звукопроизношение,
Просодика (интонация — тон, интенсивность, длительность),
Фонематика (раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку),
Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:
• звукопроизношение,
• просодические компоненты устной речи,
• фонематический слух и восприятие,
• лексические и грамматические средства языка,
• коммуникативные навыки,
• артикуляционная моторика,
• обратные речевые кинестезии,
• мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
• слуховое и зрительное восприятие,
• внимание,
• вербальная и зрительная память,
• воля и мотивация,
• словесно-логическое мышление
Задачи программы.
Программа "Игры для Тигры" позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии (нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга), дислалии (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации* артикуляционного аппарата), ринолалии (дефект звукопроизношения), заикании (нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.), а также при вторичных речевых нарушениях.
Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки, - объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные, создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Тренажёр «Дэльфа-142.1» ориентирован на детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
Для продуктивной логопедической работы с такими детьми необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить потребность вербального общения. Важное значение в этом имеет положительный эмоциональный фон занятий, который помогает создать логопедический тренажёр. Игровые методы, спокойный темп, неограниченное количество повторений – снижают стресс в обучении тем или иным навыкам. Наличие нескольких уровней сложности позволяют ребёнку даже с очень ограниченными речевыми способностями справиться с упражнениями и перейти к более сложному уровню.
Цель прграммы: использование информационных компьютерных технологий (логопедического тренажёра) для оптимизации и повышения эффективности коррекционных занятий.
С помощью логопедического тренажёра «Дэльфа -142.1» можно решать следующие коррекционные (логопедические) задачи:
- коррекция речевого дыхания;
- коррекция силы голоса;
- устранение назального оттенка голоса;
- коррекция звукопроизношения гласных и согласных звуков(этап постановки и автоматизации);
- работа над слоговой структурой слова.
Кроме того, тренажёр позволяет:
-ввести игровые моменты в коррекционный процесс;
-многократно дублировать необходимый тип упражнений;
-работать на разных уровнях сложности;
-развивать ВПФ (высшие психические функции) ребёнка на логопедических занятиях.
Использование компьютерного тренажёра в обучении детей с особыми образовательными потребностями доказало свою эффективность и перспективность.
За время их внедрения перечисленных компьютерных программ и технологий (2011-2015г.г.) в коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда можно уверенно сделать выводы:
- Включение приёмов компьютерно-опосредованного воздействия, направленного на преодоление речевых нарушений, оптимизирует процесс коррекции устной речи и в целом содействует гармонизации развития.
- Использование в коррекционной работе ИТ предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Применение КТ способствует:
- Формированию положительной мотивационной готовности ребёнка к участию в коррекционно-воспитательном процессе;
- Преодолению неречевого и речевого негативизма.
Список источников и литературы:
1. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология,М., 1997, № 4, 3-15с.
2.Гаркуша Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед, 2004, №2
3.Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиска // Дефектология,М. ,1998, № 1, 47-55с
4.Кукушкина О. И. Применение информационных технологий в специальном образовании // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”, М., 2003, № 3, 67-76с.
5.Кукушкина О.И. Внутренний мир человека и … компьютер?! // Дефектология, М., 1999, № 3, 47-57с.
6. Лизунова Р.Л. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры»
7.Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО, М., 2002, № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР»
Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать новейшие средства в обучении ребёнка. Одним из таких средств является компьютер, как допо...
Использование информационно - компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР
В настоящее время заключение «общее недоразвитие речи» (ОНР) получает довольно большое количество детей. Проблема помощи таким детям с целью коррекции имеющихся нарушений и подготовки их к успешному о...
"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...
Использование творчества детских поэтов и писателей Кубани в коррекционно - развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
Данная методическая разработка разработана, как региональный компонент Кубани с учётом лексических тем и в соответствии с «Примерной адаптированной программой коррекционно-разв...
Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками
Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада комбинирован...
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...
«Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»
Использование квест-технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.Особенности сегодняшних дошкольников с ТНР диктуют нам необходимость поиска новых игр, творче...