Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группы Тема: «Волшебница - осень»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Копаева Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

учитель-логопед Копаева Наталья Николаевна

СП «Детский сад Созвездие» ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава

Конспект коррекционно-развивающего занятия

для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группы

Тема: «Волшебница - осень»

Цель: Уточнить представление об осени и ее приметах.

Задачи: 

  • Расширить и активизировать словарь по теме.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Развивать длительный плавный выдох.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать зрительное внимание, мышление,
  • Совершенствовать координацию речи с движением, мелкую моторику.

Оборудование: детские рисунки, осенние листья, загадки, разрезные картинки, мяч.

 

Ход НОД:

Логопед: сядет тот, кто назовет ласково игрушки:

мяч – мячик, машина – машинка, кукла – куколка, ведро – ведерко, пирамида – пирамидка, матрешка -  матрешечка, неваляшка – неваляшечка, корабль – кораблик, самолет - самолетик

Организационный момент

Дорогие дети! Сегодня мы погорим о времени года, а о каком, вы попробуйте отгадать.

Листья падают с деревьев.

Снова птицы улетают.

Дождь опять в окно стучится.

И когда это бывает?

Ответы детей.

- Правильно, осенью.

Сегодня у нас в гостях Дождинка подружка  красавицы Осени. Она принесла вам в подарок листочки из осеннего леса. Посмотрите, какие они разноцветные.

А мы с вами превращаемся в ветерок и покажем Дождинке как мы умеем правильно дуть ветерком.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок и листочки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.

 Основная часть.

- А какие времена года вы знаете?

- До осени какое время года?

- После осени?

- Какая бывает осень? Если рано начинается, то это осень какая - РАННЯЯ? Поздно - ПОЗДНЯЯ?

Давайте вместе с Дождинкой поиграем в игру «Укрась словами».

- Ах, какая будет осень,

«А какая?» - мы вас спросим.

Погода осенью какая? – если идет дождь - ДОЖДЛИВАЯ, а если утром по дороге в садик вы увидите туман то погода - ТУМАННАЯ, если солнышка нет, небо затянуто тучами - ХМУРАЯ, ПАСМУРНАЯ, если на улице холодно - ХОЛОДНАЯ, если на улице ветер - ВЕТРЕНАЯ.

День осенью мы назовем как – ОСЕННИЙ.

Ветер осенью какой? – ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, СЛАБЫЙ.

А если дождь льет и льет как мы его назовем  - ливень.

Пальчиковая гимнастика

«Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку. (Пальчики «шагают» по столу)

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку, наругал большую кошку, (Загибают по одному пальцу на обеих руках)

Вымыл зонтики прохожих, крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал. (Трясут ладонями,  как будто отряхивают с них воду)

Дождик кончился, устал. (Кладут ладони на стол) (Нищева Н.В.)

Ну что нравится вам играть? Давайте продолжать играть вместе с Дождинкой

Игра «Да-нет»

- Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Если это бывает осенью, вы говорите «ДА», если не бывает, говорите – «НЕТ».

Осенью растут цветы? НЕТ

Осенью растут грибы? ДА

Тучки солнце закрывают? ДА

Жаркий ветер прилетает? НЕТ

Туманы осенью плывут? ДА

Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ

К нам букашки прилетают? НЕТ

Звери норки закрывают? ДА

Урожай все собирают? ДА

Птичьи стаи улетают? ДА

Часто-часто льют дожди? ДА

Солнце светит очень жарко? НЕТ

Можно детям загорать? НЕТ

Ну а что же надо делать –

Шорты, шляпки надевать? НЕТ

Или лучше в теплой куртке

Погулять по переулку? ДА

 Осень, осень, подожди,

Ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима

Нам пока что не нужна.

Да?

ДА.

Игра «Осенние слова».

- А сейчас поиграем в игру «Осенние слова». У каждого из вас есть осенний листочек. Если услышите слово, которое относится к осени, поднимите листочек вверх.

ОПАДАЮТ, ПОСПЕВАЮТ, РАСЦВЕТАЮТ, ЛЬЕТ, ЗЕЛЕНЕЮТ, ЗОЛОТАЯ, ЖАРКО, ДОЖДЛИВАЯ, ТАЕТ, ТЕПЛЕЕТ, УЛЕТАЮТ.

Отгадайте загадки:

# # #

Падают с ветки золотые монетки? (листья)

# # #

Летом вырастают,

Осенью опадают. ((листья)

- Явление природы осень, когда падает много листьев называется – ЛИСТОПАД.

Отгадайте загадку:

# # #

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла

Что? Скажите наугад…

Ну конечно…(листопад)

- И сейчас мы тоже с вами устроим листопад. Сначала подуем на листочек. Дуем бесшумно, через рот, протяжно, не надувая щек.

- А теперь подбросим вверх листочки.

- Какой замечательный листопад у нас с вами получился.

Физминутка

Стояла корзинка на полке без дела         (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она               (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела,   (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай.              (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна                                (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась                                        (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)

Дождинка приглашает нас поиграть в игру «Один – много»

Логопед бросает мяч ребенку и называет слово в единственном числе, ребенок ловит мяч и возвращает логопеду называет слово во множественном числе.

Дождь – дожди

Ветер – ветра

День – дни

Ливень – ливни

Туман – туманы и т.д.

Дождинка хочет у вас узнать

Знаете ли вы, что люди осенью собирают на огородах – УРОЖАЙ.

- И мы сейчас с вами будем собирать урожай.

Игра «Собери урожай» (разрезные картинки)

У каждого из вас лежит конверт, в нем разрезная картинка. Соберите ее.

- Что получилось у вас? Назовите цвет и предмет, например, желтый помидор.

- Что такое помидор, огурец, морковь одним словом? ОВОЩИ.

 

Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла…капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную…морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я…свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? Огурцы.

Итог занятия

- о каком времени года говорили, какие новые слова узнали?

- какое задание вам больше всего понравилось?.

- всем спасибо за внимание, участие, труд, старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ

Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми  нарушениями речи (ОНР) в  старшей группе компенсирующей  направленности ДОУ....

конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелым нарушением речи в средней группе "В гости к весне"

Уточнение и закрепление у детей представлений о признаках весны, об изменениях в животном и растительном мире весной.Вовлечение родителей в активное сотрудничество....

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...

Консультация для родителей на тему «Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Посколь...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи...