Конспект открытоого коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Посуда»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_leksicheskoy_teme_posuda.docx | 691.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области.
Структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»
Открытое занятие
в подготовительной группе
для детей с тяжелыми нарушениями речи
по лексической теме «Посуда»
Выполнила: Копаева Н.Н.
п.г.т. Петра Дубрава
2020
Содержание
1.Информационная карта………………………………………….…………3-4
2. Ход занятия………………………………………………………….……4-10
3. Список используемой литературы……………………………………………...11
Информационная карта
Занятие направлено на расширение представлений о предметах (объектах) через их признаки и их проявления, предназначено для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о посуде, ее видах, свойствах, назначении. Они не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, словарь по теме не соответствует возрастным требованиям. Участие детей в зантятии позволит максимально обогатить их знания и представления о посуде, ее частях и видах, свойствах, назначении; будет способствовать развитию связной речи у детей с ОНР, их творческим способностям.
Тип занятия: подгрупповое
Цель занятия: активизация и актуализация словаря по лексической теме «Посуда»
Коррекционно – образовательные задачи:
- расширение, уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Посуда»
- уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении.
- формировать понятия чайная, кофейная, столовая, кухонная посуда.
- совершенствование грамматического строя речи
- совершенствование навыков слогового анализа
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие связной речи
- развитие творческого воображения
- развитие зрительно гнозиса и конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики
Воспитательные задачи:
- формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности
Участники занятия: дети 6 – 7 лет подготовительная группа
Ожидаемые результаты:
- дети должны знать название и назначение предметов посуды;
- уметь объяснять происхождение названия некоторых предметов посуды;
- уметь образовывать прилагательные от существительных;
- уметь правильно использовать падежные формы существительных;
- знать для чего используется та или иная посуда.
Ход занятия
Организационный этап
Логопед: здравствуйте ребята. У нас сегодня гости, давайте с ними тоже поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Молодцы! Итак, начнем наше занятие. Сядет тот, кто отгадает загадку:
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник)
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
(Кастрюлей)
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)
Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.
(Терка)
Новая посудина,
А вся в дырах.
(Сито, решето)
Основная часть
Логопед: Ребята, о теме нашего занятия, я вам предлагаю догадаться самим.
Посмотрите на экран, какие предметы нарисованы на картинке?
Дети: чайник, терка, тарелка, кастрюля, половник, нож…
Логопед: А как, одним словом можно назвать все эти предметы?
Дети: посуда.
Звонок по скайпу.
Логопед: Ой, звонок по скайпу. Кто же это может быть? Давайте посмотрим и послушаем
На экране появляется картинка Федоры и звучит песня.
Логопед: ребята вы узнали кто это?
Дети: да. Это бабушка Федора.
Логопед: А из какой сказки этот герой?
Дети: Федорино горе.
Логопед: Ребята, а вы поняли, что же случилось у Федоры?
Дети: от нее убежала посуда.
Логопед: а вы помните из сказки, почему от Федоры убежала посуда?
Дети: Потому что она не хотела за ней ухаживать.
Логопед: Она не хотела ее, что делать?
Дети: она не хотела ее мыть, она не хотела ее чистить, она не хотела ее вытирать.
Логопед: да действительно вы правы и хорошо помните сказку Федорино горе. Бабушка Федора плохо ухаживала за своей посудой и она от нее убежала. Давайте посмотрим на экран и назовем посуду, которая от нее убежала.
На экране появляется Чайная посуда
Логопед: говорите полным предложением у Федоры была чашка и блюдце, не стало чашки и блюдца…..
Дети: у Федоры была чайник, не стало чайника
Дети: у Федоры была сахарница, не стало сахарницы
Дети: у Федоры был самовар, не стало самовара
Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?
Дети: для того чтобы пить чай.
Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?
Дети: чайная.
На экране появляется Кофейная посуда.
Дети: у Федоры был кофейник, не стало кофейника
Дети: у Федоры была чашка и блюдце, не стало чашки и блюдца…..
Дети: у Федоры был молочник, не стало молочника
Дети: у Федоры была сахарница, не стало сахарницы
Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?
Дети: для того чтобы пить кофе.
Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?
Дети: кофейная.
На экране появляется Столовая посуда.
Дети: у Федоры была тарелка, не стало тарелки
Дети: у Федоры была ложка, не стало ложки
Дети: у Федоры был половник, не стало половника
Дети: у Федоры была вилка, не стало вилки
Дети: у Федоры был нож, не стало ножа
Логопед: у Федоры была супница, не стало супницы
Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?
Дети: для того чтобы из нее кушать.
Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?
Дети: столовая.
На экране появляется Кухонная посуда.
Дети: у Федоры была кастрюля, не стало кастрюли
Дети: у Федоры была сковорода, не стало сковороды
Дети: у Федоры был друшлаг, не стало друшлага
Дети: у Федоры был о ведро, не стало ведра
Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?
Дети: для того чтобы в ней готовить.
Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?
Дети: кухонная.
***
Логопед: ребята как вы думаете нужно нам Федоре помочь найти ее посуду?
Дети: Да.
Логопед: я тоже так думаю. А перед тем как отправиться в путь я предлагаю вам сделать разминку. Встаем из-за столов и выходим ко мне.
На экране картинка с физкульминуткой и звучит музыка
Пяточка – носочек раз, два, три
Пяточка – носочек раз, два, три
А теперь потопаем,
Ручками похлопаем,
А еще попрыгаем
Ножками подрыгаем.
Покружились вправо, РАЗ
Покружились влево, ДВА
Ну и снова еще раз
Повторяем этот пляс.
На экране появляется лес с речкой.
Логопед: вот и добрались мы с вами до леса, именно здесь спряталась посуда Федоры. Но перед нами река и чтобы попасть на другую сторону нужно построить мост. И тут мне нужна ваша помощь. Я буду называть слова, а вы разделите их на слоги, хлопая в ладоши и называйте количество слогов в слове. Сколько слогов столько и бревен появится на экране для строительства моста.
Логопед: чайник
Дети: чай-ник 2 слога
Логопед: вилка
Дети: вил-ка 2 слога
Логопед: ковшик
Дети: ков-шик 2 слога
Логопед: кувшин
Дети: кув-шин 2 слога
Логопед: тарелка
Дети: та-рел-ка 3 слога
Логопед: ложка
Дети: лож-ка 2 слога
На экране появляется полянка
Логопед: Ребята посмотрите мы с вами на полянке, посуда спряталась от нас. Давайте назовем места, куда спряталась посуда.
Дети: ведро спряталось за пенек.
Дети: чашка с блюдцем спрятались на траве.
Дети: чайник спрятался в траву.
Дети: кофейник спрятался под дерево.
Дети: кастрюля спряталась за цветами.
Дети: ложка спряталась на дереве.
Логопед: Чтобы посуда вернулась к бабушке Федоре давайте позовем ее ласково, а заодно разомнемся (Игра с мячом «Назови ласково»)
Ведро- ведерко
Чашка – чашечка
Блюдце – блюдечко
Чайник – чайничек
Кофейник – кофейничек
Ложка – ложечка
Вилка – вилочка
Кастрюля – кастрюлечка
Логопед: пока кастрюля бродила по полям и лесам много посуды разбилось. Давайте вместе починим ее.
Дети собирают разрезные картинки под музыку.
Логопед: ну, что ребята вы молодцы помогли Федоре вернуть всю посуду…. Давайте посмотрим, что же сейчас там происходит…
На экране мультфильм из сказки Федорино горе.
Логопед: Федора перемыла всю посуду и расставила ее на полки, но мне кажется, она что-то перепутала. Давайте посмотрим на экран и поможем Федоре, разобраться, что лишнее на полке.
На экране появляются полки с посудой
Логопед: какой предмет лишний на полке и почему?
Дети: лишняя сахарница, потому что это чайная посуда, а все остальное кухонная.
Дети: лишняя супница, потому что это столовая посуда, а все остальное чайная.
Дети: лишний кофейник, потому что это кофейная посуда, а все остальное столовая.
Заключительный этап
Логопед: Ну что ребята, наше занятие подошло к своему завершению. Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили, кому помогали, из какой сказки герой нашего занятия?
Дети: мы говорили сегодня о посуде,
Дети: мы помогали бабушке Федоре искать посуду.
Дети: герой нашего занятия из сказки Федорино горе.
На экране картинка с Федорой, столом и конфетами.
Логопед: Бабушка Федора благодарит вас за помощь и угощает таких замечательных помощников конфетами!!!
Список используемой литературы
- Гомзяк О.С. «Правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе» М. Издательство «ГНОМ и Д». 2010
- Нефедова К.П. «Посуда и столовые принадлежности. Какие они?» - М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2008.
- Нищева Н.В. «Коррекционная работа в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб «Детство-Пресс. 2005
- Пожиленко Е.А. «Гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста» КАРО СПб. 2004г.
- Теремкова Н.Э. «Домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбомы 1 - 4, М. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...
Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»
Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из сказок, совершенствовать интонационную в...
Подборка стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Материал предназначен для педагогов подготовительных к школе групп....
Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Рабочая программа подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...
Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)
Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речиподготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)...
Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с ТНР подготовительной к школе группы....
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»
Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...