Конспект открытоого коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе по лексической теме «Посуда»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Копаева Наталья Николаевна

Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_leksicheskoy_teme_posuda.docx691.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области.

Структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»

Открытое занятие

в подготовительной группе

для детей с тяжелыми нарушениями речи

по лексической теме «Посуда»

Выполнила:         Копаева Н.Н.

п.г.т. Петра Дубрава

 2020

Содержание

1.Информационная карта………………………………………….…………3-4

2. Ход занятия………………………………………………………….……4-10

3. Список используемой литературы……………………………………………...11

Информационная карта

Занятие направлено на расширение представлений о предметах (объектах) через их признаки и их проявления, предназначено для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление о посуде, ее видах, свойствах, назначении. Они не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, словарь по теме не соответствует возрастным требованиям. Участие детей в зантятии позволит максимально обогатить их знания и представления о посуде, ее частях и видах, свойствах, назначении; будет способствовать развитию связной речи у детей с ОНР, их творческим способностям.

Тип занятия: подгрупповое

Цель занятия: активизация и актуализация словаря по лексической теме «Посуда»

Коррекционно – образовательные задачи:

  • расширение, уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Посуда»
  • уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении.
  • формировать понятия чайная, кофейная, столовая, кухонная посуда.
  • совершенствование грамматического строя речи
  • совершенствование навыков слогового анализа

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развитие связной речи
  • развитие творческого воображения
  • развитие зрительно гнозиса и конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики

Воспитательные задачи:

  • формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности

Участники занятия: дети 6 – 7 лет подготовительная группа

Ожидаемые результаты:

  • дети должны знать название и назначение предметов посуды;
  • уметь объяснять происхождение названия некоторых предметов посуды;
  • уметь образовывать прилагательные от существительных;
  • уметь правильно использовать падежные формы существительных;
  • знать для чего используется та или иная посуда.

Ход занятия

Организационный этап

Логопед: здравствуйте ребята. У нас сегодня гости, давайте с ними тоже поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Молодцы! Итак, начнем наше занятие. Сядет тот, кто отгадает загадку:

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

                     (Чайник)

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
                       (Ложка)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
                   (Кастрюлей)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
                              (Нож)

Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.
                              (Терка)

Новая посудина,

А вся в дырах.

                          (Сито, решето)

Основная часть

Логопед: Ребята, о теме нашего занятия, я вам предлагаю догадаться самим.

Посмотрите на экран, какие предметы нарисованы на картинке?

Дети: чайник, терка, тарелка, кастрюля, половник, нож…

Логопед: А как, одним словом можно назвать все эти предметы?

Дети: посуда.

Звонок по скайпу.

Логопед: Ой, звонок по скайпу. Кто же это может быть? Давайте посмотрим и послушаем

На экране появляется картинка Федоры и звучит песня.

Логопед: ребята вы узнали кто это?

Дети: да. Это бабушка Федора.

Логопед: А из какой сказки этот герой?

Дети: Федорино горе.

Логопед: Ребята, а вы поняли, что же случилось у Федоры?

Дети: от нее убежала посуда.

Логопед: а вы помните из сказки, почему от Федоры убежала посуда?

Дети: Потому что она не хотела за ней ухаживать.

Логопед: Она не хотела ее, что делать?

Дети: она не хотела ее мыть, она не хотела ее чистить, она не хотела ее вытирать.

Логопед: да действительно вы правы и хорошо помните сказку Федорино горе. Бабушка Федора плохо ухаживала за своей посудой и она от нее убежала. Давайте посмотрим на экран и назовем посуду, которая от нее убежала.

На экране появляется Чайная посуда

Логопед: говорите полным предложением у Федоры была чашка и блюдце, не стало чашки и блюдца…..

Дети: у Федоры была чайник, не стало чайника

Дети: у Федоры была сахарница, не стало сахарницы

Дети: у Федоры был самовар, не стало самовара

Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?

Дети: для того чтобы пить чай.

Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?

Дети: чайная.

На экране появляется Кофейная посуда.

Дети: у Федоры был кофейник, не стало кофейника

Дети: у Федоры была чашка и блюдце, не стало чашки и блюдца…..

Дети: у Федоры был молочник, не стало молочника

Дети: у Федоры была сахарница, не стало сахарницы

Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?

Дети: для того чтобы пить кофе.

Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?

Дети: кофейная.

На экране появляется Столовая посуда.

Дети: у Федоры была тарелка, не стало тарелки

Дети: у Федоры была ложка, не стало ложки

Дети: у Федоры был половник, не стало половника

Дети: у Федоры была вилка, не стало вилки

Дети: у Федоры был нож, не стало ножа

Логопед: у Федоры была супница, не стало супницы

Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?

Дети: для того чтобы из нее кушать.

Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?

Дети: столовая.

На экране появляется Кухонная посуда.

Дети: у Федоры была кастрюля, не стало кастрюли

Дети: у Федоры была сковорода, не стало сковороды

Дети: у Федоры был друшлаг, не стало друшлага

Дети: у Федоры был о ведро, не стало ведра

Логопед: а для чего нужна вся эта посуда?

Дети: для того чтобы в ней готовить.

Логопед: правильно и как одним словом мы назовем всю эту посуду?

Дети: кухонная.

***

Логопед: ребята как вы думаете нужно нам Федоре помочь найти ее посуду?

Дети: Да.

Логопед: я тоже так думаю. А перед тем как отправиться в путь я предлагаю вам сделать разминку. Встаем из-за столов и выходим ко мне.

На экране картинка с физкульминуткой и звучит музыка

Пяточка – носочек раз, два, три

Пяточка – носочек раз, два, три

А теперь потопаем,

Ручками похлопаем,

А еще попрыгаем

Ножками подрыгаем.

Покружились вправо, РАЗ

Покружились влево, ДВА

Ну и снова еще раз

Повторяем этот пляс.

На экране появляется лес с речкой.

Логопед: вот и добрались мы с вами до леса, именно здесь спряталась посуда Федоры. Но перед нами река и чтобы попасть на другую сторону нужно построить мост. И тут мне нужна ваша помощь. Я буду называть слова, а вы разделите их на слоги, хлопая в ладоши и называйте количество слогов в слове. Сколько слогов столько и бревен появится на экране для строительства моста.

Логопед: чайник

Дети: чай-ник 2 слога

Логопед: вилка

Дети: вил-ка 2 слога

Логопед: ковшик

Дети: ков-шик 2 слога

Логопед: кувшин

Дети: кув-шин 2 слога

Логопед: тарелка

Дети: та-рел-ка 3 слога

Логопед: ложка

Дети: лож-ка 2 слога

На экране появляется полянка

Логопед: Ребята посмотрите мы с вами на полянке, посуда спряталась от нас. Давайте назовем места, куда спряталась посуда.

Дети: ведро спряталось за пенек.

Дети: чашка с блюдцем спрятались на траве.

Дети: чайник спрятался в траву.

Дети: кофейник спрятался под дерево.

Дети: кастрюля спряталась за цветами.

Дети: ложка спряталась на дереве.

Логопед: Чтобы посуда вернулась к бабушке Федоре давайте позовем ее ласково, а заодно разомнемся (Игра с мячом «Назови ласково»)

Ведро- ведерко

Чашка – чашечка

Блюдце – блюдечко

Чайник – чайничек

Кофейник – кофейничек

Ложка – ложечка

Вилка – вилочка

Кастрюля – кастрюлечка

Логопед: пока кастрюля бродила по полям и лесам много посуды разбилось. Давайте вместе починим ее.

Дети собирают разрезные картинки под музыку.

Логопед: ну, что ребята вы молодцы помогли Федоре вернуть всю посуду…. Давайте посмотрим, что же сейчас там происходит…

На экране мультфильм из сказки Федорино горе.

Логопед: Федора перемыла всю посуду и расставила ее на полки, но мне кажется, она что-то перепутала. Давайте посмотрим на экран и поможем Федоре, разобраться, что лишнее на полке.

На экране появляются полки с посудой

Логопед: какой предмет лишний на полке и почему?

Дети: лишняя сахарница, потому что это чайная посуда, а все остальное кухонная.

Дети: лишняя супница, потому что это столовая посуда, а все остальное чайная.

Дети: лишний кофейник, потому что это кофейная посуда, а все остальное столовая.

Заключительный этап

Логопед: Ну что ребята, наше занятие подошло к своему завершению.  Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили, кому помогали, из какой сказки герой нашего занятия?

Дети: мы говорили сегодня о посуде,

Дети: мы помогали бабушке Федоре искать посуду.

Дети: герой нашего занятия из сказки Федорино горе.

На экране картинка с Федорой, столом и конфетами.

Логопед: Бабушка Федора благодарит вас за помощь и угощает таких замечательных помощников конфетами!!!

Список используемой литературы

  1. Гомзяк О.С. «Правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе» М. Издательство «ГНОМ и Д». 2010
  2. Нефедова К.П. «Посуда и столовые принадлежности. Какие они?» - М.: ООО «Издательство ГНОМ», 2008.
  3. Нищева Н.В. «Коррекционная работа в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб «Детство-Пресс. 2005
  4. Пожиленко Е.А. «Гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста» КАРО СПб. 2004г.
  5. Теремкова Н.Э. «Домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбомы 1 - 4, М. 2005.

Картинки по запросу "картинки на прозрачном фоне ведро""Картинки по запросу "картинки на прозрачном фоне для презентации кастрюля""

http://www.playcast.ru/uploads/2015/07/22/14418913.png

Картинки по запросу "картинки на прозрачном фоне для презентации чайник""


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...

Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)

Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речиподготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)...

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с ТНР подготовительной к школе группы....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...