Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ
картотека по логопедии (старшая группа) на тему
Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в старшей группе компенсирующей направленности ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zadaniya_st._gr.docx | 37.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Домашние задания по лексическим темам для детей с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР) в старшей группе компенсирующей
направленности ДОО.
Осень. Признаки осени. Деревья осенью.
1.Беседа о приметах осени. Становится холодно, часто идут дожди и бывает пасмурная погода, солнышко светит редко и уже почти не греет, люди одеваются в осеннюю одежду и обувь, перелетные птицы улетают в теплые края, дикие животные готовят запасы на зиму, листья на деревьях становятся разноцветными и опадают, трава желтеет и т.д.
2.Назови осенние месяцы Какое время года было до осени? Какое будет после осени?
3. Назови листья:
у клена – кленовый, у березы - …, у ивы - …, у тополя - …, у дуба - …, у рябины - … .
4. Сосчитай листочки.
Один дубовый листочек, два дубовых листочка, … пять дубовых листочков. (Липовый, березовый, тополиный и т.д.)
5. Подбирай, называй, запоминай.
а) Небо осенью (какое?) – хмурое, серое, унылое. Дождь осенью (какой?) - …
Солнце осенью (какое?) - … Листья осенью (какие?) - …
Ветер осенью (какой?) - …
б) Осенью листья (что делают?) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.
Осенью дождь (что делает?) - … Осенью птицы (что делают?) - …
Осенью солнце (что делает?) - …
6.Составьте с ребенком рассказ (с опорой на картинку). Пример. Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут дожди, дует сильный ветер. Солнышко светит редко и уже не греет. Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к зиме. Люди на полях и в огородах собирают урожай овощей и фруктов.
Огород. Овощи.
1.Вспомни 8-10 названий овощей.
2.Какая? Какой?
Морковь – сочная, длинная, хрустящая, рыжая …
Огурец - … Помидор - … и т.д.
3.Назови ласково:
огурец – огурчик; тыква - ….
лук - … чеснок - ….
морковь - …. помидор - …
4.Счет 1-5.
Один огурец, два огурца … пять огурцов.
Один помидор …
Одна морковь … и т.д.
5.Что лишнее и почему?
Морковь, капуста, опенок, чеснок.
Огурец, груша, кабачок, тыква.
6.Назови соки:
Из моркови - …(морковный), из огурца - …, из чеснока - … и т. д.
7.Расскажи об овоще. Нарисуй его (ее).
Я люблю … , он (она) … цвета, …. формы, … на вкус… . Из него (нее) можно приготовить … . А я люблю есть его (ее) … (сырым, в салате…)
САД. ФРУКТЫ.
1.Назови 8 – 10 названий фруктов.
2. Назови ласково:
яблоко – яблочко, лимон - …, мандарин - …, банан - ….
3. Один – много.
яблоко – яблоки, лимон – лимоны, груша – груши, и т.д.
4.Сосчитай до пяти. (Лимон, яблоко, груша, слива, банан)
Один лимон, два лимона … пять лимонов.
5. Назови соки:
из лимона - лимонный, из апельсина - …, из яблока - …, из сливы - …
6. Продолжи предложение.
В магазине продают много персиков, (груш, слив, яблок….)
В саду убирают груши, (сливы, яблоки…)
7. Расскажи о своем любимом фрукте. Нарисуй его (ее).
Я люблю…, он (она) … цвета,… формы, … на вкус… . Из него (нее) можно приготовить …. Я люблю есть его (ее) …(сырым, в компоте…)
ИГРУШКИ
1.Закрепите обобщающее понятие «игрушки» (кубики, кукла, машина, и т.д. это –
игрушки)
Ответь на вопросы полным предложением.
Где изготавливают игрушки? ( Игрушки изготавливают на фабрике).
Где продают игрушки? ( Игрушки продают в магазине).
Что делают дети с игрушками? ( Дети играют с игрушками).
2. «Какой? Какая? Какие? Какое?»
Мишка из меха - какой? (Меховой). Пирамида из дерева – какая? (Деревянная).
Ведерко из металла - …, кубики из пластмассы - …, мяч из резины - …, лото из
картона - …, свистульки из глины - …
3. «Наоборот».
Мишка мягкий, а кубик … (твердый). Машина тяжелая, а шарик … (легкий).
Пирамидка новая, а ведро …(старое). Мячик гладкий, а кубик … (шершавый).
4. «Подбери семейку слов.» (Образование однокоренных слов)
Игрушка – … играть, игрушечка, игра, игротека.
5. Расскажи о своей любимой игрушке.
Как она называется? Из каких деталей она состоит? Какая она по цвету? Какая она по
размеру? Из чего она сделана? Какая она на ощупь? Как можно с ней играть?
Например. Это мишка. У него есть туловище, голова, лапы, уши. Он коричневый,
большой, меховой. На ощупь он мягкий. Я буду играть с ним в цирк.
Лес. Грибы. Ягоды. 1.Назови лесные ягоды ( голубика, ежевика, клюква, черника, морошка, земляника, брусника), садовые ( черная и красная смородина, крыжовник, клубника, малина).
2.Назови ласково:
Клубника – клубничка, клюква - …, черника - …, малина - …, смородина - …, крыжовник - …
3.Назови компот:
Из малины (какой?) – малиновый, из клюквы - …, из черники- … и т.д.
4.Назови съедобные грибы (белый гриб, грузди, лисички, сыроежки…), несъедобные (мухомор, бледная поганка, ложные опята…)
5.Скажи наоборот:
большой гриб – маленький гриб, высокая ножка - …, толстая ножка - …, шляпка вогнутая - …,
шляпка гладкая – (шероховатая)
6.Соберем семейку (образование однокоренных слов)
Гриб- грибок -грибной – грибница – грибник – грибочек.
7.Сосчитай до пяти.
Один крупный боровик, два крупных боровика, - … пять крупных боровиков. Один белый гриб, два … . Одна бледная поганка, две … и т.д.
8.Отгадай загадку. Нарисуй отгадку.
Не одет он никогда,
Но без шляпки - никуда. (Гриб)
Одежда
1.Напомните ребенку:
- для чего нужна одежда; из чего ее делают;
- виды одежды ( зимняя – летняя, мужская – женская – детская, спортивная, домашняя);
- части одежды (карман, воротник, пояс, рукава, пуговица, петля, молния).
2. «Какой, какая, какое?»
Куртка из кожи – (какая?) кожаная; платье из шелка – (какое?) шелковое; юбка из шерсти - …; шуба из меха - …; куртка из вельвета (какая?) - …; пиджак из льна (какой?) -…; платок из ситца (какой?) - … ; халат из фланели (какой?) - ….
3. Скажи наоборот.
Надевать – снимать, мять – гладить, пачкать – чистить, вешать (в шкаф) – доставать из шкафа.
4. «О чем я говорю?»
Теплая – (шапка), теплый – (шарф), теплые – (носки);
Летний – (сарафан), летняя – (юбка), летние – (шорты).
Шерстяная – (кофта), шерстяной – (свитер), шерстяное – (пальто), шерстяные – (рукавички)
5. Сосчитай до пяти.
Один теплый шарф, два теплых шарфа… пять теплых шарфов.
Одна кожаная куртка…. Одно шелковое платье….
6. Расскажи о своих (своем, своей) любимых (ем, ей) брюках (шортах, платье, блузке…)
Мои брюки – красивые, новые, шерстяные, удобные, теплые…
ОБУВЬ
1.Напомните ребенку:
- для чего нужна обувь; из чего ее делают;
- виды обуви ( зимняя – летняя, мужская – женская – детская, спортивная, домашняя);
- части обуви (голенище, каблук, подошва, носок, пятка).
2. «Какие?»
Туфли из кожи – (какие?) - кожаные;
тапки из шерсти – (какие?) -…, вельвета, меха - …;
сапоги из резины – (какие?) - …, замши - … .
3. «Четвертый лишний».
Кроссовки, панама, ботинки, тапки;
шлепанцы, пальто, плащ, юбка;
сапоги, шорты, босоножки, туфли.
4. Сосчитай до пяти.
Один резиновый сапог, два резиновых сапога… пять резиновых сапог.
5. Расскажи о своих любимых кроссовках (туфлях,…)
Мои кроссовки – красивые, новые, удобные, легкие…
6.Пальчиковая гимнастика.
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Загибать пальцы на обеих руках,
Как у нашей свинки на ногах ботинки. начиная с больших, на каждое
А у пса на лапках голубые тапки. название обуви.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка – новые кроссовки.
Вот так, вот так, новые кроссовки. «Шагать» по столу указательными и
средними пальцами обеих рук.
ПОСУДА
1.Рассмотрите с ребенком чайную, столовую и кухонную посуду. Объясните, какие предметы относятся к каждому из этих видов. Он должен знать и уметь называть части чайника ( крышка, носик, донышко, ручка), кастрюли ( две ручки, крышка, донышко).
2. «Что - для чего?»:
Посуда для хлеба – хлебница; для сахара - …, для супа - …, для перца -…, для конфет - …, для салата - …, для селедки - …, для соли – солонка, для масла - …, для молока – молочник, для кофе - …, для соуса - …
3. «Назови ласково»
Кастрюля – кастрюлька, сковорода – сковородка, тарелка – тарелочка, ложка – ложечка, нож – ножик, вилка – вилочка, чашка – чашечка, кувшин – кувшинчик.
4. «Какой?», «Какая?», «Какие?» «Какое?»
Кувшин из стекла - какой? (Стеклянный.). Чашка из фарфора – какая? (Фарфоровая). Ведерко из серебра - какое? (Серебряное). Вилка из металла - …, поднос из пластмассы - …, ложка из дерева - …, блюдо из фаянса - …, ножи из стали -…
5.Опиши (по образцу).
Например. Это солонка. Она овальная, маленькая, голубая, фарфоровая, У нее есть крышка с отверстиями, чтобы высыпалась соль.
6.Выучи загадку.
На моей тарелке лодочка плывет.
Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка).
ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
1.Приметы зимы. Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом. Стало холодно, на улице мороз. Дуют сильные ветры, часто бывают метели и снегопады. Ночи стоят длинные, а дни короткие. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, играют в снежки.
2. «Какой? Какая?»
Снег (какой?) – белый, холодный, рассыпчатый ..., лед - …, день зимой - …, ночь зимой - …
У сороки белые бока – белобокая сорока. У снегиря красная грудь - красногрудый снегирь.
У вороны длинный клюв – ... У дятла красная голова – …. У синицы желтая грудь – …
3. О чем можно сказать?
Ударили - … ( морозы), хрустит - …( снег), бушует - …(метель), замерзли - …, скрипит - …
Морозный – (день, воздух, ветер…); холодное - (утро, солнце, небо…), снежная – (улица,
горка…), ледяные – горки, реки, озера…).
4. Доскажи словечко.
Синица с елки … (улетела), синица в кормушку …, вокруг кормушки …, с ветки на ветку …,
синица в дупло …
5. Сосчитай до пяти.
Одна ворона, две вороны …, пять ворон.
Голубь.., дятел.., сорока.., клест.., кукушка.., синица.., снегирь.., воробей.., сова..
6. Составь рассказ о зимующей птице. Например. Это сорока. Она большая, черно-белая. У нее круглая черная голова, овальное бело-черное туловище, длинный черный хвост, большие черно-белые крылья. У сороки черные глаза и сильный клюв.
7. Пальчиковая гимнастика.
Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимать и разжимать кулаки.
Прилетело? Мы расскажем: На каждое название птицы загибать по
Две синицы, воробей одному пальчику на обеих руках, начиная
Шесть щеглов и голубей, с больших.
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек. Снова сжимать и разжимать кулаки.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
1.Беседа. Дикими мы называем тех животных, которые живут на воле. Они сами строят себе
жилище, сами добывают себе еду. Дикие животные это – лиса, волк, медведь, белка, ежик,…
2. « Назови детеныша.»
У лисы – лисенок, у медведя – медвежонок, у волка – волчонок, у белки – бельчонок, у ежа –
ежонок, у барсука – барсучонок, у рыси – рысенок, у бобра – бобренок,…
3. «Чей? Чья? Чьи? Чье?»
Чей хвост у лисы? – Лисий. Чья морда у лисы? – Лисья. Чьи лапы у лисы? – Лисьи. И т. д.
4. «Чей дом?»
Берлога – дом медведя. Логово – дом волка. Нора – дом лисы. Дупло – дом белки. Хатка – дом
бобра. Норка – дом ежа.
5. Какое слово не подходит? Почему?
Волк, волчий, волокно, волчонок, волчица.
Белка, белочка, бельчонок, берлога, беличий.
6. Составь рассказ о животном. Например. Это медведь. Он большой, лохматый, коричневый, у
него большая голова и сильные лапы, На голове у медведя маленькие ушки, черные глаза и нос.
Хвостик у медведя очень маленький.
7. Пальчиковая гимнастика.
Еж, медведь, барсук, енот Поочередное соединение всех пальцев с большим,
1-2 1-3 1-4 1-5 начиная с указательного и кончая мизинцем.
Спят зимою каждый год Смена рук.
1-5 1-4 1-3 1-2
Волка, зайца, рысь, лису В обратном направлении – от мизинца к указательному
1-2 1-3 1-4 1-5
И зимой найдешь в лесу.
1-5 1-4 1-3 1-2
НОВЫЙ ГОД
1.Беседа. Скоро наступит Новый год. Его будут встречать все люди. В домах украсят елки. К
детям приедет Дед Мороз. Он привезет им подарки. Все будут желать друг другу счастья и
радоваться.
2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Шарик из стекла (какой?) – стеклянный; шишка из пластмассы (какая?) – пластмассовая;
снеговик из ваты – ватный; флажок из бумаги – бумажный; лошадка из дерева – деревянная.
3.Предложите составить рассказ – описание о любой елочной игрушке. Например. Это –
елочная игрушка шарик. Он большой, круглый, стеклянный, блестящий, красный. На нем
нарисованы белые снежинки. Он очень красивый.
4.Пальчиковая гимнастика.
На елке, на елке Ритмично хлопать в ладоши.
Зайчата и волки Соединять кончики пальцев обеих рук, начиная с больших
Мохнатые мишки. Пальцев, на каждое название животных.
Танцуют зверята, Попеременно выполнять хлопки и удары кулак о кулак.
Смеются, резвятся,
Котяток мышата
Совсем не боятся.
МЕБЕЛЬ
1.Беседа. Рассмотрите мебель, которая стоит в вашем доме. Расскажите о том, что она бывает кухонная, столовая, гостиная, спальная, детская. Попросите назвать, например, кухонную: стол, стул, шкаф, полка и т.д. Покажите и назовите части мебели: ножка, спинка, сиденье, дверцы, ящики, подлокотники и т. д.)
2.Предложите ответить на вопросы:
Где хранят одежду? (Одежду хранят в шкафу)
Где люди обедают? (Люди обедают за столом)
На чем ты сидишь? (Я сижу на стуле)
Где хранят книги? (Книги хранят в книжном шкафу)
3. «Раздели на слоги»
Ди - ван - 2 слога, 1 –ди, 2 – ван. Кро - вать – 2,...
Стол – 1,... Ко - мод – 2,... Стул -1,... Ку – шет - ка – 3,...
4. «Назови ласково»
Синий диван – синенький диванчик. Легкий стул - …
Мягкий пуф – мягонький пуфик. Тяжелый шкаф - …
5. «Скажи наоборот»
Большой стол – маленький стол. Мягкое кресло - …
Высокий стул – низкий стул. Тонкая ножка - …
Широкая кровать – узкая кровать. Длинная полка – …
6. «Собери семейку»
Стол – столик, столовая, столешница, настольная.
7.Опиши предмет. Например. Это шкаф, Он большой, деревянный, коричневый. У него две прямоугольные дверцы, четыре ножки, внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут белье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в условиях группы компенсирующей направленности.»
Представление опыта работы....
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи(6-7лет).
В материале представлены примеры пальчиковой гимнастики, направленной на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания по лексическим темам для подготовительной к школе группы....
КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».
Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....
План по самообразованию. "Экспериментальная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР(тяжелыми нарушениями речи) в условия группы компенсирующей направленности"
План по самообразованию...
Конспект занятия по развитию грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе Тема: «Фрукты»
Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи в старшей группы Тема: «Волшебница - осень»
Конспект коррекционно-развивающего занятия...