«Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Одна из физиологических особенностей – плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а поскольку не умеют им управлять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_v_rabote_muzykalnogo_rukovoditelya_i_uchitelya-logopeda.docx | 71.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области»
Данные педагогов: Давыдова Гузель Тимиргалеевна, музыкальный руководитель
Балахонкина Альбина Наильевна, учитель-логопед
Тема практики: «Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
Обоснование актуальности:
Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Одна из физиологических особенностей – плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а поскольку не умеют им управлять.
Содержание практики:
У дошкольников с нарушением речи наблюдается недостаточное развитие психомоторных и сенсорных функций, они значительно ниже возрастной нормы. И как один из пунктов слабо развито дыхание как речевое, так и вокальное.
Мы проводим беседу с детьми: «Нос-орган дыхания и обоняния», где продолжаю знакомить детей с особенностями работы органа дыхания и обоняния. Доказать необходимость вдоха для определения запаха. Далее упражняю детей в различении: «Отгадай по запаху» (фото № 1).
Фото № 1
Первые дыхательные упражнения с детьми должны выполняться лёжа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться). Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот (фото № 2)
Фото № 2
Затем следует опытно - практическая работа: «Где можно найти воздух?» Цель: обнаружить воздух в предметах.
Дидактическая игра: «Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?»
Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы.
Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Насосик», «Ёжик», «Надуй шарик», «Дудочка»
Цель: упражнять в правильном выполнении приема «вдох-выдох».
Игры на музыкальных духовых инструментах; надувание шариков.
Логопеды применяют дыхательную гимнастику для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.
Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательная гимнастика способствует формированию диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений (фото № 3).
Фото № 3
Умение правильно дышать – с глубоким коротким вдохом и плавным продолжительным выдохом – позволяет в полной мере овладеть своим голосом, научиться им управлять.
В работе мы используем такие упражнения:
Для развития сильного продолжительного выдоха:
«Соревнование карандашей» – Для «забега» нужно подготовить «стадион» — на столе обозначить место старта и финиша. Соревноваться в скорости будут разноцветные карандаши. Участники такого «забега» по очереди дуют на своего «спортсмена». Задача – прийти к финишу первым.
Для нормализации речевого дыхания:
«Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки.
«Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача ребенка – понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.
«Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.
Для формирования правильного произношения:
Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя.
- «Песенки змеи»: «Ш-ш-ш»;
- «Песенки комарика»: «З-з-з»;
- Ребенок плачет; «А-а-а!».
- Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
- Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».
Использование в работе зондозаменителя "Диск вертушка". На вращающийся диск можно дуть, это отличное упражнение для формирования и тренировки воздушной струи.
Зондозаменитель очень нравится детям. Он больше похож на игрушку, чем на инструмент для дыхательной гимнастики.
Результаты практики:
Подводя итог, хочется отметить, что данная работа укрепляет у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, развивает речь посредством музыки. А использование системы игр и упражнений, именно: ритмики, упражнений для дыхания, привели к положительным результатам, улучшили показатели по развитию певческих навыков, а значит и еще больше раскрепостили тело и дух ребенка.
Использование дыхательной гимнастики способствует становлению речи, развитию связной речи, четкости, мелодичности. Данная методика помогает скорректировать и сформировать правильное речевое дыхание.
Список методической литературы:
- Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление сб. упражнений / С. Е. Большакова. – Москва: Сфера, 2005. – 124 с.
- Власова, Т. Ш., Порафенродт, А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т. Ш. Власова, А. Н. Порафенродт. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с.
- Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
- Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг: учебное пособие / В. В. Емельянов – 12-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023 – 168 стр.
- Макшанцева, Е. Д. Скворушка Сборник музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста / Е. Д. Макшанцева. – М. : АРКТИ, 1998. – 104 с.
- Николаева, А. Ю. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников / А. Ю. Николаева, Л. М. Гришина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 37 (484). – С. 116-118.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное тематическое планирование с учетом преемственности в работе учителя-логопеда, инструктора физкультуры, музыкального руководителя.
Работа специалистов ДОУ с детьми средней группы с нарушениями речи...
презентация "Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда"
В соответствии с новыми образовательными стандартами материал подготовлен в виде презентации и был представлен на педагогическом совете. В краткой лаконичной форме показан один из этапов работы учител...
Презентация "Использование модульной гимнастики в работе учителя-логопеда"
Разновидностью модульной гимнастики являются игры с прищепками. Одновременно с развитием мелкой моторики происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса....
Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ
В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...
Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи
В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда...
Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...
Дыхательная гимнастика в работе учителя -логопеда
данная презентация для увеличения объема дыхания и нормализации и ритма,и выработки плавного , длительного , экономного выдоха...