«Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Балахонкина Альбина Наильевна

Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Одна из физиологических особенностей – плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а поскольку не умеют им управлять.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53 «Яблонька» города Димитровграда Ульяновской области»

Данные педагогов: Давыдова Гузель Тимиргалеевна, музыкальный руководитель

Балахонкина Альбина Наильевна, учитель-логопед

Тема практики: «Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя»

Обоснование актуальности: 

Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Одна из физиологических особенностей – плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а поскольку не умеют им управлять.

Содержание практики: 

У дошкольников с нарушением речи наблюдается недостаточное развитие психомоторных и сенсорных функций, они значительно ниже возрастной нормы. И как один из пунктов слабо развито дыхание как речевое, так и вокальное.

Мы проводим беседу с детьми: «Нос-орган дыхания и обоняния», где продолжаю знакомить детей с особенностями работы органа дыхания и обоняния. Доказать необходимость вдоха для определения запаха.  Далее упражняю детей в различении: «Отгадай по запаху» (фото № 1).

Фото № 1

Первые дыхательные упражнения с детьми должны выполняться лёжа (во время вдоха брюшная стенка должна подниматься вверх, при выдохе живот должен втягиваться). Затем проводится дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот (фото № 2)

Фото № 2

Затем следует опытно - практическая работа: «Где можно найти воздух?» Цель: обнаружить воздух в предметах.

Дидактическая игра: «Что хорошо для дыхательной системы, а что вредно?»

Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы.                            

Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Насосик», «Ёжик», «Надуй шарик», «Дудочка»

Цель: упражнять в правильном выполнении приема «вдох-выдох».

Игры на музыкальных духовых инструментах; надувание шариков.

Логопеды применяют дыхательную гимнастику для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.

Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательная гимнастика способствует формированию диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений (фото № 3).

Фото № 3

Умение правильно дышать – с глубоким коротким вдохом и плавным продолжительным выдохом – позволяет в полной мере овладеть своим голосом, научиться им управлять.

В работе мы используем такие упражнения:

Для развития сильного продолжительного выдоха:

«Соревнование карандашей» – Для «забега» нужно подготовить «стадион» — на столе обозначить место старта и финиша. Соревноваться в скорости будут разноцветные карандаши. Участники такого «забега» по очереди дуют на своего «спортсмена». Задача – прийти к финишу первым.

Для нормализации речевого дыхания:

«Озвученный выдох». Произнести отдельные согласные и гласные звуки. 

«Пропавшие звуки». Взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки. Задача ребенка – понять, что именно говорит взрослый, и озвучить.

«Считалочка». Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке.

Для формирования правильного произношения:

Чтобы звуки, звукосочетания и слоги получали правильное звуковое оформление, нужно научиться их проговаривать на одном выдохе. Сформировать такие навыки помогут «песенки», подражающие звукам, которые малыш слышит вокруг себя. 

  1. «Песенки змеи»: «Ш-ш-ш»;
  2. «Песенки комарика»: «З-з-з»;
  3. Ребенок плачет; «А-а-а!».
  4. Воздушный шарик сдувается: «Ф-ф-ф».
  5. Осенний дождик стучит по крыше: «Кап-кап-кап».

Использование в работе зондозаменителя "Диск вертушка". На вращающийся диск можно дуть, это отличное упражнение для формирования и тренировки воздушной струи.

Зондозаменитель очень нравится детям. Он больше похож на игрушку, чем на инструмент для дыхательной гимнастики.

Результаты практики: 

Подводя итог, хочется отметить, что данная работа укрепляет у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, развивает речь посредством музыки. А использование системы игр и упражнений, именно: ритмики, упражнений для дыхания, привели к положительным результатам, улучшили показатели по развитию певческих навыков, а значит и еще больше раскрепостили тело и дух ребенка.

Использование дыхательной гимнастики способствует становлению речи, развитию связной речи, четкости, мелодичности. Данная методика помогает скорректировать и сформировать правильное речевое дыхание.

Список методической литературы:

  1. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление сб. упражнений / С. Е. Большакова. – Москва: Сфера, 2005. – 124 с.
  2. Власова, Т. Ш., Порафенродт, А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя / Т. Ш. Власова, А. Н. Порафенродт. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240 с.
  3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с. 
  4. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг: учебное пособие / В. В. Емельянов – 12-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань: ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2023 – 168 стр.
  5. Макшанцева, Е. Д. Скворушка Сборник музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста / Е. Д. Макшанцева. – М. : АРКТИ, 1998. – 104 с.
  6. Николаева, А. Ю. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников / А. Ю. Николаева, Л. М. Гришина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2023. – № 37 (484). – С. 116-118.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда"

В соответствии с новыми образовательными стандартами материал подготовлен в виде презентации и был представлен на педагогическом совете. В краткой лаконичной форме показан один из этапов работы учител...

Презентация "Использование модульной гимнастики в работе учителя-логопеда"

Разновидностью модульной гимнастики являются игры с прищепками. Одновременно с развитием мелкой моторики происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса....

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...

Использование дыхательной гимнастики в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи

В данной статье рассказывается о использовании дыхательной гимнастики в коррекционно - развивающей работе учителя - логопеда...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...

Дыхательная гимнастика в работе учителя -логопеда

данная презентация для  увеличения объема  дыхания и нормализации  и  ритма,и выработки плавного , длительного , экономного  выдоха...