образовательная практика «В мяч играем – речь развиваем».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Самым эффективным методом воздействия взрослого на ребенка является игра, как одна из форм обучения. В то же время она выступает основным видом деятельности дошкольника и может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов в коррекционной работе.
Особое место в своей работе мы отводим играм с мячом. Мяч - это не только любимая игрушка всех детей, но и прекрасный инструмент, который можно использовать в коррекционной практике для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения, развития фонематического слуха, обогащения словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.16 КБ |
Предварительный просмотр:
1. *Территория
г. Шарыпово
2.1. *Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Чебурашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития детей» Красноярский край, городской округ г. Шарыпово.
2.2. *Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава)
МБДОУ №3 «Чебурашка»
2.3. *Почтовый адрес (для позиционирования на карте):
-662315
- населенный пункт
Красноярский край
г. Шарыпово
- улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)
2 микрорайон
- строение/корпус
строение 8/1
3. *Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации
4. *Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику
Машина Светлана Васильевна, учитель – логопед МБДОУ №3 «Чебурашка»
5. *Контактные данные лиц (-а), курирующих (-его) образовательную практику:
- рабочий телефон с кодом
Машина С.В.- 8(39153)25-3-27
- е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)
Машина С.В. - mashina.57@bk.ru
- мобильный телефон (желательно)
Машина С.В. - 8-923-292-26-84
6. *Ф.И.О. авторов/реализаторов практики
- Катасонова Ольга Викторовна, Ханахмедова Роза Михайловна – воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
7. *Укажите тип представленной практики (выбрать один из предложенных):
- педагогическая практика;
- методическая практика;
- управленческая практика;
8. *Укажите направление представленной практики (выбор одного варианта): 1. Развитие школьной системы оценки качества образования: практики управления по результатам;
2. Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности;
3. Современные образовательные технологии для достижения образова-
тельных результатов (академические, грамотности, компетенции);
4. Практики инклюзивного образования на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения;
5. Практики работы специалистов с детьми с ОВЗ;
6. Организация и развитие системы воспитания в образовательном учреждении;
7. Обновление содержания и технологий дополнительного образования (образовательные учреждения, сетевые формы);
8. Построение образовательной среды для выявления и индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников;
9. Современные практики по самоопределению и профессиональной
ориентации обучающихся в образовательном учреждении;
10. Современные практики здоровьесбережения на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения;
11. Создание условий для профессионального развития педагогических работников;
12. Современные практики методического сопровождения педагога на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения (наставничество, тьюториал, супервизия и другие);
13. Становление и развитие психологической службы на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения (в том числе профилактическая работа);
14. Формирование и развитие цифровой образовательной среды;
15. Современные практики реализации региональной Концепции развития дошкольного образования.
9. *Название практики
«В мяч играем – речь развиваем».
10. *Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)
Дети с тяжелыми нарушениями речи, игра как основной вид деятельности и как одна из форм обучения, коррекция речевых нарушений, недоразвития психических процессов, игры с мячом, развитие мелкой и крупной моторики.
11. *На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- дополнительное образование детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование;
- другое (указать).
12. *На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- воспитанники;
- родители воспитанников (законных представителей);
- воспитатели;
- узкие специалисты (логопеды, дефектологи).
13. *Масштаб изменений
- уровень образовательного учреждения;
- уровень муниципалитета;
- межмуниципальный уровень;
- межотраслевой уровень.
14. * Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов
Актуальность
Задача обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня является наиболее актуальной в дошкольной образовательной организации. Это связано с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов неуклонно растет. Право на образование и воспитание детей с особыми образовательными потребностями закреплено государством на законодательном уровне. В конституции РФ и Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации сказано (ст. 19, ст. 43), что дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование и равные с обычными детьми возможности для получения образования в условиях ДОО.
Коррекционная работа, в соответствии с ФГОС ДО направлена на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – особая категория дошкольников, для которых помимо ведущего речевого недоразвития обычно свойственно и своеобразие всей познавательной сферы. Сами по себе эти нарушения не исчезнут. Поэтому очень важно выстроить коррекционную работу таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скорректировать недоразвитие психических процессов. Важным моментом при этом является выбор методов обучения.
Самым эффективным методом воздействия взрослого на ребенка является игра, как одна из форм обучения. В то же время она выступает основным видом деятельности дошкольника и может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов в коррекционной работе.
Особое место в своей работе мы отводим играм с мячом. Почему выбрали мяч? Мяч воспринимается ребёнком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он круглый и яркий. Мяч - это не только любимая игрушка всех детей, но и прекрасный инструмент, который можно использовать в коррекционной практике для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения, развития фонематического слуха, обогащения словаря.
Игры с мячом способствуют развитию силы, ловкости, глазомера, умения ориентироваться в пространстве. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание. И что не менее важно, игры с мячом создают благоприятный эмоциональный фон и улучшают настроение, а также нормализуют поведение, что особенно важно для гиперактивных детей. Играя, дети учатся и развиваются. Игры с мячом представлены в Приложении № 1.
14.1. *Проблемы, цели, ключевые задачи, на решение которых направлена практика
Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Дети, которые приходят в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, и во время игр с мячом детям сложно согласовывать слова с движениями.
Цели практики:
- коррекция речевых нарушений дошкольников через использование игр с мячом.
Задачи:
- закреплять умение ориентироваться в собственном теле и пространстве;
- учить подбрасывать мяч и ловить его;
- отбивать мяч правой и левой рукой об пол;
- закреплять знания о гласных и согласных звуках;
-развивать умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать мышление, память, внимание;
- развивать умение согласовывать слова с движениями.
14.2. * Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
Речевые игры с мячом помогут разнообразить коррекционную работу. Использование мяча побуждает интерес к занятиям, мотивирует ребят достигать поставленные цели непринуждённо, с удовольствием, создаёт ощущение лёгкости усвоения материала. Каждый ребенок становится активным участником деятельности, а не пассивным слушателем.
14.3. *Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это дети с особыми возможностями и особенностями. Поэтому самым главным для нас, как педагогов, является использование личностно – ориентированной технологии. Учитывая, что у детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит внимания, низкий уровень мотивации к обучению, минимум познавательной активности, быстрая утомляемость, нарушение координации движений, нестабильное психоэмоциональное состояние, приоритетным является использование индивидуального подхода с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
С целью повышения интереса к мячу и играм с мячом совместно с родителями и детьми разработали и реализовали проект «Мой веселый звонкий мяч». В ходе проекта дети совместно с родителями искали информацию об истории возникновения мяча, познакомились с разновидностями мячей. На прогулках совершенствовали умения владения мячом, разучили подвижные игры и игры спортивного характера с мячом. Итогом проекта стал созданный совместно с родителями мини – музей мяча.
С целью закрепления и совершенствования умений и навыков владения мячом инструктор по физической культуре Якушевич В.В. разработала дополнительную общеразвивающую программу «Мой веселый звонкий мяч». https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/10/15/fizkulturnyy-proekt-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy-moy-veselyy В рамках программы в течение года один раз в неделю с детьми проводились комбинированные, тренировочные и игровые занятия.
Проводя игры с мячом, используем разные формы работы с детьми (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную). Данные формы применяем на коррекционно – развивающих занятиях, как часть занятия, на прогулке, в утреннее и вечернее время, во время физминуток и динамических пауз, уделяя особое внимание предотвращению утомляемости.
Одной из форм организации детской деятельности и любимой формой проведения игр детей - игры в кругу. Круг удобен тем, что дети и педагог хорошо видят и слышат друг друга, контактируют друг с другом. И как утверждают психологи, круг служит своего рода клеем, который скрепляет детский коллектив, способствует развитию коммуникативных навыков, доброжелательных отношений.
Организуя речевые игры с мячом, выстраиваем работу с учетом следующих принципов:
- принцип учета возрастных особенностей детей;
- принцип постепенности (материал дается от простого к сложному);
- принцип систематичности и последовательности;
Используем разные методы и приемы:
- наглядные (показ способа действий с мячом, рассматривание иллюстраций о разновидностях мячей);
- словесные (беседы, разъяснения, мотивация на успех - у тебя все получится, поощрения, чтение художественной и познавательной литературы);
- практические (обследование разных видов мячей, самостоятельная деятельность детей с мячом). Основное внимание уделяем выполнению действий с мячом, так как от уровня владения мячом зависит темп выполнения упражнений и протекание игры.
Данная работа не была бы столь эффективной без тесного взаимодействия с родителями. Для родителей провели практикум на тему: «В мяч играем - речь развиваем». Из бесед с родителями выяснили, что у многих дома нет мяча, и соответственно родители не знают игр с мячом, кроме футбола и баскетбола. В ходе практикума познакомили родителей с играми, которые можно проводить дома, на прогулке, в летнее время на отдыхе. Наша задача была сделать родителей своими помощниками, применяя полученные ими знания на практике, поверить в своих детей и радоваться их успехам.
14.4. *Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Благодаря систематической работе и тесному взаимодействию с учителем – логопедом, инструктором по физической культуре, родителями были достигнуты хорошие результаты. При выполнении упражнений с мячом у детей стабилизировалось эмоциональное состояние; улучшилась крупная и мелкая моторика, взаимодействие глаза и руки, ориентировка в пространстве и собственном теле, повысилась способность к произвольному контролю и вниманию. Дети овладели техникой броска и ловли мяча в парах, в группе, отбивании мяча об пол, научились слушать и слышать, овладели навыками совместных действий.
Все это непосредственно повлияло на речь только с положительной стороны и способствовало:
- развитию всех сторон речи, развитию звуковой культуры, фонематическому восприятию;
- обогащению словарного запаса;
- развитию чувства ритма и умению разбивать слова на слоги;
- развитию психических процессов (внимания, памяти, мышлению).
В 2022 г. 13 детей (100%) имели положительную динамику, из них 9 детей 96%) с речевой нормой.
14.5. Укажите ссылки на задания, используемые в учебном процессе (только для практик направления «Модернизация содержания и технологий обучения: практики достижения и оценки функциональных грамотностей»)
14.6. Реализуется ли в вашем образовательном учреждении программа по финансовой грамотности" (период реализации, опыт внедрения программы, результаты)? (только для практик направления «Содержание и методика преподавания основ финансовой грамотности (для образовательных учреждений, реализующих программы по финансовой грамотности)»
15. *Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики.
Как один из способов измерения результата образовательной практики использовали наблюдение. Проводя с детьми игры с мячом, фиксировали не только уровень владения мячом, умение ориентироваться в пространстве, но и умение согласовывать слова с движениями, умение слышать задание (коррекция речевых нарушений) и четко его выполнять.
16. *С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Отстают в развитии двигательной сферы: движения плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывали трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Недостаточная координация движений прослеживалась во всех видах моторики: общей и мелкой.
Все это говорит о том, что процесс обучения требует длительного времени.
17. *Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)
Использовать игры с мячом в своей работе с детьми. Это не требует сложной атрибутики и длительной подготовки. Все что нужно для работы - это мяч и подборка игр по разным направлениям.
18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов, нужное подчеркнуть):
- никакое;
- консультационное сопровождение;
- предоставить информационные материалы;
- предоставить методические материалы;
- провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.;
- организовать стажерскую площадку;
- другой вариант_____________
19. *Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательного учреждения)
- рецензия на мастер – класс на тему: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников»;
20. *Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)
- Машина Светлана Васильевна, учитель – логопед высшей квалификационной категории МБДОУ № 3 «Чебурашка», Почетный работник образования.
21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)
Практика на тему «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников» опубликована на сайте https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2023/01/09/predstavlenie-iz-opyta-raboty-na-temu-igry-s
22. *При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них
Приложение № 1
- Игры на развитие мелкой моторики – 6-8 чел.
Оборудование: (массажные мячики, корзина)
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Игры на умение ориентироваться в пространстве (массажные мячики)
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине» - 6-8 чел.
Цель: развитие ориентированности в собственном теле. Задачи: закрепление умения ориентироваться в собственном теле и пространстве (справа - слева, впереди - сзади); закрепления употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани; теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого: - В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними. И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне.
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» (большие мячи) – 2 чел.
Цель: развитие моторики, ловкости и внимания. Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа – слева), закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания.
• Какой обруч находится слева (справа)?
• Стукни три раза мячом в правый обруч.
• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
- Игры на развитие фонематического слуха
- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх (у каждого ребенка мяч)
- «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
- «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
3. Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
- «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
- «Мяч скорее лови, чистоговорку повтори»
Ход игры. Дети стоят полукругом, ударяя мячом об пол, четко произносят чистоговорки, выговаривая все звуки:
Са – са –са – укусила в нос оса.
Со – со – со – стал мой нос как колесо.
Сы – сы – сы – не боюсь я злой осы.
Су – су – су – я осу в руке несу.
- Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
- На развитие умения согласовывать существительных с местоимением используем игру - «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи»
- На развитие умения образовывать притяжательные прилагательные используем игру «Чей же это хвост, отвечай на вопрос»
У лисы – лисий хвост
У волка – волчий
У собаки – собачий
У мыши – мышиный
У тигра – тигриный
У щуки – щучий
У зайца - заячий
«Чья же это голова? Подскажи скорей слова» с усложнением.
Дети идут по кругу приставным шагом. Ведущий бросает мяч из центра круга., а ребенок, бросая обратно мяч, заканчивает фразу.
У вороны голова – воронья
У рыси – рысья
У кошки – кошачья
У рыбы - рыбья
У медведя – медвежья
У орла - орлиная
На развитие умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами используем игру «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»
Ведущий начинает фразу, а ребенок договаривает.
Тарелка чистая, а тарелочка —… (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек —… (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка—… (кругленькая).
Нож острый, а ножичек —… (остренький).
Суп вкусный, а супчик —… (вкусненький).
Следка соленая, селедочка солененькая
Конфета сладкая, а конфеточка – сладенькая
Пряник ароматный, а пряничек ароматненький
Булка – мягкая, а булочка – мягонькая
Сыр твердый, а сырочек тверденький
Игру «Кто кем был?» используем для развития мышления, расширения словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок — яйцом
Хлеб — мукой
Лошадь — жеребёнком
Шкаф — доской
Корова — телёнком
Велосипед — железом
Дуб — жёлудем
Рубашка — тканью
Рыба — икринкой
Ботинки — кожей
Яблоня — семечкой
Дом — кирпичом
Лягушка — головастиком
Сильный — слабым
Бабочка — гусеницей
Взрослый — ребёнком
Цель игры «Большой мяч» - активизировать словарь глаголов, развивать общую моторику.
Дети встают в круг, в кругу водящий с мячом в руках. Водящий называет слово и кидает мяч кому – либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, который может совершать предмет, названный водящим.
Например: «снег»- идет, падает, сверкает, хрустит, искрится, тает, хрустит
На обогащение словаря прилагательными используем игру «В нашем городе».
Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок ловит мяч, возвращает его и повторяет предложение, расширяя его прилагательными. - В нашем городе много улиц. Каких?- В нашем городе много красивых и чистых улиц (зеленых, тихих, благоустроенных, широких, длинных).
В нашем городе много домов. Каких? - … (больших, красивых, высоких, одноэтажных, пятиэтажных, многоэтажных, старых, каменных, кирпичных).
Для совершенствования навыка составлять распространенные предложения с заданным словом играем в игру «Сбей кеглю».
Мы по кегле попадем,
предложение назовем.
Ребенок, называя слово, катает мяч, старясь сбить кеглю, стоящую в середине круга. Если не получается, он сам составляет предложение со своим словом, а если получается, то предложение составляет тот ребенок, к которому прикатится мяч. Игра повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Образовательный проект «В театр играем – речь развиваем»
Образовательный проект«В театр играем – речь развиваем» I. Актуальность: В связи с тем, что театральная деятельность в нашем детском саду является ...

Проект «В сказки играем- речь развиваем» Разработка и внедрение в практику коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда мультимедийных логопедических сказок
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности, так как с раннего детства он включен в видео среду. В связи с чем, разработка альтернативной комплекс...

Образовательный проект «В театр играем – речь развиваем»
Образовательный проект«В театр играем – речь развиваем» I. Актуальность: В связи с тем, что театральная деятельность в нашем детском саду явл...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...