Образовательный проект «В театр играем – речь развиваем»
проект по развитию речи (старшая группа)
Образовательный проект
«В театр играем – речь развиваем»
I. Актуальность: В связи с тем, что театральная деятельность в нашем детском саду является частью приоритетного направления, возникла необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игра, работа с родителями. Эти действия обеспечат системность работы в данном направлении.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанный с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Поэтому, я считаю, реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Практическая значимость: Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомендации могут быть использованы воспитателями и родителями в развитии творческих способностей у детей.
При подготовке сказки к показу зрителям у детей развиваются творческие способности: дети учатся выступать перед зрителями, формируется правильная речь, развиваются актерские способности, воображение, память, дети становятся более раскрепощенными и общительными. Совместная творческая деятельность сближает родителей и детей. У них появляются общие интересы и идеи для творчества.
Инновационная направленность
В своей педагогической практике, и конкретно в данном общеобразовательном праекте, применяю социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам и общение между ними, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.
Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.
Сущность социо-игрового стиля работы:
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки, и общения».
Степень распространения материалов
Данный общеобразовательный проект был представлен на педагогическом совете по обобщению опытом. В процессе работы над проектом выстраивается и апробируется практический материал, который затем может быть предложен для использования другими образовательными учреждениями.
II. Цель проекта:
Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
III. Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2.Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ.
3. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду.
4. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности.
5. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
6. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
7. Способствовать формированию эстетического вкуса.
8. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
9. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности.
10. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
IV. Принципы:
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Участники проекта: Педагоги – дети – родители.
Тип проекта: Творческий.
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2011 – май 2014 г)
V. Содержание воспитательно-образовательного процесса.
Основная идея – идея развивающего обучения.
Строя свою образовательную работу, я опиралась на рекомендации таких авторов: А.В.Щеткин, Т.Н.Доронова, Н.Ф.Губанова.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- театральный кружок «Хохотушки - Говорушки»;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
VI. Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- фотовыставки «Театральные новости»;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
VII. Работа воспитателей.
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
VIII. Ребенок
1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.
2. Идея – не навреди
Этапы реализации проекта:
Организационный этап.
(сентябрь – октябрь2011 год)
- определение целей и задач проекта - подбор и изучение литературы по теме проекта.
- составление перспективного плана
-совместная деятельность педагога с детьми
-Составление подборки стихов, загадок, чистоговорок, скороговорок
- упражнений на развитие интонационной выразительности, дикции
- разработка серии игр для развития речи детей средствами театрализованной деятельности.
Практический этап.
(ноябрь 2011г. – апрель 2014г.)
- беседы и организованная деятельность;
- театрализованные игры, упражнения;
- Игра с элементами театрализации
- Чистоговорки с пальчиками
- Настольный и кукольный театр
-Пальчиковые игры и сказки
-Детские этюды
-Рассказывание сказок по схемам
Формы организации театрализованной деятельности детей.
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игры- импровизации
- Инсценировки и драматизация
- игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха;
- игры-драматизации, пальчиковый театр
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:
1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1. Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Для группы:
1. Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
3. Создание картотеки театрализованных игр.
Технология проведения:
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики.
Структура представлена:
- Коммуникативные игры
- Игры, направленные на развитие воображения, внимания
- Игры на развитие выразительной и диалогической речи
- Культура и техника речи
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры
- Этюды
- Инсценировки и драматизация
Заключительный этап.
(май –2014года)
- подведение итогов реализации проекта.
.
Заключение .
Таким образом, развитие речи детей осуществляется через театрально-игровую деятельность, и ведёт к единой цели – ликвидации недостатков речевого развития в процессе обучения и создания готовности к овладению школьными навыками и умениями.
План – программа работы в младшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Развитие пассивного словаря
- накопление пассивного словаря
- Формирование фонематической системы языка
- воспитание внимания к звуковой стороне речи, учить различать на слух длинные и короткие слова;
- формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста;
- учить дифференцировать согланые раннено онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б] - [н], [м]- [т], [п]- [г].
- развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
- развитие экспрессивного словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетической сторны речи:
- формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;
- развивать длительность речевого выдоха;
- развивать силу, динамику и модуляциу голоса;
- развивать подражание речевым звукам;
- активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гланых звуков и согласных раннего онтогенеза;
- воспитывать правильный, умеренный темп речи;
- развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
- Развитие диалогической речи и речевого общения.
- Развитие мелкой моторики:
- Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками, в сухом бассейне.
- Музыкальное развитие:
- Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
- Формировать умение различать звучание муз. Инструментов.
- Игровая и театрализованная деятельность:
- побуждать детей к активной игровой деятельности;
- развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности;
- развивать двигательную активность; умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию;
- развивать диалогическую и монологическую речь; проведение театрализованных игр по сказкам “Репка”, “Курочка Ряба”, “Волк и козлята”.
План – программа работы в средней группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Развитие словаря:
- Работать над накоплением пассивного словаря и активизации в речи существительных, глаголов прилагательных по всем лексическим темам;
- Формировать понятие слово и умение оперировать им.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- Формировать умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия;
- Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
- Развитие фонетико – фонематическо системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
- Формировать навык мягкого голосоведения;
- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию);
- Развивать ритмичность и интонационную выразительность, модуляцию голоса;
- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности;
- Активизировать движения артикуляционного аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп;
- Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности;
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации;
- Научить правильно передавать ритмический рисунок слов;
- Сформировать понятие “слог” и умение оперировать этим понятием;
- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки;
- Научить выделять начальные ударные гласные из слов;
- Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов из конца и начала слов;
- Дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам;
- Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков;
- Сформировать понятие “звук”, “гласный звук”, “согласный звук” и умение оперировать этими понятиями.
- Обучение элементам грамоты:
- Сформировать понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
- Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с согласными буквами Т, П, Н, М, К;
- Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, “рисованию” по тонкому слою манки и в воздухе;
- Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
- Развитие связной речи и речевого общения:
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
- Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
- Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета.
- Музыкальное развитие:
- Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью; обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
- Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, интонируя мелодию;
- учить самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы; передавать характер музыки в движениях; инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх, спектаклях.
- Игровая и театрализованная деятельность:
- Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений;
- Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке, проведению театрализованных игр во всех видах театра;
- Формировать достаточный запас эмоций.
- Физическое здоровье и развитие:
- Формировать умение выполнять движения под музыку;
- Способствовать развитию выразительности движений, умение передавать двигательный характер образа.
План – программа работы в старшей группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Развитие словаря:
- уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
- обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
- расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов;
- обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования;
- Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
- совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
- сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
- Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
- закрепить навык мягкого голосоведения;
- воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
- развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
- закрепить правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
- активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп;
- сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной игровой и речевой деятельности;
- сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов;
- закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;
- формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляции: в свободной игровой и речевой деятельности;
- формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий;
- сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Обучение элементам грамоты:
- закрепить понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
- познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э;
- совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина;
- сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
- Развитие связной речи и речевого общения:
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
- Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
- Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
- Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
- Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
- Развитие мелкой моторики:
- Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.
- театрально – игровая деятельность:
- обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
- способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;
- развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
- развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
- совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
- воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
- Физическое здоровье и развитие:
- ежедневное использование следующих форм работы по физическому воспитанию детей: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения.;
- учить детей импровизировать под различные мелодии.
План – программа работы в подготовительной к школе группе по развитию речи через театрально – игровую деятельность.
- Речевое развитие:
- расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- обогащать речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами – антонимами и словами синонимами;
- расширять представления о переносном значении и многозначности слов, учить использовать эти слова;
- закрепить понятие слово и умение оперировать им.
- Совершенствование грамматического строя речи:
- совершенствовать навык образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
- совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами;
- формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами;
сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных; - совершенствовать навыки составления сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненых предложений с придаточными времени, следствия, причины;
- закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем.
3. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
- продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи;
- учит соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика;
- учить произвольно менять силу голоса;
- развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона;
- продолжать работу над четкостью дикции, интонационно выразительностью речи;
- активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата;
- уточнить произношение звуков [i],[ц],[Ч],[щ],[р],[р’],[л],[л’] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности;
- завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности;
- закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;
- упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
4. Обучение грамоте:
- познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ;
- закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные;
- совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов;
- научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
- Развитие связной речи и речевого общения
- стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
- совершенствовать навык ведения диалога;
- сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
- Развитие мелкой моторики:
- через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;
- через сопряженную пальчиковую гимнастику.
7. Музыкальное развитие:
- совершенствовать ранее певческие навыки( навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования);
- учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животного.
- Игровая и театрализованная деятельность:
- совершенствовать умение творчески выполнять роли, импровизировать в играх – драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам.
- Физическое здоровье и развитие:
- совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку;
- содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений;
- продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы.
Приложение № 1 Вопросы к устному опросу родителей.
1. Играет ли ваш ребенок дома в театр?
2. Играете ли вы с ребенком в театр?
3. Какие виды театра вы знаете?
4. Какие виды театра есть у вас дома?
5. Вы знаете, что кукол для театра можно сделать самим?
6. Вы хотели бы научиться делать кукол для театра?
7. Как часто вы посещаете театр?
8. Как часто вы посещаете театр с детьми?
9. Зачем, по вашему мнению, нужен театр для детей?
10. Вы знаете о том, что в нашем детском саду театрализованная деятельность
является приоритетным направлением в развитии детей?
11. Вам хотелось бы узнать больше о возрастных особенностях театрализованной деятельности?
12. Ваш ребенок участвует в театрализованных постановках, в спектаклях?
13. Ваш ребенок делится с вами впечатлениями о своих успехах или неудачах в данном виде деятельности?
14. Вам нравится, что ваш ребенок участвует в спектаклях и постановках?
15. Какую динамику в развитии вашего ребенка вы наблюдаете:
1). Положительную. 2). Отрицательную. 3). Ничего не происходит.
16. Как вы считаете, стоит ли продолжать работу в этом направлении?
Устный опрос показал, что 80% родителей положительно относятся к развитию их детей в данном направлении, и готовы к сотрудничеству.
10% родителей отрицательно относятся к развитию их детей в данном направлении, и не готовы к сотрудничеству.
Перспективный план работы с родителями в проекте
сентябрь | |
№п/п | содержание |
1 | Провести устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» |
2 | Наглядная информация «Организация театральной деятельности в средней группе» |
3 | Совместная деятельность. Изготовление атрибутов и декораций. |
октябрь | |
№п/п | содержание |
1 | Наглядная информация «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности». |
2 | Индивидуальные беседы «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности» |
ноябрь | |
№п/п | содержание |
1 | Наглядная информация. Папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов. |
2 | Индивидуальные беседы «Значение театрализованного воспитания для детей дошкольного возраста». |
декабрь | |
№п/п | содержание |
1 | Выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами» |
2 | Консультация «Домашний кукольный театр, как средство научить ребёнка общению». |
3 | Совместная деятельность. Изготовление костюмов и декораций. |
январь | |
№п/п | содержание |
1 | Фотовыставка «Дружеские встречи» |
2 | Консультация «Учим детей через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение». |
февраль | |
№п/п | содержание |
1 | Консультация «Создание семейного театра». |
2 |
|
март | |
№п/п | содержание |
1 | Совместная деятельность. Изготовление костюмов и декораций к неделе театра. |
2 | Фотовыставка «Театральные новости » |
апрель | |
№п/п | содержание |
1 |
|
2 | Выставка рисунков «Путешествие к Лунтику в гости». |
май | |
№п/п | содержание |
1 | Провести устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» |
2 | Фотовыставка «Театральная мозаика» |
ДИАГНОСТИКА
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.
Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
Оценка эффективности работы (диагностика):
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;
- навыки кукловождения;
- эмоционально-образное развитие;
- основы коллективной творческой деятельности;
Итоговая диагностика развития ребёнка в процессе театрализованной деятельности основана на работе Т.С.Комаровой. Ключевой метод отслеживание - наблюдение позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейшие планы, наметить перспективу работы всей группы и проведение индивидуальных занятий.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА средней группы
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 п/д | 2 п/д | 3 п/д | 4 п/д | 5 п/д |
Показатели / Диагностики | |||||
в | и | в | и | в | и | в | и | в | и |
| ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.Основы театральной культуры. |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Речевая культура. |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Эмоционально-образное развитие. |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Навыки кукловождения.
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.Основы коллективной творческой деятельности. |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценочные критерии по четырех бальной системе. |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 балл – Высокий уровень |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 балла – Соответствует возрасту |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 балла – Не соответствует возрасту |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 балла – Низкий уровень |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ ПО ОСНОВНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ.
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 4 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, может назвать театральные профессии.
Соответствует возрасту – 3 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Не соответствует возрасту – 2 балла: мало интересуется театральной деятельностью; различает и с помощью взрослого называет различные виды театра.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; не различает и затрудняется даже с помощью взрослого назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 4 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Соответствует возрасту – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного произведения.
Не соответствует возрасту – 2 балла: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
Низкий уровень – 1 балл: не стремиться понимать произведение, различает главных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; отказывается пересказывать.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 4 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Соответствует возрасту – 3 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Не соответствует возрасту – 2 балла: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
Низкий уровень – 1 балл: слабо различает эмоциональные состояния, не использует их в театрализованном действии.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 4 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Соответствует возрасту – 3 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Не соответствует возрасту – 2 балла: владеет элементарными навыками кукловождения.
Низкий уровень – 1 балл: слабо владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 4 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Соответствует возрасту – 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Не соответствует возрасту – 2 балла: не проявляет инициативы, стесняется проявить себя в действиях с партнерами.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Характеристика уровней знаний и умений
театрализованной деятельности
Высокий уровень.
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Ребенок способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Соответствует возрасту.
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Не соответствует возрасту.
Мало эмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. С помощью взрослого называет различные виды театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но стесняется их продемонстрировать на зрителя при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Выполняет большее количество операции только с помощью руководителя.
Низкий уровень .
Проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре, но не выполняет их.
Слабо понимает содержание произведения, не интересуется поступками отдельных героев.
Отказывается пересказывать произведение.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Крайне редко принимает участие в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Программа дошкольного образования: "От рождения до школы"» - Н.Е.Веракса
2. «Театральная деятельность в детском саду» - А.В.Щеткин
3. «Играем в театр» - Т.Н.Доронова
4. «Театрализованная деятельность дошкольников» - Н. Ф. Губанова.
5.Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. - М., 2000.
6.Михайлова М.А.Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. - Ярославль, 2002.
7.Молчанова Ю.А. Первые уроки театра. – М., 1996.
8.Поляк Л. Театр сказок. - СПб., 2001.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«В театр играем – речь развиваем» | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «В театр играем - речь развиваем».
Проект: «В театр играем - речь развиваем».Цель проекта:· ознакомление с различными видами театра, для повышения речевой активности.·...
Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»
Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...
Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа
Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...
Проект «В театр играем – речь развиваем!»
Цель: профилактика речевых нарушений и развитие речи детей через театрально – игровую деятельность. Задачи: Вызвать интерес к театрально- игровой деятельности, знакомить с различными видами прои...
Образовательный проект «В театр играем – речь развиваем»
Образовательный проект«В театр играем – речь развиваем» I. Актуальность: В связи с тем, что театральная деятельность в нашем детском саду является ...
Творческо-речевой проект «В театр играем - речь развиваем»
По развитию речи дошкольников через театрализовано-игровую деятельность с использованием обучающих средств (этюды, речевые упражнения)Введение...
Проект «В театр играем – речь развиваем» для детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для всестороннего развития ребенка. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию...