Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с СДВГ.
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лавринчук Мария

Разработана индивидуальная коррекционная программа для ребенка с СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv_korekts_progr_dlya_sdvg.docx72.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 4»
Дальнереченского городского округа
г. Дальнереченск

ПРИНЯТО:                                                                                                               УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                               Заведующий МБДОУ "
на заседании педагогического совета                                                              ЦРР - детский сад №4»
от 30 августа 2021 г.

протокол №1                                                                                                        ______   Пащенко Е.Ф.
                                                                                                                                          от 30 августа 2021г

                                                       

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ С СДВГ.

на 2021 – 2022 учебный год

Составители:

Педагог-психолог:  Журавлева С.С.

Воспитатель:  Лавринчук М.Ю.

                              2021г

   

Постоянно усиливающееся влияние отрицательных факторов окружающей среды на организм ребенка часто приводит к осложнениям его психического развития, большая часть которых является отклонением от нормы. Часто нарушения поведения и развития детей дошколь- ного возраста (агрессивность, пассивность, гиперактивность и др. явления) обусловлены функцио- нальной незрелостью нервной системы, минимальной мозговой дисфункцией, психосоциальными факторами.

По нашим наблюдениям, в последние годы увеличилось число детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) вследствие органического повреждения головного мозга в результате осложнений беременности и родов, а также в результате истощающих соматических заболеваний раннего возраста, физических и психических травм.

Для определения методов работы с такими детьми основополагающим является индивидуальный подход, основанный на глубоком изучении и хорошем знании состояния психофизического здоровья ребенка, его привычек, любимых занятий. Оказание психолого- педагогической помощи гиперактивным детям с дефицитом внимания должно основываться на принципе единства требований к процессу воспитания и обучения, который можно отразить в парциальной индивидуальной коррекционной программе.

Составление индивидуальных программ на основе единства диагностики и коррекции с учетом возрастных новообразований поможет четко определить педагогические условия, избавит педагогов от возможных упущений, обеспечит комплексное воздействие педагогов и родителей на ребенка.

Условия реализации программы:

  1. Заключение врача-невропатолога о наличии проблемы, педагогов ДОУ и родителей в составлении программы.
  2. Сочетание коррекционно-педагогического воздействия на ребенка с медицинским лечением.
  3. Соблюдение тактики единых воспитательных воздействий на ребенка в семье и ДОУ.
  4. Организация правильного питания (уменьшение потребления углеводов).
  5. Создание        единых        благоприятных        условий        для        организации        коррекционно- педагогического процесса в семье и ДОУ:
  • соблюдение охранительного режима дня;
  • наблюдение за состоянием ребенка, вегетативными реакциями (побледнение, покраснение и т.д.);
  • предотвращение        истощаемости,        снижение        работоспособности,        своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, предложение отдохнуть и т.д.;
  • создание психологического комфорта;
  • выделение специального времени, пространства, игрушек для организации занятий с ребенком;
  • создание коррекционно-развивающей среды в соответствии с реализацией поставленных задач;
  • правильное распределение оборудования, исключение отвлекающих и раздражающих факторов;
  • при формировании у детей навыков самоорганизации использование условных обозначений (маркировка, цвет);
  • создание мотивационной окрашенности занятий (на основе сквозного сценария, использования игр со специальным интересом и занимательного дидактического материала, экспрессивных средств педагога);
  • составление четких, конкретных, коротких инструкций (не более 10 слов);
  • подкрепление устных инструкций зрительной стимуляцией.

  1. При организации занятий важно дать ребенку возможность:
  • выбрать себе место впереди, отдельно от других;
  • при коллективном выполнении задания заниматься с одним партнером;
  • без затруднений определять местоположение педагога.

  1. Педагог должен соблюдать следующие правила:
  • не требовать от ребенка выполнения комплексной задачи (быть внимательным, усидчивым). Вначале тренировать одну функцию: если это усидчивость, то не требовать сосредоточенного внимания, если активное внимание — не обращать на двигательную расторможенность;
  • при формировании произвольных форм деятельности на начальном этапе не требовать аккуратности в выполнении;
  • постепенно вводить базовые нормы поведения на занятиях;
  • высказывать замечания в категоричной форме, но с предложением альтернатив поведения;
  • обладать гибкой системой поощрений и наказаний (хвалить за малейшее проявление волевых усилий, использовать поощрения по методике Ю. Шевченко, наказания по рекомендациям Е.М. Мастюковой);
  • для достижения результата проявлять настойчивость и требовательность к ребенку;
  • на начальном этапе осуществлять постоянный контроль за деятельностью ребенка;
  • обеспечивать правильную организацию двигательной активности (возможность расходования избыточной энергии). Приобщать к спорту. Организовывать игры с правилами. Этапы включения в игру: индивидуальная работа, в малой подгруппе сверстников и коллективе с четкими правилами.
  1. Используются методы и приемы:
  • дозированной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей);
  • действий по подражанию, по показу, по жестовой и речевой инструкции, а также перевода задания на наглядно-действенный уровень и т.д.;
  • авансирования        личности,        персональной        исключительности,        общественной        оценки деятельности ребенка;
  • косвенные приемы (совет, подсказка, одобрение, указание и т.д.).

  1. Включение в занятия: музыко-терапии (легкая музыка уравновешивает процессы возбуждения и торможения), музыкальной ритмики (способствует концентрации внимания), релаксационных приемов, аутотренингов и т.д. Нельзя проводить игры, вызывающие сильные эмоции.

  1. ЭТАП

  1. Научить ребенка сосредоточивать внимание на выполнении конкретной задачи с помощью ситуативных средств и речи, а также через постановку добавочных целей. Развить зрительное внимание.

Игры: «Найти свой цвет», «Разноцветные машины», «Бусы», «Цветные капли», «Найди игрушку»,

«Что изменилось?»

  1. Научить вслушиваться в речь, реагировать на слово, развить подражательные способы и познавательную активность. Развить зрительное внимание и его объем.

Задания: «Сделай, как я», «Собери правильно», рассматривание рисунков «Витрина магазина», «В кабинете у врача», «Чей это дом?»

  1. Научить соблюдать определенные правила и выполнять указания взрослых, действовать по инструкции со зрительной стимуляцией. Развить сосредоточенность и концентрацию зрительного внимания.

Упражнения: игры с кубиками, крупной мозаикой, «Лабиринты», рисование по пунктирным точкам, «Перепутанные линии».

  1. Развить регуляторно-динамические компоненты деятельности (удержание цели, планирование, самоконтроль, темп). Расширить объем и развить концентрацию зрительного внимания (на одной вещи, далее на двух вещах и т.д.).

Упражнения: «Найди отличия», «Небылицы», «Недостающие детали», «Где ошибся Буратино?»

  1. ЭТАП

  1. Развить слуховое внимание, привить правила активного слушания.

Задания: «Где звенит?», «Кто позвал?», «Узнай, что звучит», «Какие животные живут в этом доме?», «Что звучит в оркестре?» (Несколько звуков.)

  1. Развить способность к распределению и переключению внимания.

Упражнения: «Где живет бабушка?», «Где спрятался зайчик?», «Комментированное рисование»,

«Вычеркни названные фигуры», «Каждой руке — свое дело», «Двуручные задания», подвижные игры с различным темпом и ритмом.

  1. Сформировать познавательный интерес, умение осуществлять самостоятельно контрольно-оце- ночные действия. Научить выполнять задания без пошагового контроля взрослого.
  2. Развить саморегуляцию. Сформировать умственные действия без наглядной основы. Научить поддерживать устойчивое внимание, активность умственной работоспособности.

Задания: мысленно разложить целое на части, перевернуть предмет, дорисовать его, увеличить или уменьшить вещь.

Структура индивидуальной программы

Принципы

Этапы

Содержание

1

2

3

Единство        диагностики коррекции отклонений

и

Изучение анамнеза и сбор сведений о ребенке

Создание условий для проведе-

ния        коррекционно- педагогической работы

Учет характера первичных и вторичных отклонений

Наблюдение за ребенком

Определение основных направ-

лений и видов коррекционно- педагогической деятельности

Учет онтогенестического принципа с опорой на актуальный уровень и зону ближайшего развития

Комплексная диагностика

Организация родителями

форм

работы

с

Единство требований в семье и ДОУ

Составление психолого- педагогического заклю- чения на ПМПконсилиуме Определение приоритет- ных задач

Составление индивиду- альных коррекционно- развивающих программ

Внедрение эффективных педаго- гических технологий

Систематичность

Определение        приоритет- ных задач

Обеспечение широкого выбора оптимальных средств в коррек- ции и развитии детей с пробле- мами в развитии

Деятельностный подход

Составление индивиду- альных коррекционно- развивающих программ

Выработка программных дейст- вий, позволяющих осуществить переход ребенка из зоны бли- жайшего развития в актуальную

                        Индивидуальная программа коррекционно - развивающей работы

с  гиперактивным ребёнком.

Цель программы: коррекция нарушений поведения ребёнка.

Задачи:

  • научить ребенка контролировать свое поведение(самоконтроль произвольного поведения);
  • научить ребенка навыкам двигательного контроля;
  • отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • научить ребенка справляться с гневом.
  • помочь гиперактивному ребенку развить внимание;

Формы работы: беседы, ролевых игры, коммуникативные игры и упражнения.

Ипользуемые психолого - педагогические приёмы:

-формирование реально осозноваемых мотивов в поведении, реально действующих мотивов в поведении

  • анализ конфликтных ситуаций -ролевое научение -развитие позитивного общения

Прогнозируемые результаты:

  • положительная динамика коррекции гиперактивности;
  • включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми;
  • повышения уровня адаптации в образовательном учреждении.

Диагностический блок программы

  1. Наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в условиях образовательного учреждения
  2. Беседа с педагогами (музыкальным руководителем, воспитателем) об особенностях  поведения детей во время различных видов деятельности.
  3. Диагностика актуального состояния ребёнка

(познавательных процессов, личностных характеристик -самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния)

С учётом результатов диагностики строится коррекционно - развивающий блок программы.

Коррекционно - развивающий блок программы сопровождения.

занятия

Цель

Используемые методы и приёмы

Отметка

0

проведении

1

Тренировка        усидчивости, преодоление

расторможенности. Снятие эмоциональной

напряжённости

Психогимнастические упражнения, упражнение

«Аист», упражнение на релаксацию «Море» , упражнение «Цветное настроение»

2

Снятие эмоциональной напряжённости. Тренировка сосредоточенности.

Психогимнастика, упражнение на релаксацию

«Волшебный лес», свободное рисование, упражнение

«Цветное настроение»

3

Снятие эмоциональной напряжённости. Тренинг узнавания эмоций

Психогимнастика, пиктограммы «Эмоции», рисование на обозначенную тему (приятное - неприятное, радость - печаль, весёлое - грустное), упражнение

«Цветное настроение»

4

Эмоциональное осознание своего поведения

Рисование самого себя, работа с образами,

имеющими полярное

значение, психогимнастика, упражнение на релаксацию

«Шум прибоя», упражнение

«Цветное настроение»

5

Эмоциональное осознание своего поведения. Развитие

умения регулировать мышечный тонус.

Игра по интенсивному обучению «Цвета эмоций»,

рисование на тему «Красивое и безобразное», упражнение

«Кораблик»

6

Развитие саморегуляции. Эмоциональное осознание своего поведения

Упражнение на релаксацию

«Дерево», психогимнастика, упражнение «Оловянный

солдатик», упражнение

«Подбери эмоцию»,

«Рисунок моё настроение»

7

Развитие произвольности психических

процессов. Развитие эмоциональной

сферы. Формирование

адекватных форм поведения

Игра «Считалочки - бормоталочки».

Упражнение «Я злюсь - я радуюсь», «Баба - яга» Упражнение на релаксацию

«Прогулка»

8

Тренировка усидчивости, преодоление

расторможенности. Развитие эмоциональной

сферы.Формирование

адекватных форм поведения

Рисование на тему «Когда я злюсь - когда я

радуюсь.Беседа по рисунку. Пиктограммы «Эмоции», упражнение «Аист», упражнение на релаксацию.

9

Развитие эмоциональной сферы.Формирование

адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева. Развитие произвольности психических процессов.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию

«Дерево» Работа с пластилином «Лепим гнев» Упражнение «Счёт» Игры на внимание

10

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева.

Психогимнастика. Упражнение на релаксацию

«Море» ,Упражнение «Счёт»

«Рисуем гнев», упражнение

«Цветное настроение»

11

Формирование адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева.

Развитие произвольности психических процессов.

Упражнения на развитие внимания. Игра «Стоп», упражнение «Апельсин» Психогимнастика.

12

Развитие эмоциональной сферы.Формирование

адекватных форм поведения. Развитие умения управления состоянием гнева

Беседа на тему «Что я чувсвую», упражнение

«Цветное

настроение».Тематическое рисование, упражнение

«Апельсин»

13

Диагностика эмоционального

состояния, самооценка, уровень тревожности для последующей корректировки плана

развивающих занятий.

Проективные методики, беседа,

Коррекционно-развивающее занятие

(для детей 5—6 лет)

Цель: научить детей адекватно проявлять свои эмоции и чувства, произвольно напрягать отдельные группы мышц, выразительно передавать характер эмоций, развить саморегуляцию и самоконтроль, умение переключать внимание, сформировать нравственные качества.

  1. я часть. Зарядка позитивного внушения

Ведущий. Доброе утро! Дети, я рада вас видеть. У нас сегодня необычное приветствие. Все вместе бежим по кругу вправо. Пожалуйста, не мешайте друг другу, не толкайте своих товарищей. Бежим так быстро, как только вы можете (2—3 мин.).

Как только вы услышите, что зазвучала спокойная музыка, остановитесь. Выберите в зале любое место и ложитесь на ковер на спину, раскинув в стороны ручки и ножки, как звездочка, чтобы вам никто не мешал. Закройте глаза. Сделайте вдох — выдох. Представьте себе, что в жаркую погоду вы лежите на поляне, в мягкой, густой траве. Рядом с вашими ручками и ножками плещутся холодные ручейки. Вы решили освежить свои ручки в одном из них. Делаем вдох и изо всех сил тянемся кончиками пальцев рук к ручейку. Выдох — расслабляем ручки. Еще раз делаем вдох и тянем, тянем ручки к воде. Выдох — расслабляем ручки. Вам очень хорошо и приятно. Вам хочется дружить друг с другом, играть вместе, заниматься.

А теперь одновременно ручками тянемся к одному ручейку, а ножками к другому. Все ваше тело растягивается так сильно, что даже чуточку дрожит. Вдох — выдох, расслабились. И еще раз повторим это упражнение. Считаем до пяти и открываем глазки.

  1. я часть. Педагог называет имя ребенка, который садится на стул первым. Далее сидящий называет того, с кем бы хотел сидеть рядом. Дети берутся за руки и пропевают: «Добрый день», при этом пожимая друг другу руки.

Игра «Тишина». По сигналу педагога дети машут руками, топают ногами, рычат, мычат и т.д. По хлопку в ладоши должна наступить тишина. Педагог дает установку в игре не мешать друг другу.

Игра «Зеркало». Детям раздают зеркала. Они изучают мимику своего лица в зависимости от эмоционального состояния:

  • улыбнуться, подмигнуть, спросить детей, что означает это состояние;
  • сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь);
  • брови вверх, глаза расширены, рот раскрыт (испуг);
  • брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто (боль).

Игра «Танцующие ручки». Рисование цветными мелками обеими руками на бумаге. Глаза закрыты, руки двигаются в такт музыке. Рассмотреть рисунки и определить, что нарисовано.

  1. я часть.

Тренинг с моделированием стандартных ситуаций

Детям для рассматривания предлагается набор сюжетных картинок конфликтного содержания. Дети решают, как правильно поступить:

  • все едят конфеты, а один — нет;
  • все играют с игрушками, а один — нет;
  • все смеются над малышом, который плачет.

Ситуация и способы выхода из них разыгрываются с детьми.

  1. я часть. Снятие эмоционального напряжения (мышечная тренировка)

«Кулачки» пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть руки в локти; на уровне плеч. Опустить руки расслабиться;

«Веер»: сжать руку в кулак, затем быстро выпрямиться, развести пальцы веером;

«Машем крыльями»: расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Выполнять попеременно правой и левой рукой,

«Тряпичная кукла»: замирание в позе «навытяжку». Полное расслабление всего тела,

«провисание»;

«Цыпочки»: пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжением с расслаблением;

«Петушок»: ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

  1. я часть. Традиционное прощание

Ведущий. Встаньте в круг, по слушайте, как бьется сердце — оно большое и доброе. Его любви хватит всем.

Игры для развития

коммуникативных качеств и эмоциональной сферы у детей.

Игры, в которые играют гиперактивные, агрессивные, тревожные дети

(игры, способствующие снижению негативных проявлений в поведении дошкольников)

Категории детей

Название игры

Цель игры

агрессивные

«Обзывалки» (Кряжева Н.Л.)

Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

«Два барана» (Кряжева Н.Л.)

Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее

эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло

«Доброе животное» (Кряжева Н.Л.)

Способствовать сплочению детей, учить понимать чувства других, оказывать поддержку

и сопереживать

«Тух – тиби - дух» (Фопель К.)

Снятие негативных настроений и восстановление сил

«Попроси игрушку» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.)

Обучение детей эффективным способам общения

«Прогулка с компасом» (Коротаева Е.В.)

Формирование у детей доверия к окружающим

«Зайчики» (Бардиер Г.Л.)

Дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить

задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их

«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)

Снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать

гармонизации отношений между ребенком и взрослым.

«Рубка дров» (Фопель К.)

Помочь детям переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и «истратить» ее во

время игры

«Бумажные мячики» (Фопель К.)

Дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение

гиперактивные

«Кричалки-шепталки- молчалки»

(Шевцова И.В.)

Развитие наблюдательности, умения

действовать по правилу, волевой регуляции

«Разговор с руками»

Научить детей контролировать свои действия

(Шевцова И.В.)

«Говори!»

(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Развитие умения контролировать импульсивные действия

«Броуновское движение»

(Шевченко Ю.С.)

Развитие умения распределять внимание

«Передай мяч»

(Кряжева Н.Л.)

Снять излишнюю двигательную активность

«Зеваки»

(Чистякова М.И.)

Развитие быстроты реакции, обучение умению

управлять своим телом и выполнять инструкции

«Запрещенное движение»

(Кряжева Н.Л.)

Развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем

«Слушай хлопки»

(Чистякова М.И.)

Тренировка внимания и контроль двигательной

активности

«Давайте

поздороваемся»

Снятие мышечного напряжения, переключение

внимания

тревожные

«Волшебный стул» (Шевцова И.В.)

Способствовать повышению самооценки

ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

«Слепой танец»

Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения

«Водопад»

Снятие мышечного напряжения

«Насос и мяч»

Расслабить максимальное количество мышц тела

«Винт»

Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса

«Дудочка»

Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ

«Воздушный шарик»

Снять напряжение, успокоить детей

Игры и упражнения для малоподвижных детей

Название игры

Содержание

«Догнать соперника»

Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу педагога дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 минуты), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает.

Дети стоят парами по кругу лицом по направлению движения, в

центре круга – водящий. По первому сигналу педагога дети

«Найди пару в кругу»

внутреннего круга быстро подбегают к любому, стоящему во внутреннем круге, берут его за руку и вместе идут шагом по кругу. Водящий по второму сигналу педагога также старается найти себе пару из внешнего круга. Ребенок, оставшийся без пары, становится водящим.

«Быстро переложи мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу быстро перекладывает мяч из одной руки в другую

впереди и сзади себя.

«Перебрось мяч»

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки согнуты в локтях, держат мяч в одной руке. По сигналу перебрасывают мяч из одной руки в другую движением кисти, энергично ее поворачивая.

«Кто дальше»

Проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступают от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

«Кто скорее с мячом»

Дети стоят в шеренге по 5-7 человек, у каждого в руках мяч. По сигналу, ударяя мяч об землю (одной, двумя руками, чередуя руки), дети продвигаются вперед быстрым шагом или бегом к финишу (расстояние между стартом и финишем 8-10 м). Выигрывает тот, кто раньше дойдет до финиша, не уронив мяч.

«Догони мяч»

Несколько детей перебрасывают мяч через веревку, натянутую на высоте 1,5 ми на расстоянии 50-60 см. Догоняют и ловят его, не давая коснуться земли. Стараются бросить мяч повыше, но не далеко.

«Ударь мяч и догони»

Дети ударяют по мячу ногой, догоняют его, берут в руки и бегом возвращаются на место.

«Не урони мяч»

У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее

дойдет до финиша (флажка), расстояние до которого – 5-8 м.

«Оттолкни и поймай мяч»

Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает

поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу педагога дети меняются местами.

«Поймай мяч»

Дети играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают друг другу мяч разными способами, а третий ребенок находится между ними и старается его поймать. Если он поймает мяч, то встает на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает его место.

Дети образуют круг, в центре которого стоит ведущий с мячом. Он

по очереди прокатывает ногой мяч каждому из стоящих по кругу.

«Задержи мяч»

Тот, к кому попал мяч, должен быстро остановить его ногой и

оттолкнуть обратно ведущему.

«Не давай мяч»

Играют все дети. Один из них – ведущий. Все, кроме ведущего, произвольно размещаются по площадке и перебрасывают друг другу мяч. Ведущий пытается его перехватить. Перехватив мяч, он быстро бросает его в любого игрока, не сходя с места. Ребенок, в которого попал мяч, становится ведущим, а прежний водящий занимает его место.

«Догони обруч»

Дети ставят обруч ободом на землю, энергично отталкивают его, догоняют и снова отталкивают, не допуская падения.

«Скорее в обруч»

На земле произвольно разложены большие обручи. Около каждого стоит по двое детей. По сигналу «Беги!» они бегут вокруг своего обруча, по сигналу «В обруч!» - впрыгивают в него и приседают.

«Юла»

Ребенок ставит обруч ободом на землю, придерживая его сверху рукой. Резким движением закручивает обруч одной рукой вокруг вертикальной оси, затем быстро отпускает руку и ловит его.

«Не теряй домик»

На площадке в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время педагог убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т.д. На слова

педагога «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч считается проигравшим.

«Схвати шнур»

Двое детей сидят на корточках спиной друг к другу. По сигналу встают и быстро бегают по кругу, догоняя и выдергивая шнур, который тянет педагог. Выигрывает тот, кто первым выдернет шнур.

«Удочка»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог и вращает веревку по земле вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснется веревка,

выбывает из игры.

«Не урони кольцо»

Дети стоят по кругу. В центре круга находится педагог, в руках которого резиновое кольцо. Поочередно он бросает кольцо каждому ребенку. Ребенок ловит летящее кольцо, затем подбрасывает его, быстро поворачивается вокруг себя, ловит кольцо и, поймав, бросает

его педагогу.

Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
  2. Способствовать развитию внимания и воображения;
  3. Формировать согласованность действий;
  4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения;
  5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

Методические приемы:

  1. Игры на развитие внимания, воображения
  2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности
  3. Дыхательные упражнения
  4. Релаксационные методы
  5. Обсуждение различных чувств
  6. Рисование.

Структура занятия:

В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:

  1. Для развития произвольности;
  2. Для развития внимания и памяти;
  3. Для развития моторики и координации движений;
  4. На нормализацию мышечного тонуса.

Тематический план занятий

занятия

Задачи

Формы работы

Методическое обеспечение

1

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

1 Игра “Да” и “Нет” не говори.

  1. Игра “Что исчезло?”.
  2. “Бирюльки”.

10 игрушек, мелкие игрушки или спички

4. Упражнение “Запомни и повтори

движения”.

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение “Снеговик”.

2

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений.

Игра “Летает, не летает”.

Игра “Что изменилось?”.

“Хождение по линии”.

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Дерево”.

3

Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра “Съедобное, не съедобное”. “Внимание – рисуй”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши,

мяч.

Пантомима “Петушки”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Пальчики”.

4

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, речи и координации

движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра “Запретное движение”.

Игра “Слушай хлопки”.

Упражнение” Робот”.

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Пальчики”.

5

Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра “Запретное слово”. “Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет,

кубики – 2 шт.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

6

Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори

движения”.

Спички или мелкие игрушки

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

7

Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений,

Игра “Летает, не летает”.

Мяч

содействовать снятию психоэмоционального напряжения.

 Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

8

Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра “Съедобное, не съедобное”. “Лабиринты”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Мяч, бланки с

лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.

Упражнение “Запомни и повтори

движения”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

9

Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Бланки с точками – 3– 4 шт.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

10

Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации

Игра “Раз-два- три-говори!”.

Мольберт, мел, два кубика.

движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.

“Запомни и повтори

движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

ЗАНЯТИЕ 1

  1. “Да” и “нет” не говори”. Педагог говорит:
  • Я задам тебе вопрос. Отвечая на него, ты не должен употреблять слова “да” и “нет”. Педагог задает ребенку следующие вопросы:
  • Ты сейчас дома?
  • Тебе 5 лет?
  • Ты учишься в школе?
  • Ты любишь смотреть мультфильмы?
  • Кошки умеют лаять?
  • Яблоки растут на елке?
  • Сейчас ночь? И т. п.
  1. “Что исчезло?”: педагог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Педагог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, “что исчезло”;
  2. “Бирюльки”: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;
  3. “Запомни и повтори движения”: педагог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.
  4. Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу “по-турецки” или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы.
  5. “Снеговик”: ребенку предлагают представить себя только

что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.

ЗАНЯТИЕ 2

  1. “Летает - не летает”

Педагог называет разные предметы. Ребенок должен поднимать руки вверх только тогда, когда педагог произносит название предмета, который может летать.

(Педагог, провоцируя ребенка, поднимает руки вверх при произнесении каждого слова).

  1. “Что изменилось?”: игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.
  2. “Хождение по линии”: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.
  3. “Зайка испугался”: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.
  4. Ребенок, сидя на полу “по-турецки” и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: “ Вниз”.
  5. “Дерево”: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени. “Семечко” прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуальной коррекционной программы

рекомендации к разработке индивидуальной корррекционной программе...

индивидуальная коррекционная программа.рекомендациии.

рекомендации к разработке индивидуальной коррекционной программе для ребенка с дизартрией...

Индивидуально - коррекционная программа развития и воспитания учащегося

Индивидуальная программа на ребенка начальной школы...

Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка-инвалида

В последнее время родители детей-инвалидов пользуются возможностью обучать и развивать детей в условиях образовательных организаций. Педагогам приходится творчески подходить  к планированию корре...

Конспект занятия Совместная индивидуальная коррекционная деятельность с ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии (безречевой ребенок) «Настольный театр «Репка»

Конспект занятияСовместная индивидуальная коррекционная деятельностьс ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии(безречевой ребенок)«Настольный театр «Репка»С использованием...

Роль спортивных занятий в индивидуальной комплексной коррекционной программе для ребенка с аутизмом

Роль спортивных занятий в индивидуальной комплексной коррекционной программе для ребенка с аутизмом...

Упражнения для детей с СДВГ: игры, занятия, коррекционная программа для ребенка дошкольного возраста, младших классов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – распространенное явление, несмотря на то, что часто родители исключают возможность его наличия у ребенка. У 10% детей выявляют нарушение в раннем во...