Индивидуальная коррекционная программа развития ребенка-инвалида
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
В последнее время родители детей-инвалидов пользуются возможностью обучать и развивать детей в условиях образовательных организаций. Педагогам приходится творчески подходить к планированию коррекционной работы с таким особенным ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_korrektsionno.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника - инвалида на 2018-2019 учебный год
Алеши Г., 30.05.2014 г.р.
средняя группа №7 МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 109 для детей с ТНР»
Алеша поступил в детский сад в сентябре 2018 года из семьи. В сентябре было проведено логопедическое и педагогическое обследование. Коллегиально был обследован на заседании психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ для уточнения логопедического заключения.
Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет интерес в начале задания, но теряет из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Понимает задание и инструкцию, но не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. В результатах своей деятельности не заинтересован. Пользуется своим положением больного для давления на взрослых: отказывается выполнять задание полностью, плачет, просит звонить маме, не хочет сам одеваться, есть и т.п. В зависимости от настроения повторяет много раз навязчивые фразы "Мама будет довольна" или "Буду заниматься плохо", "Не буду стараться". При выполнении заданий Алеше требуется помощь взрослого.
Навыки самообслуживания сформированы частично. Самостоятельно не передвигается, только с опорой (может сделать 2-3 шага от опоры до опоры). Интереса и старания к формированию навыков бытового обслуживания не проявляет. Одевается с помощью. В туалет сам сходить не может, не может снять шорты и трусы одной рукой, так как вторая не работает. Не определяет время похода в туалет, поэтому, пока дойдет (по предложению взрослого), часто бывает поздно. Сам моет и вытирает руки. Умеет сам есть твердую пищу.
Зрительное восприятие развито недостаточно: знает цвета желтый, черный, белый, красный, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; знает геометрические формы (круг, квадрат).
Временные представления не сформированы, путает времена года, не знает дни недели и части суток.
Пространственные представления сформированы частично: называет и показывает основные части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны. Не может сложить целую картинку из двух частей, разрезанных по прямой линии.
Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.
Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.
Запас представлений об окружающем ограничен, знания отрывочные, бессистемные. Мышление наглядно-действенное. При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого.
Общая моторика. Самостоятельно не ходит, только с поддержкой. Координация движений грубо нарушена.
Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Движения рук ограничены, резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.
Состояние речи. Артикуляционный аппарат: вверху один зуб отсутствует (выбил, когда упал дома), язык отклоняется вправо, недостаточно подвижен, с трудом переключается с одной артикуляционной позы на другую, при нагрузке появляется саливация. Голос тихий. Словарь – бедный, звукопроизношение грубо нарушено, фонематический слух нарушен, слоговая структура слова не сформирована, грамматический строй не сформирован. Понимает простые инструкции. Ответы короткие. Фраза из 2-3 слов. Связная речь не развита.
Уровень усвоения учебного материала: запас общих представлений низкий, представления о количестве сформированы недостаточно, дифференцирует понятия «один» – «много», «больше» - «меньше». Ребенок обучаем, помощь взрослого использует недостаточно, перенос знаний затруднен.
Заключение: Общее недоразвитие речи, 2 уровень. Стертая дизартрия. ДЦП, диплегическая форма. Нарушение осанки. Деформация грудной клетки. Снижение когнитивных функций.
Данная индивидуальная программа разработана с целью коррекции имеющихся нарушений в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, общего недоразвития речи 2 уровня у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.
По реализации программы с ребенком будут работать педагоги: логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, помощник воспитателя, медсестра в тесном взаимодействии с родителями ребенка.
Цель программы: коррекция нарушений речи и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.
Задачи программы:
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
- Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогами сверстниками с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
- Расширение словаря.
- Формирование фразовой речи.
- Выработка длительного речевого выдоха.
- Формирование фонематического восприятия.
- Формирование слоговой структуры слова.
- Формирование правильного звукопроизношения.
- Работа над мелодико-интонационными характеристиками речи.
- Формирование грамматического строя речи.
Развитие ребенка будет осуществляться в соответствии с адаптированной образовательной программой для средней группы с учетом индивидуальных физических и психических особенностей.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психо-эмоционального и мышечного напряжения.
4. Формирование коммуникативных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально - коррекционная программа развития и воспитания учащегося
Индивидуальная программа на ребенка начальной школы...
Индивидуально - коррекционная программа развития и воспитания учащегося
Индивидуальная программа на ребенка начальной школы...
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида
Программа развития ребенка-инвалида...
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида
ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российс...
Индивидуальная образовательная программа для ребенка-инвалида с РАС и интеллектуальной недостаточностью.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с РАС и ИН; ве...
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...
Индивидуальная коррекционно-образовательная Программа сопровождения ребенка - инвалида
Оказание коррекционно-логопедической помощи и поддержки ребенка с инвалидностью и его родителей (законным представителям); осуществление коррекции недостатков в речевом развитии....