Консультация для педагогов «Театральная деятельность в работе учителя-логопеда. Мотивационные моменты к игре»
методическая разработка по коррекционной педагогике
В данном материале представленны игры и приемы театральной деятельности способные замотивировать ребёнка на занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Театральная деятельность в работе учителя-логопеда. Мотивационные моменты к игре»
Подготовила: учитель-логопед Спицына Е.С.
Главной целью театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Я использую следующие направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности:
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Сложность проведения занятий состоит в исключительно индивидуализированном подходе к каждому ребёнку. С целью повышения мотивации к логопедическим занятиям я использую различные методы, способы и приёмы.
В своей работе я использую приёмы, способствующие формированию мотивации учения в целом:
- создаю общую благоприятной атмосферы в логопедическом кабинете;
- создаю ситуации успеха с учётом особенностей и темпа развития каждого ребёнка;
- помогаю советом, который наталкивает ребёнка на правильное решение проблемы.
Моя первостепенная задача – всеми способами помочь ребёнку поверить в себя и в свои возможности, почувствовать себя успешным.
На занятиях оцениваю не конечный результат, а приложение усилий на пути к нему. Нахожу даже совсем маленькие достижения и хвалю ребёнка за них. Именно такой подход позволяет всем детям независимо от их возможностей и логопедических заключений чувствовать себя успешным.
Положительный эмоциональный фон необходимо создавать в самом начале занятия, сопровождая его приятной музыкой, сюрпризными или игровыми моментами для того, чтобы нацелить детей на восприятие учебного материала на протяжении всего занятия.
В ходе занятия необходимо избегать критических замечаний по отношению к ребёнку; указав на ошибку, нужно объяснить, как можно её исправить. Такие позитивные высказывания учителя-логопеда как: «Я рада, что ты справился с этим заданием», «Я знала, что ты можешь пересказать эту сказку» — помогают детям с речевыми проблемами.
Театрализованные игры проходят поэтапно.
На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики. Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переключаться с одного движения па другое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
Развитие мимики
- Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.
- Рассердитесь па драчуна. Дети сдвигают брови.
- Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.
- Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови,
широко раскрывают глаза, приоткрывают рот.
Развитее пантомимики
- Расцвели, как цветы.
- Завяли, как травка.
- Полетим, как птицы.
- Идет медведь по лесу.
- Крадется волк за зайцем.
На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации.
«Осенние листочки»
На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).
«Считай до пяти»
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.
«Самолет»
(Развитие диапазона голоса, интонационной выразительности речи)
В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.
На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заранее заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.
«Звериные скороговорки»
Цель: учить четкости дикции,
Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
«Диалогические скороговорки»
Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду деятельности — драматизации рассказов и сказок. Здесь используются разные маски или элементы костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети могут разыгрывать текст как актеры.
Заинтересовать ребёнка на логопедических занятиях мне помогают разнообразные дидактические игры с включением кукольных героев, например, использование на занятии театра-фланелеграфа способствует развитию всех компонентов речи, а также благоприятно влияет на познавательную деятельность детей.
Применение пальчикового театра в коррекционном процессе способствует формированию связной и просодической сторон речевого развития детей дошкольного возраста, являясь значимым звеном в коррекционном процессе.
В настоящее время учителя-логопеды имеют возможность использовать различные компьютерные технологии, которые помогают вносить в ход занятия элемент новизны, например, использование компьютерных игр: «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», придаёт занимательность коррекционному процессу.
Различных кукол можно также использовать при подведении итога занятия. Кукла может поощрить ребёнка или сделать ему замечание в корректной форме.
Как показывает опыт, куклы, участвующие на логопедических занятиях, вызывают различные эмоции у детей, что повышает мотивацию к занятиям с учителем-логопедом.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация к логопедическим занятиям у детей повысится, если:
- созданы благоприятные психолого-педагогические условия;
- созданы ситуации успеха;
- используются нестандартные подходы, различные игровые моменты, сюрпризы;
- используются новые современные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда. Литературно-театральное представление «По страницам сказок К.И.Чуковского».
Развитие речи детей через театральную деятельность.Заучивание слов сказки позволяет развить память детей, расширить их словарный запас, автоматизировать поставленные звуки в речи, развить просодическу...
Консультация для педагогов "Использование ИКТ в работе учителя - логопеда"
Использование ИКТ в работе учителя - логопеда в дошкольном учреждении....
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь работы учителя-логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей»
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...
Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»
Консультация для педагогов «Использование детской проектной деятельности в работе учителя-логопеда в ДОУ»...