Консультация для педагогов "Модель взаимодействия совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре".
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия учителя-логопеда с другими субъектами образовательных отношений, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения (обогащение словарного запаса, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, интонационного оформления речи). Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности всего образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Совместная работа учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов диагностики позволяет педагогам наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.
Задания на формирование общих двигательных умений и навыков дополняются заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с ОНР.
Основные задачи коррекционной работы инструктора по физической культуре:
1. Развитие:
- оптико-пространственных представлений и навыков;
- зрительной ориентировки на говорящего;
- координации движений;- мелкой моторики пальцев рук.
2. Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.
3. Формирование психофизической основы путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.
4. Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.
5. Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.
Интегративные связи логопедии с занятиями по плаванию и физической культуре способствуют:
· оздоровлению детского организма,
· постановке диафрагмально-речевого дыхания,
· совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, артикуляционной моторики,
· преодолению межполушарной асимметрии мозга,
· обогащению словарного запаса,
· формированию положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др.
Проводя входную диагностику детей логопедических групп, которым предстояло заниматься плаванием в детском саду, мы обратили внимание на то, что все они имеют специфические особенности, а именно:
• поверхностное (ключичное) дыхание, показания жизненной емкости легких — незначительны, что делает фразу отрывистой, несколько скандированной; • нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела (рук и ног, ног и головы и т. д.);
• понимание речевых инструкции недостаточное, затруднены коммуникативные функции, а это приводит к тому, что отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.
Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основной задачей занятий по плаванию является постановка правильного дыхания и увеличения жизненной емкости легких.
Для этого на занятиях применяются следующие приемы:
1. Разделение ротового и носового дыхания: вдох носом — выдох ртом; вдох ртом — выдох носом; вдох носом — выдох носом; вдох ртом — выдох ртом;
раздельное продувание: вдох левой ноздрей, выдох — правой.
2. Отработка нижнего, диафрагмального, дыхания, или дыхания животом, в исходном положении лежа на спине, сидя и стоя; и среднего, или грудного, дыхания, которое осуществляется за счет движения ребер и расширения грудной клетки.
3. Использование упражнений на развитие длительной, направленной воздушной струи.
Формы совместной деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре:
1. Взаимообмен данными диагностики.
2. Координированное планирование совместной деятельности.
3. Проведение бинарных занятий (в том числе и для родителей).
4. Использование чистоговорок в автоматизации поставленных звуков.
5. Контроль за речью детей во время непосредственно организованной образовательной деятельности.
6. Развитие общей моторики и координации движений.
7. Упражнения на мышечную релаксацию.
8. Развитие физиологического дыхания.
9. Проведение спортивных праздников и развлечений.
10. Участие в педагогических советах ДОУ.
11. Итоговая аналитическая отчетность.
Одна из современных форм организации взаимодействия педагогов – бинарное занятие. Бинарное занятие проводят два педагога. Эта нетрадиционная форма образовательной деятельности в детском саду позволяет реализовать межпредметные связи, а также интегрировать разные образовательные области. Основная цель бинарного занятия – систематизация и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала.
Бинарное занятие можно рассматривать как одну из форм интеграции коррекционно-педагогического взаимодействия.
В первую очередь, это нетрадиционный вид занятия, в подготовке и проведении которого участвуют два педагога. Они совместно планируют формы и методы работы, как свои, так и воспитанников, но проводит каждый специалист свою часть учебного занятия автономно.
Тема такого занятия формулируется исходя из содержания основной адаптированной программы, реализуемой педагогами в данной группе.
Важным этапом подготовки бинарного занятия является совместное, тщательное планирование. Мероприятие делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.
Эффективность бинарных занятий заключается в следующем:
1. На одном материале каждый из специалистов отрабатывает свою образовательную задачу.
2. Здоровьесберегающий аспект (экономия детского времени)
3. Возможность более глубоко увидеть результаты проделанной работы
4. Такие занятия позволяют использовать разнообразие форм и методов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Совместная работа музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в условиях самоизоляции.
Будучи на самоизоляции мы: музыкальный руководитель и инструктор физической культуры выбрали одну из известных форм делового общения и организации образовательного процесса, старую добрую ПРЕЗЕНТАЦИЮ....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Совместная работа учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения. Формы взаимодействия.
Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость,...
Проект" Использование игр и упражнений в работе учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физическому воспитанию"
Цель проекта-создать условия для формирования речевого и психомоторного развития у детей через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики...
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...