Взаимосвязь работы педагогов в процессе ознакомления дошкольников с нарушением зрения с пейзажной живописью.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Кожевникова Эльвира Нороловна

Статья посвящена ознакомлению дошкольников с нарушением зрения с пейзажной живописью. Рассмотрены основные задачи, эффективные методы и приемы, взаимосвязь учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей в процессе реализации этого направления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_raboty_pedagogov.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

Куприянова Надежда Юрьевна, воспитатель,

 Кожевникова Эльвира Нороловна, учитель-дефектолог,

 Паранина Ирина Владимировна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 5 «Хрусталик»,

 г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ.

Аннотация: Статья посвящена вопросам ознакомления детей дошкольного возраста с нарушением зрения с пейзажной живописью, рассмотрены основные задачи, эффективные методы и приемы, взаимосвязь учителя-логопеда, дефектолога, воспитателей в процессе реализации этого направления.

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, пейзажная живопись, развитие зрительного восприятия, взаимосвязь специалистов.

Важно уже в дошкольном возрасте развивать у детей эстетическое отношение к окружающему миру и природе, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. И только совместными усилиями различных специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей возможно достичь успешного развития творческой личности дошкольника.

Нарушения деятельности зрительного анализатора в процессе восприятия приводит к трудностям формирования представлений об окружающем, могут возникнуть проблемы речевого развития, такие как, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, усвоение выразительных средств. Искаженность, фрагментарность зрительных образов затрудняет полноценную продуктивную деятельность, овладение практическими изобразительными умениями, затрудняет развитие творческих способностей  дошкольника с нарушением зрения.

Поэтому необходимо проводить специальную коррекционно- компенсаторную работу, направленную на формирование зрительного восприятия объектов окружающего мира природы и развитию всех компонентов речи, овладение необходимыми изобразительными умениями и навыками.

Работу по ознакомлению детей с нарушением зрения с пейзажной живописью целесообразно начинать с непосредственного наблюдения за объектами природы. Для этого организуют экскурсии в природу и целевые прогулки, которые осуществляются под руководством учителя-дефектолога. Непосредственное  зрительное наблюдение, возможность осязать, обонять запахи, воспринять температуру объекта, услышать живые звуки природы способствуют развитию умения анализировать увиденное. Формируется точность зрительного образа, способность к различению и опознаванию его с разного расстояния и в условиях ухудшения видимости, создаются условия для развития аналитико-синтетического визуального мышления.

На следующем этапе обучения учитель-дефектолог предлагает для рассматривания пейзажную картину. Необходимо научить рассматривать произведения живописи планомерно и целенаправленно. Сначала картина предлагается целиком для первоначального восприятия. Затем пейзаж рассматривается по частям, поэтому с помощью специальных рамок можно закрыть определенную часть картины. В начале лучше рассмотреть самые крупные или яркие, насыщенные цветом объекты пейзажа, затем второстепенные. Когда все объекты зрительно обследованы, снова предлагаем картину для целостного восприятия и обращаем внимание на размещение различных планов изображенного: передний, средний, дальний планы; учим видеть заслоненность одного объекта другим, устанавливаем смысловую связь между объектами. Определяется время года, часть суток, место, состояние погоды. Помогаем воспринять и понять цветовые решения, которые использовал художник. Выясняем, какое эмоциональное состояние  вызывает произведение, что мы чувствуем, когда смотрим на картину, что пытался передать нам автор. Затем картина моделируется на фланелеграфе из цветных или контурных изображений. Сличается с образцом. Определяется пространственное расположение основных объектов.

Все это развивает умение устанавливать логические причинно- следственные связи, приучает обращать внимание на мелкие детали, способствует повышению чувствительности зрительного анализатора, тонкую цветовую дифференцировку, расширяет объем зрительного восприятия, тренирует произвольное зрительное внимание, зрительную поисковую функцию. Рассматривание пейзажной картины способствует формированию навыков ориентировки в наглядно-представленной ситуации.

Одновременно учителем-логопедом ведется работа над лексической, грамматической и фонетической стороной речи. Лексическая сторона речи является составной частью образности, способствует развитию умения употреблять точное по смыслу выразительное слово в соответствии с контекстом высказывания. Важнейшей задачей   является обогащение речи детей литературными выразительными средствами. С целью реализации этой задачи используются разнообразные методические приемы: подбор синонимовантонимов, красочных эпитетов, метафор, олицетворения, образных сравнений.  Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используются словесные, игровые упражнения, художественно-развивающие игры и музыкальное оформление. Эта работа дает возможность детям почувствовать красоту и образность родного языка.

Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений, предложно-падежные конструкции), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно.

Фонетическая сторона связана с интонационной выразительностью, влияя на характер эмоционального воздействия на слушателя.[4 с.191]

В работе с дошкольниками по формированию умений составлять  рассказы могут быть использованы репродукции таких картин, как «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Аленушка» В. Васнецова, «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» И. Шишкина, «Золотая осень», «Март» И. Левитана и другие.

Дети, составляя рассказы по пейзажным картинам,  учатся видеть в картине главное, стараются точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, цветового решения, используют разнообразные средства выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты. Яркие зрительные образы пейзажных картин делают речь дошкольников содержательной.  

Воспитатель  закрепляет и совершенствует в самостоятельной творческой деятельности (игровой, учебной, бытовой) те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях учителя-дефектолога,  учит пользоваться этими способами и приемами.

Воспитатель учит детей воспринимать разновидности живописи и средства ее выразительности, применять полученные знания в изобразительной деятельности, находить гармоничные цветовые решения, создавать разнообразные варианты композиций, использовать различные  художественные материалы, создавать самостоятельные творческие работы.

Исходя из этого определились задачи, реализация которых позволяет:

  1.  развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности: создавать ситуации для созерцания объектов природы;
  2.  учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы;
  3.  создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию;
  4.  экспериментировать с красками и знакомить с различными стилями разных художников.

Для решения данных задач используется наглядный иллюстративный материал, дидактические игры, схемы и пособия.

Суженный сенсорный опыт детей с нарушением зрения обязывает обращать внимание не только на результат их деятельности, но и на правильный способ выполнения. Например, при составлении узора ребенок должен не хаотично выполнять действия, а мысленно и последовательно заполнять лист, правильно воспроизводить направление, пространственное расположение фигур. Со  слабовидящимих детьми проводятся игры и упражнения для закрепления цвета, оттенков, насыщенности цвета («Воздушные шары», «Подбери по цвету и оттенкам», «Составь по контурному образцу цветное изображение», «Кто скорее соберет цветной узор?», «Назови цвет», «Радуга», «Волшебные краски»).

Воспитатель строит свою работу так, чтобы сезонные изменения в природе находили отражение в детском творчестве. Зимой обращается внимание на снег, на то, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создают образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображают при рисовании на темы «На деревья, на лужок тихо падает снежок», «Дремлет лес под сказку сна».

 Во время наблюдений стимулируется творческая способность детей замечать что-то необычное, особенное («Видели дерево, похожее на жирафа», «А звёзды на небе переливаются разноцветными огоньками», «Цветы на ветру качались и передавали друг другу добрые слова»).

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее чувство любви к родной земле.

Таким образом, комплексный подход в работе при ознакомлении детей с нарушением зрения с пейзажной живописью способствует активизации познавательных и речевых функций, развитию эмоциональной отзывчивости на прекрасное, способствует развитию речевого и изобразительного творчества наших воспитанников.

Список литературы

1.Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 1994.

2.Полежаева Т. В. Формирование и развитие творчества у старших дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 38. С. 117-121.

3.Комарова Т. С. Детское изотворчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 53-58.

4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью

Аспект речевого развития дошкольников через ознакомление с искусством признан  ведущими педагогами и психологами как один из самых эффективных и действенных приёмов речевой работы с д...

Использование авторских дидактических игр в работе по сенсомоторному развитию у дошкольников с нарушением зрения.

В процессе  коррекционно-педагогической работы наиболее сильный компенсаторный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников с патологией зрения достигается при использовании многофунк...

Ознакомление детей старшей группы "Родничок" с пейзажной живописью

Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности.В рамках образовательного проекта "Во...

«Особенности восприятия живописи дошкольников с нарушениями зрения»

Как известно, искусство, и в частности, живопись воздействует на психику, интеллект человека, расширяет его эмоциональный опыт, отражает чувства, знакомые и близкие ему, открывает новые, ранее неведом...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С РОДНЫМ ГОРОДОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Работая в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, в контексте реализации проекта «Дошкольник Белогорья», по патриотическому воспитанию дошкольников, по разделу общеобразовательно...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...

Ознакомление дошкольников с функциональными нарушениями зрения с произведениями живописи.

В презентации представлен опыт коррекционной работы по преодолению недостатков зрительного восприятия у детей с функциональными нарушениями зрения в процессе ознакомления  с произведениями живопи...