Песочная терапия, как практический инструмент повышения компетентности родителей в сфере построения развивающих отношений и повышения качества коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с ТНР.
консультация по коррекционной педагогике

Аннотация. В докладе рассматриваются вопросы повышения компетентности родителей детей с ТНР, посредством применении песочной терапии. Применение игр с песком в совместной работе с родителями в домашних условиях, способствует повышению качества коррекционно-развивающего процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия,  как  практический инструмент повышения компетентности  родителей в сфере построения развивающих отношений и  повышения  качества коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с ТНР.

Аннотация. В докладе рассматриваются вопросы повышения компетентности родителей детей с ТНР, посредством применении песочной терапии. Применение игр с песком в совместной работе с родителями в домашних условиях, способствует повышению качества коррекционно-развивающего процесса.

Развитие наших детей всегда зависит от активного участия родителей. Доказано, что дети, которые растут  в атмосфере любви и взаимопонимания, имеют поддержку семьи, обладают всегда высокими потенциальными возможностями всестороннего развития, в том числе речевого. Это очень в настоящее время актуально, из-за большого количество детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В нашем детском саду две группы компенсирующей направленности. Их посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и аутизмом, поэтому вопрос повышения компетентности  родителей в сфере построения развивающих отношений и  повышения  качества коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с ТНР является особенно актуальным. Вовлечение родителей к деятельному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта помогает  учителю-логопеду и ускоряет успехи детей.

Игры с песком являются нетрадиционным методом воздействия в работе учителя-логопеда,  но  очень помогают в  коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. Для малышей пескотерапия это игра с природным материалом, для педагога это отличный метод решения коррекционных задач. Это натолкнуло нас на мысль использовать данную  терапию в совместной работе с родителями, ведь это способ сделает домашние задания  по развитию речи у детей с ТНР  более продуктивными, интересными, увлекательными.

Ребенок увлекательно может один играть с песком, а могут играть несколько детей, а еще интересней играть с взрослым. Песок  развивает познавательные функции, тактильную чувствительность, сенсорику, способствует развитию речи, мышления, воображения.

Также он отлично снимает стресс, поэтому  подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, проблемами поведения. Может помочь детям и взрослым лучше концентрироваться, быть более размеренными и сдержанными, развивает коммуникативные навыки. Играя с детьми или совместно со взрослым, ребенок обогащает свой опыт в разрешении конфликтов, учится лучше понимать сверстников и родителей.

Работа с методом пескотерапии нами была начата с постановки цели и задач по применению данной технологии (совершенствование  зрительно-пространственной ориентировки; речевых возможностей; становление фонематического восприятия и слуха, связной речи; обучению  и печатанию букв на песке и т.д.), разработки плана работы для ребят старшего дошкольного возраста, продумали, какой материал нам понадобится, и  приступили к работе.

В логопедические кабинеты были приобретены два песочных стола, сертифицированный песок, коллекции мини-фигурок, животные, растительный мир, транспорт, различный природный материал, символы социализации, предметные картинки для автоматизации звуков. Если дома у родителей для занятий нет каких-либо фигурок, то мы рекомендуем сделать их самим вместе с ребенком (вырезать из бумаги, вылепить из пластилина, теста).

Разработали и подготовили рекомендации, как правильно проводить песочные игры (обязательно мыть руки до и после занятия, в начале каждого  занятия сделать пальчиковые игры, не высыпать песок из короба, не брать его в рот и т.д.).

Мы подготовили игры и упражнения  на правильное развитие диафрагмального дыхания(упр. "Ветерок" - ребенок  учится дуть через коктейльную трубочку, не втягивая в нее песок), на улучшение мелкой моторики(упр. «Археолог» найти животное или букву),на автоматизацию звуков, упражнения на развитие фонематического слуха, на формирование слоговой структуры слова, на улучшение лексико-грамматического строя речи, игры на развитие связной речи и изучения грамоты (пишем буквы и слова на песке).

Изготовили картотеки этих игр и упражнений. Все предложенные материалы доступны для пользования родителями и находятся на стенде в группе и на сайте учителей-логопедов. Они могут в любое удобное время, использовать предлагаемый материал в доступном для них формате.

Для родителей проводятся практические занятия, на которых мы знакомим их со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимым для проведения занятий с песком в домашних условиях,  приглашаем на индивидуальные занятия со своим ребенком в сад,  даем домашние задания, которые можно выполнить дома  со своим ребёнком.  

Таким образом, использование применение метода пескотерапии, считаем современным решением и довольно эффективным в коррекционно-образовательной работе.

Игры с песком вызывают позитивные эмоции у взрослых и детей, раскрывают индивидуальность каждого ребенка, а родителям помогают получить необходимые знания выстраивания психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.

3.  Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.-СПб.«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
4. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович   – СПб. : Речь,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности в средней группе для детей с ОНР.

Планирование содержит этапы и разделы коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР в средней логопедической группе....

«Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (март, апрель, май)

«Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (март, апрель, май)...

Коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Путешествие в подводный мир"

Коррекционно-образовательная деятельность  организована в виде интересного для детей путешествия с целью, помочь жителям подводного мира. Это позволило в увлекательной форме решить поставл...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи,  зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....

Тематический план коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе для детей с ТНР

 Данный план представлен в программе предназначенной для обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту - ТНР) от 5 до 6 лет. К группе детей с ТНР относятся дети ...

«Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (декабрь, январь, февраль)

laquo;Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА» (декабрь, январь, февраль)...

«Перспективно – тематическое планирование непосредственной коррекционно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушением ОДА»

laquo;Перспективно – тематическое планирование непосредственной  коррекционно – образовательной  деятельности  в  старшей  группе для детей с нарушением ОДА»...