Формирование толерантного отношения к детям с ЗПР в ДОУ. Консультация
консультация по коррекционной педагогике

Гуренко Наталья Ивановна

Проблема формирования толерантного отношения к детям с ЗПР в условиях детского сада заслуживает особого внимания. Она ставит перед педагогическим коллективом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие нормативно развивающихся детей, детей с ЗПР и их семей обеспечивает огромное преимущество для всех. Ведь толерантность – есть не что иное как основополагающий принцип инклюзивного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несмотря на интенсивность внедрения инклюзивного образования для детей с ЗПР и других категорий детей с ОВЗ, на сегодняшний день в дошкольных образовательных организациях остается ряд психолого-педагогических проблем, требующих внимания и решения:

- психологические «барьеры» по восприятию детей с ОВЗ у всех участников образовательного процесса;

- отсутствие социального опыта взаимодействия воспитанников ДОО со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья;

- недостаточная информированность родителей о наличии, возможностях и ресурсах детских садов в сфере инклюзивного образования.

Возникшие трудности можно сформулировать как недостаточный уровень толерантности в детском и взрослом коллективах образовательной организации.

В работе по формированию толерантности у участников образовательного процесса в детском саду можно разделить на три направления.

  1. Работа с детьми

Если в дошкольном есть группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, работу по формированию толерантности можно проводить с детьми общеобразовательных групп. Если в ДОУ есть компенсирующие группы – работу проводят в них, вовлекая в деятельность всех детей. Важно понимать, что атмосферу добрых взаимоотношений и принятия нужно формировать не в отдельно взятой группе детей, а в детском саду в целом (а для этого важно вовлекать и педагогов ДОУ, и родителей).

В отношении коллектива дошкольников чаще, чем понятие толерантность используются такие понятия, как дружба, сострадание, любовь, понимание. Что в свою очередь является компонентами толерантности.

  1. Родители

Среди родителей детского сада часто может наблюдаться пренебрежительное отношение к группам для детей с ЗПР.

Для того, чтобы формировать толерантное отношение к детям с ЗПР в родительском коллективе необходима консультативно-рекомендательная работа.

Она включает в себя как индивидуальные, так и групповые консультации с родителями, у которых есть вопросы по обучению детей с ЗПР, или которые были замечены в нетолерантных проявлениях к детям этой категории.

  1. Педагоги

Работа с педагогами по формированию толерантного отношения к детям с ЗПР может оказаться самой трудоемкой. Связано это с тем, что некоторым специалистам ДОУ может быть трудно признать, что они недостаточно компетентны в этом вопросе и первоначально замотивировать их на повышение психолого-педагогической компетентности.

Значительную роль в вопросе толерантного отношения педагогов к детям с ЗПР играет профессиональная готовность педагогов к работе в условиях инклюзии. Развиваться она может двумя путями:

- через дополнительную профессиональную подготовку;

- через профессиональное практическое развитие.

С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ЗПР в условиях детского сада заслуживает особого внимания. Она ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие нормативно развивающихся детей, детей с ЗПР и их семей обеспечивает огромное преимущество для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве Д/О через игровую деятельность....

Краткосрочная образовательная практика по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья «И глаза вам скажут «Спасибо!»

   Проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества. Достаточно часто мы встре...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...