методическая разработка: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является важным условием всестороннего развития ребенка на всех этапах коррекционно-развивающей работы. В данной методической разработке описаны особенности формирования пространственных представлений у детей с ЗПР, представлены основные направления коррекционной работы, описаны этапы формирования пространственных представлений у детей, а также предложена система игр и упражнений, направленная на эффективное развитие пространственных представлений у детей с ЗПР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР
Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста имеют ряд особенностей в формировании пространственных представлений: наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространством (схемы тела). Дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека. Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий в продолжение довольно длительного периода; часто возникают трудности при синтезе ситуации и пространственном анализе. Также они часто не могут осуществить полноценный анализ формы, тождественность частей конструируемых фигур, установить симметричность, соединить её в единое целое, расположить конструкцию на плоскости. У детей с ЗПР старшего дошкольного возраста нарушено понимание пространственных отношений, как в практической деятельности, так и в словесном обозначении. В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже
относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений. Такие дети намного больше пропускают в своей речи предлоги или их неправильно употребляют. Не правильно обозначают временные периоды при использовании их в предложениях. Детям с ЗПР составляет большую трудность составление рассказа по картинкам, либо пересказа текста. Они не могут с помощью своей речи отразить некоторые категории времени. Так же с описанными сложностями вербального выражения пространственных отношений, у детей с ЗПР видны трудности в понимании этих отношений. Дети не исправляют допущенные ошибки, а в большинстве случаев их вовсе не замечают их вовсе. У детей с ЗПР имеется недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения. Серии сюжетных картинок, расположенные в определенном порядке, вызывают серьезные трудности у детей с ЗПР. Чем больше картинок, разложенных на столе в серии, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит о том, что у них отсутствуют способности восприятия одновременного, целостного комплекса стимулов (в данном случае картинок), а это является результатом нарушения синтезов, возникающих из-за несовершенства пространственного гнозиса.
Коррекционно-развивающая работа по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития осуществляется по следующим направлениям:
1. Ориентировка в схеме собственного тела (знание собственного тела). То есть знание частей тела и их расположение;
2. Ориентировка с точкой отсчета «от себя». Ребенок должен представлять себя на месте предмета, определяя пространственное направление от «себя»;
3. Восприятие пространственных отношений между предметами. Ребенок должен понимать и называть пространственные предлоги;
4. Восприятие пространственных признаков. Ребенок должен определить пространственные признаки предметов, то есть их расположение (далеко-близко, выше-ниже);
5. Восприятие пространственного расположения на плоскости. Ребенок должен самостоятельно выполнять задания по пространственному движению объектов, пространственно ориентировать собственные действия на плоскости, бумаге.
Специальные игры и задания, выполняемые на регулярной основе, помогут скорректировать имеющиеся отклонения. Начинаем с ориентации на своем теле, т.е. учим его схему, а потом переходим к остальным этапам.
Прикосновения
Ребенок закрывает глаза, взрослый касается рукой или любым предметом до разных частей тела. Малыш должен показать, до какого места дотронулись. По возможности стоит проговаривать вслух. Если ребенок пока не говорит, взрослый громко и четко называет все части тела.
Право – лево
Учим ребенка тому, что у него есть две половины тела. Где находится правая рука, там же правые нога, глаз, ухо, бровь и т.д. То же самое с левой частью тела. Ориентиром может стать браслет, ленточка, наклейка. Затем просим показать с закрытыми глазами, где у него правая рука, левая нога, правая щека, левый глаз и т.д.
Сзади – спереди
Учим на примере собственного тела, что есть понятия «спереди – сзади». Можно выполнять упражнение перед зеркалом. Показываем и называем части тела, которые есть спереди: глаза, нос, рот, щеки живот и т.д. Потом учим, что есть сзади.
Вверху – внизу
Понятия «вверху – внизу» можно объяснить следующим образом: встаем вместе и ищем все, что выше головы – это вверху (и сама голова тоже находится сверху), а то, что под ногами – это внизу (как и сами ноги). Голова выше всего, ноги – ниже. Остальные части тела располагаются относительно них – живот, грудь, шея, лицо – выше ног. И те же самые части тела находятся ниже головы. Пробуйте делать упражнение перед зеркалом, с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни и покажи»
Ребенок принимает определенную позицию с закрытыми глазами, взрослый фиксирует ее (можно на телефон) и просит повторить. Снимок показываем только в крайнем случае, когда обучаемый совсем не может самостоятельно воспроизвести исходную позицию. Начинаем с простого положения и постепенно усложняем его.
- Поднять вверх левую руку,
- поднять вверх правую руку,
- поднять вверх обе руки,
- поднять левую ногу,
- поднять правую ногу,
- вытянуть левую руку вперед,
- вытянуть правую руку вперед,
- вытянуть вперед обе руки,
- согнуть в локте левую руку,
- согнуть правую руку в локте,
- согнуть в локтях обе руки,
- согнуть левую ногу в колене,
- согнуть правую ногу в колене,
- загнуть левую ногу назад,
- загнуть правую ногу назад,
- откинуть голову назад и поднять левую руку,
- откинуть голову назад и поднять правую руку,
- откинуть голову назад и согнуть левую ногу в колене,
- откинуть голову назад и согнуть правую ногу в колене и т.д.
Если ребенок не может проговорить свои действия, обязательно проговаривайте вместо него или вместе с ним.
Предлоги и собственное тело
Познакомиться с предлогами можно через собственное тело. Встаньте вместе перед зеркалом, чтобы видеть друг друга. Показывайте ребенку жесты и проговаривайте их. Например, рука под подбородком, рука на носу, рука над головой, рука справа от уха, рука между глаз, рука около живота и т.д. Если ребенок затрудняется, покажите и проговорите все самостоятельно, а после проделайте то же самое его рукой.
Что справа, слева, спереди, сзади, наверху и внизу
Ребенок садится на стул или встает посреди комнаты, вы просите его определить, что находится по обе стороны от него, выше головы и ниже ног, за спиной и перед лицом. Пусть называет все предметы. Для мотивации можно разложить любимые игрушки и книжки.
Игра «Найди игрушку»
Прячем несколько игрушек или любых других предметов. Ребенок стоит в фиксированной позиции. Он должен по словесному описанию найти, где спрятаны вещи, например, справа от тебя спрятана кукла, позади сидит плюшевый мишка и т.д.
Игра «Повтори за мной»
Взрослый и ребенок встают перед зеркалом. Взрослый выполняет движения, ребенок должен их повторить. Примерно так:
- положи правую руку на левое колено,
- положи левую руку на правое колено,
- дотронься правой рукой до правого уха,
- дотронься левой рукой до левого уха,
- положи обе руки на оба колена,
- дотронься указательным пальцем правой руки до правого глаза,
- дотронься указательным пальцем левой руки до левого глаза,
- дотронься правым локтем до левого колена,
- дотронься левым локтем до правого колена и т.д.
Игра «Покажи, где у меня…»
Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Сначала ребенок, по командам взрослого, показывает части тела у себя, потом у него. Напоминаем ему, что при смене сторон меняется право и лево. Можно меняться ролями: ребенок командует, а взрослый выполняет.
Игра «Брось мяч»
Ребенку дают мяч и просят бросать его по заданному направлению, например, над головой, вправо, влево, назад, вперед на диван, вправо на стол и т.д. За точку ориентировки можно брать не только тело ребенка, но и любой предмет, к примеру, любимую игрушку, правее, левее, выше, ниже которой будет бросаться мяч.
Играем в роботов
Ребенок изображает робота и действует по команде взрослого, шагая приставным шагом и совершая повороты телом. Выглядеть это будет примерно так:
- сделай шаг вперед,
- еще один,
- шаг назад,
- три шага вперед,
- один шаг влево,
- два вправо,
- повернись вокруг своей оси и т.д.
Усложняем этот вариант тем, что добавляем «маленькие» и «большие» шаги.
Когда ребенок хорошо освоил игру в послушного робота, пробуем играть в непослушного. Вы командуете, а ребенок все делает наоборот. Шаг вперед – это шаг назад, шаг влево – это шаг вправо и т.д. При хорошем исполнении давайте по 2, 3, 4 команды в быстром темпе.
Изучаем предлоги и пространственные отношения на игрушках
Непосредственно в самой игре с куклами, машинками можно хорошо усвоить значения предлогов. Строить замки, дороги, города из кубиков и кататься по ним на машинках, катать в них кукол и игрушек, обязательно проговаривая все действия: вот грузовик везет котенка в кузове, он едет по дороге, проезжает под мостом, заезжает на пригорок, объезжает вокруг озера, паркуется между двумя легковыми машинами и т.д.
Можно взять коробку с игрушками и предложить ребенку рассаживать их по местам: куклу – на стул, собачку – в кресло, киску – под диван, неваляшку – в шкаф, пирамидку – над цветами, машинку около кроватки, дудочку – слева от книги, барабан – справа от домика, и т.д.
Игры на развитие ориентировки на листе бумаги, плоскости стола
Очень полезными заданиями на формирование пространственных представлений у детей будут занятия со счетными палочками. Из них можно складывать геометрические фигурки, предметы, целые картинки и узоры. Можно складывать из палочек разного цвета, под словесную инструкцию взрослого. Как правило, сначала выстраивается основа любой фигуры или предмета, а после идет заполнение внутри, если оно предполагается.
Письмо в воздухе – еще один способ развить пространственные представления у детей. Рисовать буквы и цифры в воздухе, на теле ребенка, на плоскости стола – где угодно – а ребенок должен угадать, назвать и по возможности повторить тот же самый элемент. В простом варианте ребенок и взрослый стоят рядом друг с другом, можно перед зеркалом. В сложном виде – письмо в воздухе идет в зеркальном отображении, когда взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу.
Парные и разрезные картинки тоже хорошо помогают в развитии пространственной ориентировки. При подборе парной картинки ребенок сначала описывает, как и какие картинки расположены на заданной плоскости, а после подбирает им пары. С разрезными картинками тоже все достаточно просто: даете одно целое изображение, другое в разрезанном виде по горизонтали, вертикали, диагонали, на несколько полос и квадратов, на части неправильной формы (по возрастанию сложности). Сначала ребенок складывает картинку по образцу, потом без него. Так он постепенно подходить к сбору сложных пазлов из множества деталей.
Графические диктанты по клеточкам бывают разного уровня сложности, поэтому можно пробовать с 5-6 лет для знакомства с тетрадной клеткой. Помогаем ежикам-зайчикам добраться до заданной точки, следуя указаниям (клетка вправо, клетка влево и т.д.), рисуем узоры под диктовку (это чуть сложнее), а потом пробуем копирование – еще один способ скорректировать или сформировать пространственные представления у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается нарисовать большой квадрат или прямоугольник и разделить на несколько частей. В каждой части рисуется определенный рисунок. Вписываемые узоры постепенно усложняются, а основное геометрическое поле расширяется. Обязательно проговариваем стратегию копирования.
Рисование двумя руками вертикальных линий – действенный способ развития пространственных представлений у маленьких детей. Разделяем лист или доску (лучше закрепить в вертикальном положении) на две одинаковые части вертикальной полосой. В каждой руке у ребенка карандаш, ручка или мелок. Техника рисования:
- левой рукой рисуются вертикальные линии слева направо;
- правой рукой – тоже слева направо,
- правая рука рисует вертикальные линии справа налево,
- левой рукой – справа налево,
- теперь обе руки рисуют вертикальные руки слева направо,
- затем обе руки – справа налево.
Сложным уровнем будет рисование в такой последовательности: правая рука рисует слева направо, левая одновременно – справа налево. Теперь правая рука рисует полосы справа налево, а левая – слева направо.
В таком же ритме и порядке можно рисовать горизонтальные линии и линии по диагонали с наклоном влево и вправо. Пробуйте заборчики – зигзаги справа налево и слева направо. Можно рисовать заборчики с «дощечками» разной высоты – это сложный заборчик.
Следующим вариантом будет рисование петелек прямых и перевернутых. Очень полезно рисовать их на листе А1, обводя сначала уже нарисованные петельки, а затем, пробуя нарисовать их самостоятельно. Петельки могут быть одного размера, разной высоты и ширины, направленные только вверх или вниз, двойные (направленные вверх и вниз), вертикальные и горизонтальные (лежащие) восьмерки.
Рисование двумя руками полезно в общем, а не только по предложенной методике. Можно обводить одинаковые картинки и узоры двумя руками одновременно, рисовать самостоятельно. Можно пробовать не только карандашами, фломастерами и пальцами, но и кисточками.
Следует не забывать, что перед тем, как начать занятия на листе (в двухмерном пространстве), стоит объяснить ребенку про границы данной плоскости: левый/правый верхний углы, левый/правый нижние углы, диагонали, центр листа.
Предварительный просмотр:
Формирование пространственных представлений у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР
Дети с ЗПР старшего дошкольного возраста имеют ряд особенностей в формировании пространственных представлений: наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространством (схемы тела). Дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека. Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий в продолжение довольно длительного периода; часто возникают трудности при синтезе ситуации и пространственном анализе. Также они часто не могут осуществить полноценный анализ формы, тождественность частей конструируемых фигур, установить симметричность, соединить её в единое целое, расположить конструкцию на плоскости. У детей с ЗПР старшего дошкольного возраста нарушено понимание пространственных отношений, как в практической деятельности, так и в словесном обозначении. В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже
относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений. Такие дети намного больше пропускают в своей речи предлоги или их неправильно употребляют. Не правильно обозначают временные периоды при использовании их в предложениях. Детям с ЗПР составляет большую трудность составление рассказа по картинкам, либо пересказа текста. Они не могут с помощью своей речи отразить некоторые категории времени. Так же с описанными сложностями вербального выражения пространственных отношений, у детей с ЗПР видны трудности в понимании этих отношений. Дети не исправляют допущенные ошибки, а в большинстве случаев их вовсе не замечают их вовсе. У детей с ЗПР имеется недостаточное понимание логико-грамматических конструкций, выражающих пространственно-временные отношения. Серии сюжетных картинок, расположенные в определенном порядке, вызывают серьезные трудности у детей с ЗПР. Чем больше картинок, разложенных на столе в серии, тем сложнее детям объединить их в единое смысловое целое. Это говорит о том, что у них отсутствуют способности восприятия одновременного, целостного комплекса стимулов (в данном случае картинок), а это является результатом нарушения синтезов, возникающих из-за несовершенства пространственного гнозиса.
Коррекционно-развивающая работа по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с задержкой психического развития осуществляется по следующим направлениям:
1. Ориентировка в схеме собственного тела (знание собственного тела). То есть знание частей тела и их расположение;
2. Ориентировка с точкой отсчета «от себя». Ребенок должен представлять себя на месте предмета, определяя пространственное направление от «себя»;
3. Восприятие пространственных отношений между предметами. Ребенок должен понимать и называть пространственные предлоги;
4. Восприятие пространственных признаков. Ребенок должен определить пространственные признаки предметов, то есть их расположение (далеко-близко, выше-ниже);
5. Восприятие пространственного расположения на плоскости. Ребенок должен самостоятельно выполнять задания по пространственному движению объектов, пространственно ориентировать собственные действия на плоскости, бумаге.
Специальные игры и задания, выполняемые на регулярной основе, помогут скорректировать имеющиеся отклонения. Начинаем с ориентации на своем теле, т.е. учим его схему, а потом переходим к остальным этапам.
Прикосновения
Ребенок закрывает глаза, взрослый касается рукой или любым предметом до разных частей тела. Малыш должен показать, до какого места дотронулись. По возможности стоит проговаривать вслух. Если ребенок пока не говорит, взрослый громко и четко называет все части тела.
Право – лево
Учим ребенка тому, что у него есть две половины тела. Где находится правая рука, там же правые нога, глаз, ухо, бровь и т.д. То же самое с левой частью тела. Ориентиром может стать браслет, ленточка, наклейка. Затем просим показать с закрытыми глазами, где у него правая рука, левая нога, правая щека, левый глаз и т.д.
Сзади – спереди
Учим на примере собственного тела, что есть понятия «спереди – сзади». Можно выполнять упражнение перед зеркалом. Показываем и называем части тела, которые есть спереди: глаза, нос, рот, щеки живот и т.д. Потом учим, что есть сзади.
Вверху – внизу
Понятия «вверху – внизу» можно объяснить следующим образом: встаем вместе и ищем все, что выше головы – это вверху (и сама голова тоже находится сверху), а то, что под ногами – это внизу (как и сами ноги). Голова выше всего, ноги – ниже. Остальные части тела располагаются относительно них – живот, грудь, шея, лицо – выше ног. И те же самые части тела находятся ниже головы. Пробуйте делать упражнение перед зеркалом, с закрытыми глазами.
Упражнение «Запомни и покажи»
Ребенок принимает определенную позицию с закрытыми глазами, взрослый фиксирует ее (можно на телефон) и просит повторить. Снимок показываем только в крайнем случае, когда обучаемый совсем не может самостоятельно воспроизвести исходную позицию. Начинаем с простого положения и постепенно усложняем его.
- Поднять вверх левую руку,
- поднять вверх правую руку,
- поднять вверх обе руки,
- поднять левую ногу,
- поднять правую ногу,
- вытянуть левую руку вперед,
- вытянуть правую руку вперед,
- вытянуть вперед обе руки,
- согнуть в локте левую руку,
- согнуть правую руку в локте,
- согнуть в локтях обе руки,
- согнуть левую ногу в колене,
- согнуть правую ногу в колене,
- загнуть левую ногу назад,
- загнуть правую ногу назад,
- откинуть голову назад и поднять левую руку,
- откинуть голову назад и поднять правую руку,
- откинуть голову назад и согнуть левую ногу в колене,
- откинуть голову назад и согнуть правую ногу в колене и т.д.
Если ребенок не может проговорить свои действия, обязательно проговаривайте вместо него или вместе с ним.
Предлоги и собственное тело
Познакомиться с предлогами можно через собственное тело. Встаньте вместе перед зеркалом, чтобы видеть друг друга. Показывайте ребенку жесты и проговаривайте их. Например, рука под подбородком, рука на носу, рука над головой, рука справа от уха, рука между глаз, рука около живота и т.д. Если ребенок затрудняется, покажите и проговорите все самостоятельно, а после проделайте то же самое его рукой.
Что справа, слева, спереди, сзади, наверху и внизу
Ребенок садится на стул или встает посреди комнаты, вы просите его определить, что находится по обе стороны от него, выше головы и ниже ног, за спиной и перед лицом. Пусть называет все предметы. Для мотивации можно разложить любимые игрушки и книжки.
Игра «Найди игрушку»
Прячем несколько игрушек или любых других предметов. Ребенок стоит в фиксированной позиции. Он должен по словесному описанию найти, где спрятаны вещи, например, справа от тебя спрятана кукла, позади сидит плюшевый мишка и т.д.
Игра «Повтори за мной»
Взрослый и ребенок встают перед зеркалом. Взрослый выполняет движения, ребенок должен их повторить. Примерно так:
- положи правую руку на левое колено,
- положи левую руку на правое колено,
- дотронься правой рукой до правого уха,
- дотронься левой рукой до левого уха,
- положи обе руки на оба колена,
- дотронься указательным пальцем правой руки до правого глаза,
- дотронься указательным пальцем левой руки до левого глаза,
- дотронься правым локтем до левого колена,
- дотронься левым локтем до правого колена и т.д.
Игра «Покажи, где у меня…»
Взрослый и ребенок встают напротив друг друга. Сначала ребенок, по командам взрослого, показывает части тела у себя, потом у него. Напоминаем ему, что при смене сторон меняется право и лево. Можно меняться ролями: ребенок командует, а взрослый выполняет.
Игра «Брось мяч»
Ребенку дают мяч и просят бросать его по заданному направлению, например, над головой, вправо, влево, назад, вперед на диван, вправо на стол и т.д. За точку ориентировки можно брать не только тело ребенка, но и любой предмет, к примеру, любимую игрушку, правее, левее, выше, ниже которой будет бросаться мяч.
Играем в роботов
Ребенок изображает робота и действует по команде взрослого, шагая приставным шагом и совершая повороты телом. Выглядеть это будет примерно так:
- сделай шаг вперед,
- еще один,
- шаг назад,
- три шага вперед,
- один шаг влево,
- два вправо,
- повернись вокруг своей оси и т.д.
Усложняем этот вариант тем, что добавляем «маленькие» и «большие» шаги.
Когда ребенок хорошо освоил игру в послушного робота, пробуем играть в непослушного. Вы командуете, а ребенок все делает наоборот. Шаг вперед – это шаг назад, шаг влево – это шаг вправо и т.д. При хорошем исполнении давайте по 2, 3, 4 команды в быстром темпе.
Изучаем предлоги и пространственные отношения на игрушках
Непосредственно в самой игре с куклами, машинками можно хорошо усвоить значения предлогов. Строить замки, дороги, города из кубиков и кататься по ним на машинках, катать в них кукол и игрушек, обязательно проговаривая все действия: вот грузовик везет котенка в кузове, он едет по дороге, проезжает под мостом, заезжает на пригорок, объезжает вокруг озера, паркуется между двумя легковыми машинами и т.д.
Можно взять коробку с игрушками и предложить ребенку рассаживать их по местам: куклу – на стул, собачку – в кресло, киску – под диван, неваляшку – в шкаф, пирамидку – над цветами, машинку около кроватки, дудочку – слева от книги, барабан – справа от домика, и т.д.
Игры на развитие ориентировки на листе бумаги, плоскости стола
Очень полезными заданиями на формирование пространственных представлений у детей будут занятия со счетными палочками. Из них можно складывать геометрические фигурки, предметы, целые картинки и узоры. Можно складывать из палочек разного цвета, под словесную инструкцию взрослого. Как правило, сначала выстраивается основа любой фигуры или предмета, а после идет заполнение внутри, если оно предполагается.
Письмо в воздухе – еще один способ развить пространственные представления у детей. Рисовать буквы и цифры в воздухе, на теле ребенка, на плоскости стола – где угодно – а ребенок должен угадать, назвать и по возможности повторить тот же самый элемент. В простом варианте ребенок и взрослый стоят рядом друг с другом, можно перед зеркалом. В сложном виде – письмо в воздухе идет в зеркальном отображении, когда взрослый и ребенок стоят лицом друг к другу.
Парные и разрезные картинки тоже хорошо помогают в развитии пространственной ориентировки. При подборе парной картинки ребенок сначала описывает, как и какие картинки расположены на заданной плоскости, а после подбирает им пары. С разрезными картинками тоже все достаточно просто: даете одно целое изображение, другое в разрезанном виде по горизонтали, вертикали, диагонали, на несколько полос и квадратов, на части неправильной формы (по возрастанию сложности). Сначала ребенок складывает картинку по образцу, потом без него. Так он постепенно подходить к сбору сложных пазлов из множества деталей.
Графические диктанты по клеточкам бывают разного уровня сложности, поэтому можно пробовать с 5-6 лет для знакомства с тетрадной клеткой. Помогаем ежикам-зайчикам добраться до заданной точки, следуя указаниям (клетка вправо, клетка влево и т.д.), рисуем узоры под диктовку (это чуть сложнее), а потом пробуем копирование – еще один способ скорректировать или сформировать пространственные представления у детей дошкольного возраста. Ребенку предлагается нарисовать большой квадрат или прямоугольник и разделить на несколько частей. В каждой части рисуется определенный рисунок. Вписываемые узоры постепенно усложняются, а основное геометрическое поле расширяется. Обязательно проговариваем стратегию копирования.
Рисование двумя руками вертикальных линий – действенный способ развития пространственных представлений у маленьких детей. Разделяем лист или доску (лучше закрепить в вертикальном положении) на две одинаковые части вертикальной полосой. В каждой руке у ребенка карандаш, ручка или мелок. Техника рисования:
- левой рукой рисуются вертикальные линии слева направо;
- правой рукой – тоже слева направо,
- правая рука рисует вертикальные линии справа налево,
- левой рукой – справа налево,
- теперь обе руки рисуют вертикальные руки слева направо,
- затем обе руки – справа налево.
Сложным уровнем будет рисование в такой последовательности: правая рука рисует слева направо, левая одновременно – справа налево. Теперь правая рука рисует полосы справа налево, а левая – слева направо.
В таком же ритме и порядке можно рисовать горизонтальные линии и линии по диагонали с наклоном влево и вправо. Пробуйте заборчики – зигзаги справа налево и слева направо. Можно рисовать заборчики с «дощечками» разной высоты – это сложный заборчик.
Следующим вариантом будет рисование петелек прямых и перевернутых. Очень полезно рисовать их на листе А1, обводя сначала уже нарисованные петельки, а затем, пробуя нарисовать их самостоятельно. Петельки могут быть одного размера, разной высоты и ширины, направленные только вверх или вниз, двойные (направленные вверх и вниз), вертикальные и горизонтальные (лежащие) восьмерки.
Рисование двумя руками полезно в общем, а не только по предложенной методике. Можно обводить одинаковые картинки и узоры двумя руками одновременно, рисовать самостоятельно. Можно пробовать не только карандашами, фломастерами и пальцами, но и кисточками.
Следует не забывать, что перед тем, как начать занятия на листе (в двухмерном пространстве), стоит объяснить ребенку про границы данной плоскости: левый/правый верхний углы, левый/правый нижние углы, диагонали, центр листа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Формирование элементарных математических представлений у детей старшего возраста детского сада
. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума....
Методическая разработка «Формирование элементарных географических представлений у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
Одной из главных задач дошкольного образования в настоящее время является не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способству...
Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей в возрасте 3-4 лет»
В данной,методической разработке,вы узнаете о формировании элементарных математических представлений у детей в возрасте 3-4 лет....
Методический материал «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»
laquo;Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»...
Методическое пособие "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»"
Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи), организация работы в разных возрастных группах, перспективные планы, описание дидактических игр и упражнений, система работы с родителями...
Методическая разработка «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...
Презентация к методической разработке «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий»
Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задачи:- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.- Д...