Методический материал «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»
учебно-методический материал
«Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Осипова Н.В.
МАДОУ детский сад «Снегурочка»
«Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»
Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:
- игры «Да - Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые),
- игры «Да - Нет» на плоскости,
- игры «Да – Нет» в объемном пространстве.
В играх «Да - Нет» с использованием линейного (одномерного) пространства объекты (предметы, картинки, буквы и др.) выстраиваются в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда используются цифры или числа, это дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т.д.
Игры «Да – Нет» на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве. Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться предметы, картинки, числа, буквы и др.
Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате и т.д.
Игра "Да – Нет" в линейном ряду
Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.
Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета - помидор – чайник – карандаш - береза – цветок.
Игровое действие: угадать картинку (загадана картинка – карандаш).
Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»:
- Это справа от чайника? (чайник - серединный объект)
- Это слева от березы? (береза – серединный объект в оставшейся части)
- Это карандаш?
Результат: Картинка отгадана после трех вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, это местонахождение объекта в линейном ряду.
Игры "Да – Нет" на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до 10
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.
Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.
Оборудование: бумажная лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду (загадана цифра 1).
Вопросы:
- Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.
- Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)
- Это цифра два? – Нет.
- Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры 0 и 1).
- Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).
- Эта цифра 1
Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.
Игры "Да – Нет" с числовым рядом от 0 до 20
Цель: обучить порядковому счету от 0 до 20. Закреплять понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущее», «последующее», «серединное», «крайнее» число. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Игра проводится по аналогии с предыдущей. Сначала с помощью бумажной ленты, затем без нее.
Игра "Да – Нет" с игрушками, выстроенными в линейный горизонтальный ряд
Загадана – машина. Данная игра проводиться с детьми 3-3,5 лет.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполнять действие «найти середину – закрыть половину».
Оборудование: платок, размером 50х50; 5 игрушек (машина – пирамидка – погремушка – кукла – мяч), которые расположены слева направо на уровне глаз ребенка на расстоянии его вытянутых в стороны рук.
Игровое действие: предлагается найти игрушку и рассказать про нее стишок. Маленькие дети в начале ищут серединный объект (погремушку). Для этого ладошки ребенка должны касаться крайних объектов ряда. Тогда серединный объект будет находиться перед глазами малыша.
Возможные вопросы:
- На середине находится погремушка? – Да.
- Это про погремушку рассказываем стишок? – Нет.
- Эта игрушка справа от погремушки? – Нет (платком закрываются погремушка, кукла, мяч, чтобы не отвлекать внимание детей).
- Это слева от погремушки? – Да.
- Это машина? – Да. Про нее нужно рассказать стишок.
Необходимо проговорить с детьми, что сначала надо найти середину ряда и закрыть предметы, оставшиеся на другой половине. Так можно найти загаданную игрушку быстрее.
Результат: игрушка найдена.
Игра "Да – Нет" на горизонтальной плоскости
Цель: угадать геометрическую форму на столе
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекают часть плоскости стола.
Оборудование: стол, на котором расположены вразброс разные геометрические формы.
конус | круг | шар |
квадрат | куб | цилиндр |
призма | овал
треугольник | прямоугольник |
Игровое действие: отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадан шар, расположенный в правом дальнем углу).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
- Это геометрическая форма находится в дальней части стола?
- Эта геометрическая форма находится в правой дальней части стола?
- Эта геометрическая форма находится в дальнем правом углу?
- Это шар?
Результат: геометрическая форма найдена. Выявлено основное правило игры.
Правила игры «Да – Нет» в объемном пространстве
Данный вид игр «Да – Нет» может разворачиваться:
- в комнате - взгляд на объемное пространство изнутри.
- в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное пространство сверху.
Объектами для игры могут служить все предметы, находящиеся в комнате или коробке.
В игре есть определенные правила:
- В игре «Да – Нет» в объемном простанстве объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).
- Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке).
- Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).
- Загадывающий имеет право давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", «Это не существенно".
- Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
- Игра "Да – Нет". Угадай объект в комнате.
Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.
Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска
Оборудование: комната и объекты в ней.
Игровое действие: отгадать объект в комнате с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).
Вопросы, на которые загадывающий ответил «да»:
- -Это в передней части комнаты?
- -Это в правой передней части комнаты?
- -Это ближе к правому углу комнаты?
- -Это связано с окном?
- -Это в нижней части окна?
- -Это цветок на подоконнике?
Результат: отгадан объект, закрепляются правила игры.
«Угадай, где находится игрушка в комнате»
Правило игры: все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.
Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.
Игровое действие: отгадать, где в комнате спрятана игрушка с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу на верхней полке шкафа, который стоит в комнате в правом заднем углу от играющего).
Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:
- Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
- Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
- Она спрятана в шкафу? - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
- Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
- Она находится на верхней полке?
- Она находится в левом углу верхней полки?
Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.
Использованная литература:
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. « Методика формирования у дошкольников классификационных навыков» (Методическое пособие предназначено для воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.), 2009год.
страницы 7-22
Примерная последовательность освоения пространства
детьми 3 – 7 лет
Виды игр | Расположение объектов | Возраст ребенка | |||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||
используемые объекты | |||||
и вводимые понятия | |||||
Игры «Да - Нет» с числами в линейном пространстве | горизонтальное | - | цифры от 0 до 10 | числа от 0 до 100 десятками | числа от 0 до 100 единицами |
- | середина, больше-меньше | середина, больше-меньше | середина, больше-меньше | ||
Игры «Да - Нет» с предметами в линейном пространстве | горизонтальное | игрушки | картинки | игрушки, картинки | игрушки, картинки |
право-лево, середина | между, крайние | право-лево, середина между, крайние при зеркальном расположении | право-лево, середина, между, крайние при зеркальном расположении | ||
вертикальное | игрушки | картинки | игрушки, картинки | игрушки, картинки | |
выше-ниже, середина | между, крайние | чуть выше, чуть ниже середины | чуть выше, чуть ниже середины при зеркальном расположении | ||
удаленное | - | игрушки, картинки | игрушки, картинки | игрушки, картинки | |
- | дальше-ближе, середина | дальше-ближе, середина | дальше-ближе, середина при зеркальном расположении | ||
Игры «Да - Нет» на плоскости | Горизонтальное | - | игрушки, картинки | игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок | игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок, географическая карта |
- | правая, левая часть поверхности, угол, центр, дальняя ближняя части поверхности | центры правой – левой стороны, нижней – верхней части | при зеркальном и боковом расположение играющих по отношению к объектам. | ||
Вертикальное расположение объектов (игры на доске) | - | игрушки, картинки, | игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д. | игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д. | |
- | правая, левая часть поверхности, угол, выше - ниже | центры, стороны углы вертикальной поверхности | центры, стороны углы вертикальной поверхности | ||
Игры «Да - Нет» в объемном пространстве | Взгляд сверху (коробка) | - | - | коробка с игрушками или картинками, прикрепленными внутри | коробка с игрушками или картинками, прикрепленными внутри |
- | - | правая - левая, ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки | правая - левая, ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки | ||
Взгляд изнутри (комната) | любые объекты, находящиеся в комнате | любые объекты, находящиеся в комнате | любые объекты, находящиеся в комнате | любые объекты, находящиеся в комнате | |
впереди - сзади, в середине, право - лево | выше – ниже уровня глаз, правая – левая часть комнаты, передняя – задняя, угол и сторона | привязка к объектам внутри комнаты (дальше - ближе от окна, выше – ниже стула, правее – левее шкафа) | привязка к объектам внутри комнаты в зеркальном и боковом вариантах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры.
творческий отчет...
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.
Цель: максимально использовать свои двигательные возможности в формировании пространственных представлений. Необходимо обеспечить естественную потребность детей в движении, в ощущении владения с...
Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"
Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста через подвижные игры
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойс...
Методическая разработка "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста"
Проблема ориентировки в пространстве и формирование правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики, поскольку ори...
Методическое пособие "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»"
Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи), организация работы в разных возрастных группах, перспективные планы, описание дидактических игр и упражнений, система работы с родителями...
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы обучения
Основной целью математического развития в дошкольном образовании является знакомство детей с азами математической культуры и привитием интереса к дальнейшему познанию окружающего мира....