Отчет о проделанной работе за 2023 – 2024 учебный год учителя-дефектолога
материал по коррекционной педагогике

Ковкрак Надежда Александровна

Отчет о проделанной работе за 2023 – 2024 учебный год учителя-дефектолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_defektologa_2024.docx57.92 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 23 Корпус № 1

Отчет

о проделанной работе за 2023 – 2024 учебный год

учителя-дефектолога Ковкрак Н.А.

  1. Характеристика детей (по заключению ПМПК)

Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной  дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико - грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико - фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Возрастные психологические особенности дошкольников 5 - 6 лет с задержкой психического развития

  • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
  • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
  • неравномерная работоспособность;
  • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
  • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
  • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
  • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, аграмматичной, структурно нарушенной;

Возрастные психологические особенности дошкольников 6 – 7 лет с задержкой психического развития

  • ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
  • несформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;
  • отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
  • несформированны все структурные компоненты учебной деятельности;
  • испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
  • непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
  • несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
  • могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР:

Количество детей

ЗПР

….

…..

…..

…..

13

13

Из них:

8      детей обучалось по АОП ДО детей с ЗПР,

 5       детей обучалось по ИОМ

Группы общеразвивающей направленности:

Количество детей

ЗПР

….

…..

…..

…..

  1. Обследовано  12      детей (по запросу):

Результаты диагностики:

Количество детей

Нарушения в развитии

Норма

12

Вывод: _____количество детей, нуждающихся в ПМПК (создании специальных образовательных условиях), из них ___ детей прошли ПМПК

  1. Результат коррекционной работы (кол-во и  %).

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (обучение по АОП ДО детей с ЗПР)

Высокий уровень (норма)

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Количество, %

Количество, %

Количество, %

Начало уч.г.

Конец уч.г

Начало уч.г.

Конец уч.г

Начало уч.г.

Конец уч.г

0

2

4

4

4

2

0%

25%

50%

50%

50%

25%

Диаграмма

Вывод:\

В  течение года проводилась коррекционно - развивающая работа , которая дала позитивные результаты.

В конце учебного года была выявлена позитивная  динамика  в психическом развитии детей.

 Выявленные проблемы:

Низкая познавательная активность.

Недостаточный запас знаний по окружающему миру, ЭМП

Снижение к запоминанию и удержанию в памяти пройденного материала.

У некоторых детей чрезмерная двигательная активность.

Быстрая умственная утомляемость и снижена работоспособность.

Недостаточное развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций.

Недостаточная сформированность мелкой моторики.

Ограниченный словарный запас и др.

          Рекомендации:

:

          Гибкий образовательный режим

          Учет темпа деятельности при фронтальной работе

          Особый стиль взаимодействия с ребенком

          Наблюдение у профильного врача

Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (обучение по ИОМ)

Высокая динамика

Средняя динамика

Низкая динамика

Количество, %

Количество, %

Количество, %

Начало уч.г.

Конец уч.г

Начало уч.г.

Конец уч.г

Начало уч.г.

Конец уч.г

0

0

2

3

3

2

0

0

40

60

60

40

Диаграмма

Вывод:

В  течение года проводилась коррекционно - развивающая работа , которая дала позитивные результаты.

В конце учебного года была выявлена положительная динамика  в психическом развитии детей

Выявленные проблемы:

Низкая познавательная активность.

Недостаточный запас знаний по окружающему миру, ЭМП

Снижение к запоминанию и удержанию в памяти пройденного материала.

У некоторых детей чрезмерная двигательная активность.

Быстрая умственная утомляемость и снижена работоспособность.

Недостаточное развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций.

Недостаточная сформированность мелкой моторики.

Ограниченный словарный запас и др.

Рекомендации:

         Существует необходимость для разработки АОП \

         Гибкий образовательный режим

         Учет темпа деятельности

         Особый стиль взаимодействия с ребенком

         Наблюдение у профильного врача

Группы общеразвивающей направленности (обучение по АОП)

Высокая динамика

Средняя динамика

Низкая динамика

Количество, %

Количество, %

Количество, %

Начало уч.г.

Конец уч.г

Начало уч.г.

Конец уч.г

Начало уч.г.

Конец уч.г

Вывод:\

В  течение года проводилась коррекционно - развивающая работа , которая дала позитивные результаты.

В конце учебного года была выявлена положительная динамика  в психическом развитии детей.

 Выявленные проблемы:

Низкая познавательная активность.

Недостаточный запас знаний по окружающему миру, ЭМП

Снижение к запоминанию и удержанию в памяти пройденного материала.

У некоторых детей чрезмерная двигательная активность.

Быстрая умственная утомляемость и снижена работоспособность.

Недостаточное развитие наглядно-образного мышления, мыслительных операций.

Недостаточная сформированность мелкой моторики.

Ограниченный словарный запас и др.

          Рекомендации:

:

          Гибкий образовательный режим

          Учет темпа деятельности при фронтальной работе

          Особый стиль взаимодействия с ребенком

          Наблюдение у профильного врача.

  1. Пополнение учебно-методического обеспечения (Приложение к отчету – перечень)

Пополнение материально-технической базы (Приложение к отчету – перечень)

Дидактический и наглядный материал, изготовленный в текущем учебном году:

Название изготовленного материала

Задачи

Пособие  «Дуплет»

Развивать у детей зрительное восприятие, внимание. Учить взаимодействовать по правилам.

Пособие  «Счет от 1 до 5. Цвет и форма»  Из серии 7 гномов для детей младшего возраста.

Развивать у детей высшие психические функции: внимание, восприятие.

Упражнять в прямом счете от 1 до 5

Развивать сенсорные эталоны.

Пособие

 9 - Мая

9 Мая – День Победы. Герои Великой Отечественной войны

Развивать у детей высшие психические функции: внимание, мышление, речь

Последовательности (истории в картинках)

Развивать у детей высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, мыслительные операции.

Наглядное пособие по теме: мебель

Расширять словарный запас, Учить строить высказывания, Формировать понятия, анализировать и синтезировать их.

Развивающий наглядный материал

Развивать у детей высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, мыслительные операции.

  1. Культурно-просветительская работа (работа дефектолога с родителями, воспитателями, др.).

Направления работы

Название запланированного мероприятия

Сроки /

отметка о выполнении

Фотоотчет на сайте ДОУ

Консультативно-просветительская работа с родителями (собрания, индивидуальные беседы,…)

Родительское собрание

  • Содержание и организация работы воспитателей и специалистов коррекционной группы» (формы работы с особыми детьми)
  • Азбука общения с ребенком.  Активные формы работы
  • Вот и стали мы на год взрослее с применением активных форм работы
  • Консультирование родителей. Итоги диагностики на начало и конец года.
  • Консультирование по запросу.

Сентябрь

Январь

Май

Октябрь май

В течение года

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

  • Создание информационного стенда «Советы дефектолога».
  • День открытых дверей. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятии

Сентябрь – май

Февраль

Нет

Да

  • Тематические выставки книг, пособий в группу ЗПР

октябрь

Нет

Круглые столы взаимодействия педагогов, родителей и специалистов

  • Консультации для воспитателей, индивидуальные консультации для педагогов по запросу
  • Семинар для молодых педагогов по теме «Алгоритм выявления детей, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении и оформление документации»

В течение года

Ноябрь

Нет

ДА

  • Участие в проведении городских методических мероприятий

В течение года

По плану РМО

Нет

  • Выступление на курсах Альтернативная коммуникация с помощью карточек PEKC

Декабрь

Да

  • Деловая игра квиз

Май

Нет

Мероприятия по формированию уважения и толерантности родителей здоровых детей к родителям и детям с особенностями (информационные стенгазеты о жизни детей в группе, открытые занятия, совместные  детско-родительские мероприятия (семей норматипичных  детей и ОВЗ) и т.д.)

  • Игровое мероприятие: «Планета Толерантность»

Ноябрь

Да

  • Спортивный праздник «В гостях у доктора Айболита»

Декабрь

Да

  1. Повышение квалификации (посещение курсов, подготовка вопросов на педсовет, педчас, посещения МО и выступления на МО и т.д.).

Мероприятие, уровень

Тема выступления (опыта), дата

Мо

Выступление

Игровые методы  и приемы развития связной речи дошкольников

21.02.24г

Интеллектуальная игра по теме года

22.05.2024г.

Курсы

Курсы (выступление)

Тема: «Особенности сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

11.2023

Педагогическое мастерство

Период курсов повышения квалификации/

даты семинаров, вебинаров

Наименование курсов, количество часов, организация/

наименование семинаров/вебинаров, организация

Сентябрь – октябрь

2023 год

Сертификат онлайн-семинар

Особенности применения государственной символики РФ  в ОО

15 часов

Семинар-практикум

Актуальные вопросы по разрешению конфликтов  в ДОУ

05  октября 2023

Интеллектуальная  игра «КВИЗ

ноябрь  2023

Речевое развитие ребенка  в соответствии ФОП и ФАОП дошкольного и начального образования

36 часов

Сертификат

Профессиональное выгорание педагога.

Особенности стресс-менеджмента в психологической деятельности 15 часов

Сертификат

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе как решение основополагающих задач в современной системе образования

15 часов

Январь 2024

Сертификат

Всероссийская конференция

«Современные аспекты оказания психолого-педагогического сопровождения обучающихся»

Сертификат

Всероссийская конференция по обмену опытом внедрения ФОП ДО в образовательную практику всех субъектов РФ.

Февраль 2024

Сертификат

Всероссийская конференция

«Семья – основа воспитания положительных черт ребенка»

Сертификат

Наш опыт. Эффективные технологии в работе с детьми с РАС

19 апреля 2023

Сертификтонлайн-семинар

Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями и семьей детского сада

Сертификат онлайн – участника

«Организация работы с дошкольниками по познавательному развитию и ознакомлении

с природным миром»

Апрель 2024

Всероссийского конкурса « Предметно-пространственная среда -  основа для развития дошкольников  ДОУ»

Всероссийский инклюзивный фестиваль

Жизненные компетенции ребенка с РАС «Качество жизни ребенка»

Сертификат

Детские эмоции или эмоциональный интеллект как развивать у ребенка

Май 2024

  1. Отчет по теме самообразования (приложение к данному отчету).

Развитие неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Почему ребенок не может сосредоточиться?

Почему постоянно отвлекается?

Почему он что-то запоминает хорошо, а что –то постоянно забывает?

Что сделать так, что бы он стал внимательным?

         Эти вопросы часто задают родители, обращаясь за помощью к специалистам. Причины невнимательности могут быть очень разными, и соответственно устранять их надо по-разному.

Внимание – это психическое состояние человека, выраженное в сосредоточенности на чем-то

Ни Олин психический процесс не может протекать целее направленно и продуктивно, если человек не сосредоточен на чем-то.

Внимание - это избирательная направленность на объект и сосредоточенность на нем, процесс, который поддерживает контроль за четким и организованным протеканием психической деятельности.

Очень образно о внимании говорил К.Д. Ушинский: « Внимание- это дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира. Легко представить, что если эта «дверь» закрыта, то ни о памяти, мышлении, ни о других неречевых процессах, не может быть и речи. Поэтому любое обучение начинается, прежде всего,  с внимания

Этот процесс является основой любой интеллектуальной деятельности. У внимания нет своего особого содержания. Но оно является стороной всех познавательных процессов, проявляясь внутри восприятия, памяти, мышления. Внимание свойство различных психических (неречевых) процессов. Внимание может быть направленно, как на объекты внешнего мира, так и на внутреннюю жизнь

Выделяют два вида внимания произвольное (непреднамеренное внимание) и непроизвольное 9преднамеренное0.

Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, избирательность и объем.

Развитие неречевых функций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

1

Приобретение методических пособий для развития неречевых функций

Тематические выставки книг, пособий в группу ЗПР

Ноябрь 2023

2

Консультация родителей

Группа № 1

Мастер-класс

«Роль мнемотехники в развитии неречевых процессов»

Январь 2023

3

Родительское собрание

Тема: Развитие внимания с использованием  элементов нейропсихологии

Май 2023

4

Изучение методической литературы по теме.

Учебное издание

«Развиваем память с нейропсихологом» «Развиваем внимание с нейропсихологом»\

Авторы: А.В.Сунцова

С.В. Курдюкова

В течение года

Материально – техническая база 2022- 2023 уч. Г

Товар

Кол-во

Цена

Сумма

1

Развивающий набор “Цветные бомбошки»

1

199.00

199.00

2

Счетный матерал «Палочки для счета»

1

169.00

169.00

3

Рамка _ вкладыши «Мир животных»

1

329.00

329.00

4

Планшет «Новогодние задания»

1

449/00

449/000

5

Магнитные истории «Учим цвета»

1

399.00

399.00

6

Альбом по развитию мозга. 5-7 лет

1

249.00

249.00

7

Мозаика деревянная «Веселые столбики»

1

619.00

619.00

8

Сортер «Учим цвета и размеры»

1

116900

116900

9

Сортер -_стаканчики «Бомбашки»

1

419.00

419.00

10

Кто где живет, кто, что ест? Развивающие карточки

1

319.00

319.00

11

Игра «Который час?»

1

319.00

319.00

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Развивающие пособия

Товар

Кол-во

Цена

Сумма

1

Альбом по развитию речи

1

799.00

799.00

2

Альбом по развитию интеллектуальных способностей

1

199.00

199.00

3

Рассказы по картинкам «Лето

1

199.00

199.00

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о проделанной работе за 2023-2024 учебный год

Справка о проделанной работе за 2023-2024 учебный год...

Годовой отчёт о проделанной работе за 2023 – 2024 учебный год в средней группе « Одуванчики».

Данная программа разработана с учётом ФГОС ДО, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников.Работа группы осуществлялась исходя из основных годовых з...

Аналитический отчёт о проделанной работе за 2023-2024 учебный год.

Аналитический отчёт о прделанной работе за 2023-2024 учебный год....

ОТЧЕТ учителя-логопеда Красноперовой О.А. о проделанной работе за 2023 – 2024 учебный год

В 2023 – 2024 учебном году логопедическая деятельность осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, организационное, коррекционно-развивающее, консультативно-профилактическое, мето...

Годовой отчет воспитателей II младшей группы «Радуга» о проделанной работе за 2023-2024 учебный год.

Годовой отчет воспитателейII младшей группы «Радуга» о проделанной работе                                ...

Отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год

Отчет о проделанной работе за 2023-2024 учебный год...

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год Учителя-дефектолога Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ»

В развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья наиболее важным аспектом является, формирование сенсорных способностей, то есть способности осязать, слышать и зрительно воспринимать предмет....