"Модель сопровождения обучающегося с РАС в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике

Мороз Софья Владимировна

Для разработки модели сопровождения обучающихся с РАС проводится комплексная работа со всеми специалистами ресурсной группы:

  • Старший воспитатель;
  • Учитель-дефектолог;
  • Педагог-психолог;
  • Учитель-логопед;
  • Воспитатели;
  • Тьюторы;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Музыкальный руководитель.

Основные этапы и направления коррекционно-развивающей

работы с детьми с РАС

            Диагностический период:

специалисты РГ проводят следующую работу: сбор данных об особенностях психофизического развития обучающегося; проводится первичная консультация семьи; обобщаются полученные данные; проводится первичная психолого-педагогическая диагностика развития, обучающегося; обобщаются ее результаты; составляются индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы, рабочие программы, и т.п.; уточняется содержание форм, методов и приемов образовательной деятельности. Оценка эффективности прохождения этого периода происходит посредством проведения сравнительного анализа данных.

            Адаптационный этап:

характеризуется установлением контакта с взрослыми, по возможности со сверстниками, приспособлениями к новым условиям среды в группе, помещениям детского сада (физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-дефектолога, педагога-психолога, сенсорная комната) и отличается достаточной продолжительностью. Если у норматипичных детей длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОО в среднем составляет месяц. То для детей с РАС время прохождения этого периода может увеличиваться до 2-х месяцев и больше, так же этот процесс может отвориться после длительного отсутствия, обучающегося в ДОУ. Так как, в силу ряда своих особенностей, аутичный ребенок испытывает значительные трудности в процессе адаптации (адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации. Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для обучающихся с РАС. Особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к началу самостоятельности, выходом из привычного окружения семьи.

            Активирующий этап:

во время которого по завершению проведенной диагностики, наши педагоги проводят обобщение, и анализ результатов. Затем, на заседании консилиума ППк, специалисты предлагают свои цели и задачи направления работы для индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, рабочих программ, программ сопровождения и т.п., которые утверждают на консилиуме. Именно на этом этапе специалистами составляется рабочая документация на учебный год.

            Образовательная деятельность с обучающимися с РАС. осуществляется в процессе проведения режимных моментов: утренней гимнастики, приветственного круга, прогулки, приема пищи, послеобеденного сна. В режимные моменты активизируется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, социально-бытовой ориентировки, воспитанию организованности и дисциплинированности. Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в режиме, определяется сеткой занятий.

            Формирующий и корригирующий этап:

 являются основными в коррекционной работе. Нашими специалистами определяются приоритетные формы оказания психолого-педагогической помощи и обеспечения уровня сопровождения, позволяющие обучающимся получать максимальный развивающий эффект от нахождения в дошкольном образовательном учреждении.

            Основная (ведущая) форма организации развивающей деятельности - это индивидуальные занятия, групповые (в случае готовности обучающегося) со специалистами ДОУ.

Занятия проводятся согласно графику, что особенно важно для воспитанников, длительность определяется в соответствии возраста (СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы). В процессе занятия педагоги обязательно следят за самочувствием обучающегося и учитывают его эмоциональное состояние, составленный план занятия может полностью изменить, в силу неприемлемости ребенком в данный момент предлагаемых заданий.

Перечень нормативных документов по сопровождению обучающихся с РАС

  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБДОУ д/с №48 «Вишенка» г. Белгорода.
  • Рабочая программа учителя-дефектолога;
  • Рабочая программа учителя-логопеда;
  • Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы;
  • Программа обучения на основе тестирования VB-MAPP
  • Дополнительные программы: технология реализации адаптивной программы физического воспитания старших дошкольников «Играйте на здоровье» - Волошина Л.Н., Гребцов М.Н. и др., Программа музыкального воспитания для обучающихся с РАС «Мы друг - другу рады».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_soprovozhdeniya.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Модель сопровождения обучающегося с РАС в ДОУ

        Для разработки модели сопровождения обучающихся с РАС проводится комплексная работа со всеми специалистами ресурсной группы:

  • Старший воспитатель;
  • Учитель-дефектолог;
  • Педагог-психолог;
  • Учитель-логопед;
  • Воспитатели;
  • Тьюторы;
  • Инструктор по физической культуре;
  • Музыкальный руководитель.

Основные этапы и направления коррекционно-развивающей

работы с детьми с РАС

        Диагностический период: 

специалисты РГ проводят следующую работу: сбор данных об особенностях психофизического развития обучающегося; проводится первичная консультация семьи; обобщаются полученные данные; проводится первичная психолого-педагогическая диагностика развития, обучающегося; обобщаются ее результаты; составляются индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы, рабочие программы, и т.п.; уточняется содержание форм, методов и приемов образовательной деятельности. Оценка эффективности прохождения этого периода происходит посредством проведения сравнительного анализа данных.

        Адаптационный этап:

характеризуется установлением контакта с взрослыми, по возможности со сверстниками, приспособлениями к новым условиям среды в группе, помещениям детского сада (физкультурный зал, музыкальный зал, кабинеты учителя-дефектолога, педагога-психолога, сенсорная комната) и отличается достаточной продолжительностью. Если у норматипичных детей длительность адаптационного периода с момента начала посещения ДОО в среднем составляет месяц. То для детей с РАС время прохождения этого периода может увеличиваться до 2-х месяцев и больше, так же этот процесс может отвориться после длительного отсутствия, обучающегося в ДОУ. Так как, в силу ряда своих особенностей, аутичный ребенок испытывает значительные трудности в процессе адаптации (адаптация у таких детей затруднена, прежде всего, из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения, к которым относятся: агрессия, аутоагрессия, самостимуляция, импульсивность, полевое поведение и другие особенности поведения, препятствующие адаптации. Адаптация к условиям детского сада является крайне важным и часто непростым этапом для обучающихся с РАС. Особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к началу самостоятельности, выходом из привычного окружения семьи.

        Активирующий этап:

во время которого по завершению проведенной диагностики, наши педагоги проводят обобщение, и анализ результатов. Затем, на заседании консилиума ППк, специалисты предлагают свои цели и задачи направления работы для индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы, рабочих программ, программ сопровождения и т.п., которые утверждают на консилиуме. Именно на этом этапе специалистами составляется рабочая документация на учебный год.

        Образовательная деятельность с обучающимися с РАС. осуществляется в процессе проведения режимных моментов: утренней гимнастики, приветственного круга, прогулки, приема пищи, послеобеденного сна. В режимные моменты активизируется работа по формированию культурно-гигиенических навыков, социально-бытовой ориентировки, воспитанию организованности и дисциплинированности. Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в режиме, определяется сеткой занятий.

        Формирующий и корригирующий этап:

 являются основными в коррекционной работе. Нашими специалистами определяются приоритетные формы оказания психолого-педагогической помощи и обеспечения уровня сопровождения, позволяющие обучающимся получать максимальный развивающий эффект от нахождения в дошкольном образовательном учреждении.

        Основная (ведущая) форма организации развивающей деятельности - это индивидуальные занятия, групповые (в случае готовности обучающегося) со специалистами ДОУ.

Занятия проводятся согласно графику, что особенно важно для воспитанников, длительность определяется в соответствии возраста (СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы). В процессе занятия педагоги обязательно следят за самочувствием обучающегося и учитывают его эмоциональное состояние, составленный план занятия может полностью изменить, в силу неприемлемости ребенком в данный момент предлагаемых заданий.

Перечень нормативных документов по сопровождению обучающихся с РАС

  • Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБДОУ д/с №48 «Вишенка» г. Белгорода.
  • Рабочая программа учителя-дефектолога;
  • Рабочая программа учителя-логопеда;
  • Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы;
  • Программа обучения на основе тестирования VB-MAPP
  • Дополнительные программы: технология реализации адаптивной программы физического воспитания старших дошкольников «Играйте на здоровье» - Волошина Л.Н., Гребцов М.Н. и др., Программа музыкального воспитания для обучающихся с РАС «Мы друг - другу рады».

Библиографический список

  1. Браткова М. В., Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию [Текст] / М. В. Браткова, О. В. Караневская. — М.: Парадигма, 2016. — 45 с.
  2. Браткова М., Караневская О. Специфика включения ребёнка с неярко выраженными отклонениями в развитии в ДОО (на примере детей с расстройствами аутического спектра) // журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2015 г. стр.76.
  3. Никитишина, Н. А. Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО / Н. А. Никитишина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 32-36.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание инновационной модели сопровождения детей, не посещающих детский сад и их родителей в условиях социокультурного пространства сельского детского сада.

Проект разработан для детей, которые не посещают детский сад и участвуют в региональном проекте Пермского края "Мамин выбор"...

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее разв...

Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»

Презентация  «Модель сопровождения  семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ  детского сада №40»...

методическая разработка модели сопровождения периода адаптации воспитанников детского сада

В данной разработке рассмотренна актуальность данной темы, основные принципы работы в период адаптации с детьми, родителями и воспитателями, предложена диагностическая методика, позволяющая определить...

Оптимальная модель сопровождения одаренного ребенка в системе дошкольного образования.

Материал представлен в форме эссе, а именно основные моменты рассматриваемой темы выделены тезисно....

Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста

Описание модели сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста...

Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с органическими возможностями развития

Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Под...