"Особенности развития творческого мышления и воображения дошкольников с ТНР в инклюзивном ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Статья будет полезна специалистам, сопровождающим дошкольников с ТНР и осуществляющих коррекционную работу с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _statya_o.n._malyshko.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

   УДК - 373.25

       «Особенности творческого мышления и воображения

у дошкольников с ТНР и пути их развития»

Малышко Оксана Николаевна,

учитель - логопед МБДОУ детского сада № 50 города Ставрополя

Е-mail: mon-02@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются этапы и основные направления коррекционно-образовательной работы по развитию творческого мышления и воображения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в образовательной организации компенсирующего вида.

Ключевые слова: коррекционно-образовательная работа, развитие творческого мышления и воображения, речь, нормотипичные дети, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, этапы, направления.

         Annotation. The article reveals the stages and main directions of correctional and educational work on the development of creative thinking and imagination in preschoolers with severe speech disorders in an educational organization of a compensatory type.         

          Keywords: correctional and educational work, development of creative thinking and imagination, speech, normotypic children, preschoolers with severe speech disorders, stages, directions.         

           В современном мире к ребенку дошкольного возраста предъявляются все более высокие требования - он должен уметь выражать свое мнение, уметь мыслить творчески, нестандартно, иметь развитое воображение для построения разнообразных образов предмета.  Формирование данных качеств требует длительного, систематического процесса обучения и воспитания.  

         У детей 3-7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи (далее – ТНР), возникают особые трудности в развитии воображения и творческого мышления, что приводит к снижению эффективности профессиональной коррекции речи и вторичных отклонений, к дальнейшим проблемам обучения в школе.

             Исследований, связанных с изучением формирования данных психических функций у обучающихся с ТНР, недостаточно. В работах передовых ученых - Л.С. Выготского, А. Савенкова, А. Э. Симановского- прослеживается взаимосвязь процессов речи, мышления и воображения и указаны возрастные критерии их развития у нормотипичных детей:

           - к 2,5- 3 годам- ребенок одушевляет воображаемые предметы;

           - к 4- 6 годам – воображение становится продуктивным, преобладает

            сюжетно-ролевая игра.

           В процессе формирования творческого мышления и воображения дошкольников с ТНР, возникают следующие проблемы:

           - преобладание пассивного словаря над активным, недостаток

             практического опыта приводят к скудности представлений о предметах

             и явлениях, страдает речевая семантика;

           -  создание новых образов в продуктивной деятельности оказывается

            недоступным;

           - сюжеты игр ограничиваются бытовыми рамками со стереотипной

           тематикой;

           - усвоение синонимов, антонимов, многозначных слов значительно

           затруднено;

           - содержание произведений художественной литературы дети

             воспроизводят отрывочно, не могут ответить на вопросы по тексту;

            - у данной категории дошкольников вторично страдает эмоционально-

            волевая сфера- не воспринимают юмор, повышена тревожность,

             отсутствует мелодичность, интонационность речи;

            - все виды рассказов и пересказов лишены логической

             последовательности, ограничены перечислением действий, предметов,  

             отличаются однообразием, копированием сюжета взрослого.

             Данные проблемы значительно снижают возможности успешного усвоения детьми дошкольной, а в дальнейшем и школьной программы, приводят к задержке развития высших психических функций и личностных качеств обучающихся.

          Возникает необходимость включить в процесс обучения и воспитания специально организованную деятельность по формированию и совершенствованию творческого мышления и воображения у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и проводить ее систематически.

          Коррекционно- образовательную работу можно разделить на три этапа:

           I - Подготовительный- изучение проблемы.  

          Прежде чем приступить к построению системы работы, должны быть изучены и проанализированы известные на современном этапе методики и технологии по данной теме.  Развитие творческого мышления и воображения - одна из самых популярных идей в зарубежной педагогике- работы учёных

Дж. Рензулли, П.Торренса, Дж. Гилфорда.

           В отечественной педагогике это направление стало развиваться позже. Широко известны в данной области работы педагогов-новаторов- АЛ.Венгер, АЛ.Венгер, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса.  Однако, предлагаемые ими программы носят экспериментальный характер. Это объясняется тем, что развитие творческого мышления и воображения не входит в рамки традиционного понимания программы, как линейного, жесткого алгоритма действий. Кроме того, необходим индивидуальный подход к процессу формирования данных психических функций у различных категорий детей, так как уровень и темп развития их творческих способностей могут значительно различаться.          

           Таким образом, наиболее приемлемыми для работы с дошкольниками являются программы, предлагаемые докторами педагогических наук

А. Савенковым, А. Э. Симановским, а также опыт работы педагогов новаторов: Е. Н Кравцовой, О. М Дьяченко, Л.Ю. Субботиной, Г. Е. Акимовой.

          II этап – диагностический.

          Планирование коррекционно-образовательной работы осуществляется на основе результатов диагностического обследования, с целью выявления динамики уровня сформированности творческих способностей детей. При выборе тестов и диагностического материала необходимо опираться на принцип комплексного подхода и учёт компенсаторных возможностей. Известные на современном этапе тестовые задания по развитию творческого мышления и воображения у дошкольников (Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей» для детей 5 - 7 лет с ОНР) должны быть адаптированы к работе с данной категорией дошкольников. Разрабатываются новые критерии оценки. Результаты мониторинга в начале и в конце года заносятся в специальную таблицу, на основе которой выводится уровень сформированности процессов воображения и творческого мышления.

            Тесты для дошкольников с ТНР:

  1. «Изучение оригинальности рисунков детей 5 лет»

Цель: диагностика зрительного представления и уровня оригинальности мышления

2. «Три слова»

Цель: оценка воссоздающего воображения, общего словарного запаса, логического мышления

3. «Составление изображений объектов, заполнение отсутствующих деталей, нелепые картинки»

Цель: оценка воссоздающего воображения и образного мышления,

исследование восприятия

4. «Незаконченные рисунки»

Цель: диагностика воображения и целостности восприятия

5. «Выведение следствий»

Цель: исследование воображения и словесно - логического мышления

          III этап – практический.

          Коррекционно-образовательный процесс включает в себя разнообразные приёмы и методы активизации творческого мышления и воображения во всех видах деятельности ребёнка (на фронтальных и индивидуальных занятиях, при выполнении домашних заданий в индивидуальных тетрадях, в режимных моментах).

          Коррекционно-образовательная по формированию воображения и творческого мышления обучающихся с ТНР строится по определенным направлениям:

            - организация различных видов творческих игр.
            Педагогам необходимо создать такие условия, при которых дети с ТНР смогут не только применить свои знания об окружающим мире, но и выразить свои эмоции, придумать свой сюжет и развить его. Спектр игр может варьироваться: от игр – драматизаций, сюжетно-ролевых, театрализованных представлений до нейро-игр с музыкальным сопровождением.  

           - создание проблемных ситуаций, активизирующих мыслительные процессы, развивающих наглядно- образное мышление. В продуктивной деятельности можно предложить детям серию друдлов, придуманных Роджером Прайсом и получивших в последнее время широкое распространение. Визуальные загадки помогают дошкольникам представить свои образы в одном и том же рисунке, развивая тем самым воображение.

           Использование бытовых проблемных ситуаций оказывается близким к практическому опыту детей и способствуют совершенствованию их творческого мышления и воображения. Примеры:

1. Ситуация на детской площадке:

Ты играешь с детьми один, без родителей. Подходит чужой человек и просит тебя посторожить большую сумку, пока он сходит с магазин. Что ты будешь делать?

2. Ситуация дома:

- Ты один дома. Родители забыли закрыть окно, а тебя зовут с улицы друзья, выглянешь ли ты в окно?

3. Ситуация на море:

- Ты с родителями отдыхаешь на пляже. Вдруг, видишь, как малыш убежал в воду один и начал тонуть. Что сделаешь?

            - создание условий для развития словесного творчества.

            Особые трудности в усвоении образовательной области «Речевое развитие» вызывают у детей занятия по формированию связной речи. Рассказы по картине, серии картин, описательные рассказы, пересказы знакомых произведений являются наиболее сложными для категории обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Педагогу необходимо организовать совместную деятельность так, чтобы используемые игры и упражнения способствовали активизации мыслительной деятельности и развитию воображения. Следует создать условия, при которых учитываются речевые возможности каждого ребенка, его творческий потенциал и интеллектуальные способности. Игры и упражнения подбираются с учетом вида деятельности (организованное занятие или игра), количества детей (группа или подгруппа), места проведения (помещение, улица).

             Примеры игр и упражнений для активизации творческого мышления и развития воображения у детей с ТНР:

1. Рассказы по сериям сюжетных картин.
Цель: развивать творческое воображение при составлении рассказов по серии сюжетных картин.

Детям предлагается придумать начало или конец изученной истории, рассказать сюжет от своего имени, ввести новый персонаж.

2. Сказки на новый лад.
Цель: учить изменять знакомый сюжет сказки

Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Доктор Айболит», если бы доктор отказался лечить зверей.  Или в сказке «Колобок» у лисы болят зубы и ей не очень хочется съесть Колобка.

3. Встреча двух сказок

Цель: стимулировать развитие воображения, используя прием комбинирования

Детям предлагают пригласить в одну сказку героев разных произведений («Дюймовочка» и «Мальчик с пальчик»)

4. «Загадай-ка»
Цель: учить придумывать загадки- описания, используя схему

Дети придумывают загадки о предмете с опорой на схему-описание.
5. «Моя сказка»

Цель: учить придумывать сказки из личного опыта

Дети придумывают сказки о себе на заданную тему («Если у тебя появилась волшебная палочка», «Каким животным ты хотел бы быть»)

           Таким образом, при включении в коррекционно-образовательный процесс системы игр и упражнений, стимулирующих развитие воображения и творческого мышления, на постоянной основе приведет не только к формированию творческих способностей детей с ТНР, но и раскроют перед ними возможности личностного роста, развития креативного мышления и продуктивного воображения.  

Список литературы

1. Акимова Г.Е.  «Расту, играю, развиваюсь» / Екатеринбург. «У Фактория», 2006г, 416с

2. Алябьева Е.А.  «Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» /М. Сфера, 2005г, 96с

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. Серия: «Готовимся к школе»– Москва: Дрофа, 2010г, 397с

4. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника/ О. М. Дьяченко.: – М., Просвещение, 2018 –223с.

5.  Заимка Е. В. Комплексная игра для развития воображения/ Е. В.

Заимка.: – М., Академия, 2016 – 301с.

6.  Королёва С. Г. Развитие творческих способностей детей 5 – 7

лет: Пособие для педагогов – психологов ДОУ/ С. Г. Королёва.: – М.,

Просвещение, 2019 – 214с.

7.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: популярное

пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006 – 144 с.

8. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» /Ярославль, «Академия развития», 1997г

9. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии (ж-л «Дошкольное воспитание» № 10, 2013г –– С.34-38).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Двигательная активность на прогулке. Подвижная игра, как способ развития творческого мышления и воображения дошкольников»

ВведениеВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные ...

Развитие творческого мышления и воображения дошкольников методами ТРИЗ - РТВ

Использование ТРИЗ - технологий в работе с дошкольниками....

«Технология ТРИЗ как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»

План-конспектобразовательной деятельностив средней группена тему «Составление рассказа по картине «Осень»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», ...

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»

Картотека "Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения" будет очень полезна не только воспитателям. но и родителям дошколников....

Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия".

Развитие творческого мышления и воображения дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ с помощью "Кругов Луллия"...

Конспект педагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к Капельке»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми первой младшей группы с использованием технологий ТРИЗ, как средств развития творческого мышления и воображения дошкольников «В гости к  Капельк...

консультация.Особенности развития творческого мышления и воображения в дошкольном возрасте. Игры на развитие творческого мышления старших дошкольников.7.12.2022

Особенности развития ткреативного мышления старших дошкольников.Игры на развитие творческого мышления ....