«Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности»
консультация по коррекционной педагогике
Выступление на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_dlya_pedagogov.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление на педагогическом совете.
«Исправляем речевые нарушения посредством
театрализованной деятельности»
Подготовила
учитель - дефектолог
Кудряшова М.Ф.
г. Туймазы, 2024 год
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется
играя, а в игре он познаёт мир»
С.И. Мерзлякова
Внутренний мир ребенка с особенными возможностями развития (нарушения слуха, зрения, речи, задержка психического развития и т.д.) труден. Как помочь таким детям увидеть, услышать, ощутить все разнообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, осознать его и войти в мир взрослых, полновесно существовать и взаимодействовать в нем?
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод: театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому, будет целесообразно использовать театрализованную деятельность в работе, как средство коррекции речевых нарушений.
Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используются при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-драматизациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом. Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль. Участники игры — инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой, правильностью и выразительностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы.
Умелое использование театрализованных игр позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной. Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Работая с детьми с ОВЗ, необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания, и строить занятия таким образом, чтобы дети жили на них естественной, радостной жизнью.
Различают следующие виды театрализованных представлений:
Имитация. Ребёнок изображает уже существующих героев сказок. Тренируется передавать эмоции героев. Учится действовать по заранее спланированному сценарию.
Импровизация. Задается общая тема игры. Остальное ребёнок продумывает сам. Выступает одновременно и актером, и режиссером, и сценаристом.
Посредством театральной деятельности развивается не только речь, а общие психические и умственные способности малыша. Он становится более наблюдательным, самостоятельным и выдержанным. Чаще проявляет фантазию и творческий подход в жизненных ситуациях.
Существует множество вариантов театральных постановок для детей. Обязательным условием в них является элемент игры. Их классифицируют в зависимости от используемых в них материалов.
Для воплощения представления потребуется соответствующий реквизит. А именно:
Кукольный театр. Используются игрушки, куклы-марионетки, фигурки. В процессе игры ребёнок старается оживить своего героя и раскрывается эмоционально.
Пальчиковый или перчаточный театр. В качестве героев выступают фигурки, которые надеваются на пальцы или куклы-перчатки. Такой вид стимулирует еще и мелкую моторику, потому что основная активность во время спектакля приходится на руки ребёнка.
Картиночный театр. Постановка происходит с помощью бумажных иллюстраций и картонных героев. Малыш учится аккуратности и осторожности, обращаясь с хрупкими бумажными изображениями.
БИ-БА-БО. Дети надевают куклу на руку, просовывая в специальное отверстие указательный, большой и средний палец. Тренируется мелакая и крупная моторика.
Штоковый театр. Театр на палочках – щтоках, которыми удобно управлять.
Костюмированные спектакли. Дети переодеваются в героев. Тренируется координация движений, жестикулирование и мимика.
Участие в любом из этих типов представлений прорабатывает у ребёнка интонации и четкость звучания голоса. Малыш расширяет свой кругозор и становится более приспособленным к жизненным условиям. Поэтому театрализованная деятельность оказывает положительное влияние на всестороннее развитие дошкольников.
Именно поэтому велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка:
- театрализованная деятельность помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
- позволяет формировать живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- демонстрирует великую роль слова в создании игрового образа. Оно помогает ребенку выразить свои эмоции, мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия;
- формирует диалогическую, эмоционально насыщенную речь;
- театрализованная деятельность улучшает усвоение содержания произведения, логику и последовательность событий;
- помогает формировать грамматический строй речи: дети учатся образовывать и использовать в речи существительные мужского и женского рода в единственном и множественном числе, с уменьшительно- ласкательными суффиксами, использовать в речи предлоги В, НА, ПОД;
- участие в театрализованной деятельности дает возможность детям получать эмоциональный подъём;
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
- стимулирует активную речь;
- процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи;
- исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, стимулирует маленького актера ясно, четко, понятно изъясняться;
- театрализованная деятельность помогает налаживать общение друг с другом. Общение в ходе театрализованной деятельности позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Таким образом, театрализованная деятельность - это эффективное средство развития личности ребенка, она помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
Учитывая положительное значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников в нашей группе все необходимые условия. Центр музыкально-театрализованной деятельности является одним из самых любимых у наших детей и никогда не пустует. В центре представлены детские музыкальные инструменты и разнообразные виды театров.
Таким образом, театрализованная деятельность - это эффективное средство развития личности ребенка, она помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабата содержит следующие рахделы: возможности использования, содержание театрализованной деятельности в детском саду и в группе компенсирующей направленности, виды театрализованных игр, приемы работы...
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье выявляется роль театрализованной деятельности в организации коррекционной работы над речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста. А так же рассматриваются методы и способы организации т...
Исправляем речевые нарушения посредством театральной деятельности
laquo;Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»...
Консультация для педагогов «Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности»
Учитель-логопед часто обращается к воспитателям с просьбой выполнить упражнения с детьми в группе, чтобы закрепить поставленные звуки в свободной речи. Ко...
Консультация "Игнорируем или исправляем речевые ошибки детей"
Консультация "Игнорируем или исправляем речевые ошибки детей"...
Статья: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, мы пришли к выводу, что необходимо использовать методы, приемы и средства, облегчающие и направляющие процесс становления развер...
Исправляем речевые ошибки дошкольников
Порой, у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильно детским словам? Какими бывают ошибки дошкольников, и что делать взрослым, опи...