Работа по развитию графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР
статья по коррекционной педагогике
Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых действий: самостоятельное одевание и застегивание пуговиц, кнопок; пользование столовыми приборами; игра с игрушками и настольными играми, конструирование. Также они необходимы для рисования и письма. Повышение или понижение мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук детей с ЗПР. Недостаточная деятельность нервной системы делает движения кистей их рук неловкими. В школе эти нарушения скажутся на письме и, как следствие, на успеваемости. Поэтому важно заниматься развитием мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ЗПР с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_razvitiyu_grafomotornyh_navykov_u_doshkolnikov_s_zpr.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию графомоторных навыков у дошкольников с ЗПР
В настоящее время складывается стойкая тенденция интенсивного роста количества детей с задержкой психического развития различного генеза. Наиболее характерными психическими и моторными особенностями детей с ЗПР являются:
• повышенная истощаемость нервной системы и снижение работоспособности, низкий навык самоконтроля
• неустойчивость внимания и отставание в развитии всех форм мышления
• низкий уровень приема и переработки сенсорной информации
• недостаточная продуктивность произвольной памяти
• незрелость эмоционально-волевой сферы
• нарушения двигательного и моторного развития
• нарушения развития мелкой моторики
• нарушения зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации.
Повышение или понижение мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная деятельность нервной системы делает движения кистей рук неловкими. В школе эти нарушения скажутся на письме и, как следствие, на успеваемости. Именно поэтому важно заниматься развитием мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ЗПР с дошкольного возраста.
Графомоторные навыки необходимы ребенку в повседневной жизни для выполнения различных бытовых действий: самостоятельное одевание и застегивание пуговиц, кнопок; пользование столовыми приборами; игра с игрушками и настольными играми, конструирование. Также они необходимы для рисования и письма.
Графомоторные навыки включают в себя:
Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР проходит от простого к сложному и включает в себя 3 этапа:
1 этап: проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для этого используются: рамки Монтессори, мозаики, доски Сегена, различные предметы для нанизывания и сортировки и т.д.
2 этап: проводится работа по совершенствованию умения застегивать и расстегивать пуговицы, по формированию навыка рисования, по формированию умения составлять целый предмет из нескольких составляющих, по формированию умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания – дорожка (по подражанию или по образцу), по обучению размазыванию пальцами пластилина по картону или дощечке, по обучению проведению непрерывной линии между двумя волнистыми линиями с повторением изгибов, по обучению проведению непрерывных линий между двумя ломаными линиями с повторением их изгибов, по обучению детей обведению по контуру простых предметов, по обучению проведению линий, не отрывая карандаша от листа бумаги (вначале пальцем, затем карандашом), по обучению штриховке простых предметов в одном направлении (сверху вниз), по формированию у детей индивидуальных предпочтений при выборе цвета карандаша при раскрашивании различных контурных сюжетных рисунков. Для этого используются: штриховки, обводки, паззлы, раскраски и т.д. Очень важно добиваться навыка правильного захвата карандаша.
3 этап: проводится работа по совершенствованию пользования всеми видами расстегивания и застегивания, по совершенствованию умения детей штриховать простые предметы в различных направлениях (вверх-вниз, вправо-влево), по совершенствованию умения детей ориентироваться на листе бумаги и верно располагать графические изображения, по обучению ориентированию в тетради в клетку (обводка клетки, подсчет клеток, проведение вертикальных и горизонтальных линий), по обучению выполнения графических заданий как индивидуально, так и в совместной работе со сверстниками (функция контроля действий), по обучению выполнению графических заданий на листе бумаги по образцу. На данном этапе формируется оценочное отношение детей к собственным графическим работам, к результатам работ сверстников, сравнение их с образцом. Так же на этом этапе начинается работа по формированию у детей умения выполнять звукобуквенный анализ.
При работе по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР следует придерживаться некоторых правил:
- Работа должна проводиться ежедневно в первой половине дня. Во второй половине дня она может проводиться как закрепление.
- Инструкцию по выполнению задания необходимо давать простой фразой, объясняя каждый этап, повторяя несколько раз.
- Не следует торопиться. Особенности психического и моторного развития детей данной категории требуют кропотливой работы при поддержке и помощи педагога. Необходимо использовать пассивно-активный метод «рука в руке».
- Для закрепления приобретенных навыков необходимы многократное выполнение одних и тех же заданий и домашние задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементо...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Опыт работы по теме: "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ
Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении ...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ
Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении ...