Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации.
Выполняя графические упражнения, дети учатся точно следовать инструкции и работать самостоятельно, параллельно у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности.
Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.
Комплексный подход, предполагает включение в коррекционно-развивающую работу по формированию графомоторных навыков как учителя-логопеда, так воспитателей и родителей.
Занятия с детьми разделены на 3 блока. Первые два блока проводят: воспитатели и родители. Они используют в своей работе упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ; упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений; пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев (раскрашивание; работа с папиросной бумагой, работа с пластилином, обведение карандашом по контуру; рисование по точкам; штриховка; дорисовывание деталей; рисование по шаблону.
Подбор заданий осуществлен с учетом развития ребенка в порядке усложнения материала.
Задания можно использовать и в качестве рекомендаций для совместной работы детей и родителей в вечернее время или в выходные дни.
Третий блок ведёт учитель-логопед: работа с межполушарными Досками – лабиринтами (BRAINBOARD). Такая работа помогает развивать межполушарное взаимодействие (повышают стрессоустойчивость, ускоряют развитие нейронных связей и общее развитие малыша, развивают логику, облегчают процесс чтения и письма, повышают концентрацию внимания, синхронизируют работу обоих полушарий, развивают воображение, улучшают работу зрительной и двигательной памяти, координации движения рук, мелкой моторики).
Отличительной особенностью по развитию межполушарного взаимодействия с использованием нейротренажеров - дидактических лабиринтов от BRAINBOARD состоит в том, что они абсолютно не надоедают, потому что упражнения не повторяются. Упражнения проводятся по 10-15 минут.
Знакомство с лабиринтами - это их прохождение сначала одной ведущей рукой.
Затем ребенок пробует провести дорожку другой рукой. Мы меняем направления, старты и финиши. И только после того, как ребёнок это усвоит - усложняем работу, предлагая ребенку пройти лабиринт одновременно двумя руками.
Деревянные дощечки-вкладыши из натурального, не окрашенного дерева, следует предлагать ребенку по принципу "от простого к сложному" и начиная с зеркального отражения лабиринтов. С каждым новым занятием узоры и элементы усложняются. Легкие спирали сменяются длинными квадратными лабиринтами. А завершает курс - лабиринт ЖУК.
Когда ребенок начнет справляться с лабиринтами-канавками, мы предлагаем ему второе упражнение - работу с мелками (провести мелок по темному контуру). Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой. Когда ребёнок справится с этими заданиями, ему дается на усложнение - прочертить дорожку двумя руками одновременно (затем усложняем – лабиринты разные).
В самом конце предлагаем ребёнку яркие лабиринты, подразделяющиеся на три категории:
Первый тип - это контурные фигуры (ребенок обводит фигуру по линии). Мы встречаем здесь простые рисунки (яблочко, грибок) и сложные - утенок, лист клевера. Маркер с карточки хорошо стирается, поэтому все эти задания – многоразовые.
Второй тип карточек - дорожки.
Нужно "пройти" по дороге, не заходя за границы рисунка.
И третий тип задачки - квест-лабиринты, здесь нам требуется соединить заданные фигурки, обходя при этом препятствия и не задевая запрещенные предметы. Каждая карточка оснащена табличкой-подсказкой о том, как верно проходить сюжет.
Выполняя эти упражнения можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. При одновременной работе левого и правого полушарий улучшается эффективность работы всего мозга, происходит активация процесса обучения. Также такая деятельность тренирует мелкую моторику, глазодвигательную координацию движений.
Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам (2-4 человека) на коррекционных занятиях.
Коррекционные занятия проводятся один раза в неделю. Длительность непрерывной работы для детей дошкольного возраста составляла не более 15 минут.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ
Тема | Работа учителя-логопеда на коррекционных занятиях | Совместная деятельность педагога и детей | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь, 3-я неделя | |||
Лиственные деревья | Развитие межполушарного взаимодействия: игровое упражнение «Лиса и заяц» (сначала ребёнок учится делать из пальчиков мордочку Лисы, затем Зайца. Когда упражнения будут освоены, ребёнку предлагается показывать левой рукой Лису, а правой Зайца и поочередно менять руки и фигурки на руках.) Развитие тактильно-двигательных ощущений: сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис). Продолжать работу межполушарными досками (дидактический Лабиринт) Работа с лабиринтами-канавками: (пройти лабиринт двумя руками одновременно) «Многоугольник» «Зигзаг» | «Осенние листочки» - обводка трафаретов листьев (дубовый, клиновый, ивовый, осиновый) из папиросной бумаги, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.). «Собери листочки» - складывание целого листа из 8-10 частей. «Зрительный диктант» - выкладывание узора из мелких листьев и цветов (живых, засушенных или бумажных), копируя индивидуальный или общий для всех образец. | Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и … На даче: дайте задание сгрести сухие листья граблями (хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов). Ребёнок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя её, он приносит пользу
|
4-я неделя | |||
Сад-огород | игровое упражнение «Лиса и заяц» Развитие тактильно-двигательных ощущений: нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках. Работа с лабиринтами-канавками: (пройти лабиринт двумя руками одновременно) «Кривая спираль» «Дерево» | «Ножницы потерялись» - обрывание «овощей» из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» - из зеленого прямоугольника, «морковь» - из оранжевого треугольника и т.д.). «Вижу пальцами» - после предварительного рассматривания определить на ощупь по плоскостным трафаретам овощи и фрукты, назвать их и материал, которым заполнен объём (какой конкретно крупой, песком и т.д.). | На даче: дайте задание взрыхлить, прополоть, вскопать, полить (хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов). Ребёнок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя её, он приносит пользу |
Октябрь, 1-я неделя | |||
Откуда хлеб пришел? | игровое упражнение «Лиса и заяц» Развитие тактильно-двигательных ощущений: сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме и материалу. Выполнение заданий в рабочих тетрадях Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет», часть 2. Работа с лабиринтами-канавками: (пройти лабиринт двумя руками одновременно) «Двойной квадрат» «Жук» | «Вкусные хлебобулочные изделия» - на контур заготовки нанести клей и приклеить близко друг к другу «чашечки» (маленькие кружочки бумаги, лучше жатой, обмятые вокруг тупого конца карандаша). «Печенье из манки» - посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем. | На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников. Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки «Машенька и медведь» |
2-я неделя | |||
Грибы. Ягоды | игровое упражнение «Лиса и заяц» Развитие тактильно-двигательных ощущений: прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке. Выполнение заданий в рабочих тетрадях Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков». Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Простая двойная спираль» | «Волшебные рисунки» - рисование грибов палочкой или пальцем на песке. «Ловкие пальчики» - выгибание из проволоки деталей, выкладывание из них грибов: мухомор, боровик, лисичка, опята). | Постановка руки Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка |
3-я неделя | |||
Перелетные птицы | игровое упражнение «Лиса и заяц» Развитие тактильно-двигательных ощущений: перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно. Выполнение заданий в рабочих тетрадях Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков». Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Зигзаг» «Батарея» | «Маленький художник» - обводка трафаретов птиц из папиросной бумаги, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; остальное заштриховать линиями сверху вниз). «Чудесное дерево» - заполнение объёма трафарета птицы пластилином по методу цветной мозаики. Создание коллективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованного на листе ватмана. | Копирование контура булавкой Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать. |
4-я неделя | |||
Осень. Человек, одежда, обувь, головные уборы | Развитие межполушарного взаимодействия игровое упражнение «Хлопок» (задействован мизинец и указательной пальцы левой и правой руки. Ребёнку предлагается одновременно показывать на правой руке указательный палец, а на левой – мизинец. Когда это упражнение будет освоено можно добавить между показами и сменами пальцев – Хлопок ладошками.) Выполнение заданий в рабочих тетрадях Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков». Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Треугольник» | «Ножницы потерялись» - обрывание из бумаги геометрических форм (без опоры на контур): круга, большого и 4-х маленьких овалов, используя заготовки (квадрат, большой и 4- маленьких прямоугольника). «Взрослые и дети»- выгибание из проволоки геометрических форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. Усложнение – Изготовление фигуры взрослого и ребёнка, для чего выгибаются геометрические фигуры – большие и маленькие. «Маленький художник» - рисование головных уборов и одежды на песке пальцами или палочкой. | Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание. Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку. |
Ноябрь,1-я неделя | |||
Домашние животные | игровое упражнение «Хлопок» Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Квадрат» Выполнение заданий в рабочих тетрадях Шевелев К.В. «Задачки в клеточках» | «Напою всех» - строительство «колодца» из палочек или спичек. «Любимая игра» - делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток; уточняем понятия: «намотай», «размотай», «перемотай», «домотай». «Я – ягненок, ты – козлёнок» - заполнение объёма трафарета домашнего животного или его детеныша клочками цветной бумаги по методу мозаики или наклеивание на трафарет комочков ваты. | Вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажного кролика, кошки, собаки и т.д.) |
2-я неделя | |||
Игрушки. Русские народные игрушки | игровое упражнение «Хлопок» Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Двойная спираль» Выполнение заданий в рабочих тетрадях Шевелев К.В. «Задачки в клеточках» | «Разрезные картинки» - собирать картинки игрушек из 10-12 деталей. «Маленький конструктор» - выложить любую игрушку из палочек, геометрических фигур. «Узнай, что это?» - после рассмотрения определить на ощупь на плоскостном трафарете, какая это игрушка, чем заполнен объём (вид крупы, песок или наждачная бумага). | Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки. |
3-я неделя | |||
Звери наших лесов | Развитие межполушарного взаимодействия игровое упражнение «Яблоко и червячок» (одна рука в кулачке, большой палец спрятан, вторая в кулачке, но большой пальчик вверх показывает. Задача ребенка смена рук и поз на них.) Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Двойной квадрат» Выполнение заданий в рабочих тетрадях Шевелев К.В. «Задачки в клеточках» | «Рисуем пальцами» - рисование на песке разными пальцами диких животных с опорой на образец (по словесной инструкции, самостоятельно). «Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги(без опоры на контур) «угощение» для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев. Коллективная работа «Дружная семейка» - обрывание из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), выкладывание и наклеивание каждым ребёнком фигуры медведя или медвежонка (в зависимости от размера геометрических фигур) на большой лист ватмана. | Раскраска Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли. |
4-я неделя | |||
Женские профессии | игровое упражнение «Яблоко и червячок» Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Двойной треугольник» Выполнение заданий в рабочих тетрадях Шевелев К.В. «Задачки в клеточках» | «Витаминный завод» - вырезание кружочков из квадратных бумажных заготовок. «Это нужно врачу» - изготовление термометра: заполнение объёма трафарета термометра размазанными комочками пластилина и нанесение деталей стекой. «Продавец – покупатель» - чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в магазин методом оригами. «Учитель» - вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путём обрывания. | Штриховка Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки. |
Декабрь, 1-я неделя | |||
Зима. Зимующие птицы | игровое упражнение «Яблоко и червячок» Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Дерево» Выполнение заданий в рабочих тетрадях Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков». | «Волшебная птица» - выкладывание из мозаики птицы по представлению. «Чудеса из бумаги» - изготовление птицы методом оригами. «Маленький конструктор» - складывание силуэта птицы из геометрических фигур, палочек, проволоки, придавая ей нужную форму. «Пластилиновые пёрышки» - заполнение объёма трафарета птицы пластилиновыми «перышками»: комочек прижимается и слегка размазывается (можно предложить разноцветный пластилин и работать по методу цветной мозаики). Коллективная работа «Птицы на дереве». | Оригами (японское искусство складывания бумаги) также помогает развивать у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, и точные движения пальцев, развивается глазомер. При этом дети овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание |
2-я неделя | |||
Зимние забавы | игровое упражнение «Яблоко и червячок» Работа с графомоторными трафаретами со сменными блоками (доска тренажер для письма) – выпуклый узор с покрытием для мела: «Жук» «Графический диктант» с 2 – 3 ступенчатой инструкцией. Диктанты выполнялись в тетрадях в крупную клетку. Ребенку предлагалось начать рисовать узор, соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз) «Цветок», «Елочка». Упражнения выполнялись на слух. Выполнение заданий в рабочих тетрадях Шевелев К.В. «Задачки в клеточках» | «Сказочный иней» - обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и шины выкладывается дерево и наклеивается на тёмный лист бумаги. «Снег идёт» - наклеивание на готовый зелёный трафарет ёлки мелких ватных комочков. | На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться со снегом. Поощряйте стремление ребёнка возводить снежные городки, рисовать палочкой на снегу |
3-я неделя | |||
Новый год | Развитие межполушарного взаимодействия игровое упражнение «Колечко» (на правой руке с большим пальчиком здороваются от указательного до мезинца, а на левой руке наоборот от мезинца к указательному. Ребенок должен научиться выполнять одновременно двумя руками это упражнение.)Работа с линейками для рисования двумя руками (развитие двух полушарий головного мозга, активизация познавательных процессов, мелкой моторики и подготовка руки к письму)«Графический диктант» с 2 – 3 ступенчатой инструкцией «Маленькая собачка», «Игрушечный заяц». | «Скоро Новый год» - изготовление ёлочных украшений из яичной скорлупы. Коллективная работа «Зимняя сказка» - обводка трафарета ёлки из папиросной бумаги, вырезание полученного изображения по контуру и наклеивание на большой лист бумаги каждым ребёнком. | Копирование контура булавкой. Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать. |
Январь, 2-неделя | |||
Библиотека | игровое упражнение «Колечко» Работа с линейками для рисования двумя руками«Графический диктант» с 2 – 3 ступенчатой инструкцией «Рыбка», «Собака». | «Подарки для малышей» - поверхность готовых трафаретов книг намазать клеем и засыпать крупой или песком для определения на ощупь (большая книга или маленькая). «В костях у сказки» - изготовление сказочных персонажей методом оригами (лиса, заяц, медведь и т.д.). | Работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу). |
3-я неделя | |||
Животные холодных стран | игровое упражнение «Колечко» Работа с межполушарными досками «Интеллект» (многоразовые карточки для рисования) - межполушарное развитие, обучение письму; развитие двух полушарий головного мозга и активизация познавательных процессов)«Яблочко» «Грибочек» «Облачко» «Графический диктант» с 2 – 3 ступенчатой инструкцией «Ключик», «Большой цветок» | «Рисуем без красок» - у каждого ребенка по два трафарета животных. Обвести их по контуру. Животное холодных стран выложить по контуру - шерстяными нитками. «Зоопарк» - на трафарете медведя – наклеить белые пятна (клочки белой бумаги, полученные путем обрывания). | Массаж пальцев Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1 – 2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще. |
4-я неделя | |||
Животные жарких стран | Развитие межполушарного взаимодействия игровое упражнение «Блинчик с начинкой» (Сначала ребёнок медленно выполняет двумя руками упражнение «печем блинчики» (одна ладошка смотрит вверх, другая ладошка – вниз. Затем задачу усложняем: считаем до трёх, когда переворачиваем блинчики и в третий блинчик кладём «начинку» (т.е.сжимаем кулачок), а другая рука ладошкой смотрит вниз.) Работа с межполушарными досками «Интеллект» (многоразовые карточки для рисования) «Облачко» «Груша» «Графический диктант»: соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно «Кораблик», «Страус» | «Рисуем без красок» - у каждого ребенка по два трафарета животных. Обвести их по контуру. Животное жарких стран выложить по контуру - пластилиновыми жгутиками. «Зоопарк» - на трафарете лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами, - зебра; на желтый трафарет леопарда – коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания). | Массаж пальцев Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Растирание ладоней движениями вверх – вниз. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. |
Февраль, 1-я неделя | |||
Наш город. Моя улица | игровое упражнение «Блинчик с начинкой» Работа с межполушарными досками «Интеллект» (многоразовые карточки для рисования) «Рыбка» «Домик» | «Мой дом» - работа со строительным материалом на полу или столе. Строительство домов различной этажности. «Вижу руками» - определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количество этажей в доме – трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным). | Массаж пальцев Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Растирание ладоней движениями вверх – вниз. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. |
2-я неделя | |||
Почта. Профессии | игровое упражнение «Блинчик с начинкой» Работа с межполушарными досками «Интеллект» (многоразовые карточки для рисования) «Елочка» «Домик» «Графический диктант»: соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно «Ракета», «Снежинка» | «Маленький конструктор» - выкладывание из палочек письма, сумки почтальона, почтового ящика по образцу и по памяти. «Узнай, что это?» - после рассмотрения определить на ощупь на плоскостном трафарете, какой это предмет, чем заполнен объём (вид крупы, песок или наждачная бумага). | Массаж пальцев Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание. |
3-я неделя | |||
День защитника Отечества | игровое упражнение «Блинчик с начинкой» Работа с межполушарными досками «Интеллект» (многоразовые карточки для рисования) «Утёнок» «Лист клевера» «Графический диктант»: соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно «Кораблик», «Медуза» Работа в прописях для левшей и правшей (симметричные рисунки, которые нужно обводить двумя руками: могут располагаться на двух страницах) | «Сложи картинку» - разрезанная картинка военной техники на 10 – 12 частей. «Изготовление пособия «военная техника»» - поверхность готовых трафаретов техники намазать клеем и засыпать крупой или песком для определения на ощупь. | Развитие мелкой моторики в быту *Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. *Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. * Собирать с пола соринки. *Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки). |
4-я неделя | |||
Дом. Мебель | Работа с лабиринтами – дорожками (нужно «пройти» дорожки, не заходя за границы рисунка) «Графический диктант»: соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно «Самолет», «Лев» Работа в прописях для левшей и правшей (симметричные рисунки, которые нужно обводить двумя руками: могут располагаться на двух страницах) | «Волшебные жгутики» - выкладывание «жилой комнаты» пластилиновыми жгутиками. «Вижу руками» - определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, пластмасса, солома, прутья. «Маленький художник» - рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук. | Развитие мелкой моторики в быту *Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью. *Включать и выключать свет. *Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. *Перелистывать страницы книги. |
Март, 1-я неделя | |||
Мамин праздник | Работа с лабиринтами – дорожками (нужно «пройти» дорожки, не заходя за границы рисунка) Работа в прописях для левшей и правшей (симметричные рисунки, которые нужно обводить двумя руками: могут располагаться на двух страницах) | «Красивая ваза» - заполнение объёма трафарета вазы бумажными клочками по методу цветной мозаики. «Тюльпаны» - чудеса из бумаги. Изготовление цветов методом оригами. | На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. |
2-я неделя | |||
Весна | Работа с лабиринтами – дорожками (нужно «пройти» дорожки, не заходя за границы рисунка)
«Графический диктант»: соблюдая последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу самостоятельно «Петух», «Кенгуру»Работа в прописях для левшей и правшей (могут располагаться на одной странице) | «Первые проталины» - на чёрный лист бумаги наносят широкие полоски клея, на него – соль («снег»); узкие полосы – «проталины». «Сосулька плачет» - «сосульку» получаем путем обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой» из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга. | «Раскрашивание по цифрам» Задание: раскрась рисунок по цифрам, подбери цвет карандаша соответственно указанному номеру на картинке. Важно: не заходить за границы. (Задание из книги «Книга развивающих игр) |
3-я неделя | |||
Перелётные птицы | Работа с лабиринтами – дорожками (нужно «пройти» дорожки, не заходя за границы рисунка) Работа в прописях для левшей и правшей (могут располагаться на одной странице) | «Игрушечное тесто» - лепка фигурок птиц из соленого теста. «Волшебные птицы» - выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток. «Поможем птицам» - сортировка рисовой и гречневой крупы. | «Раскрась рисунок, следуя соответствующим указаниям» (Задание из книги «Книга развивающих игр) |
4-я неделя | |||
Школа. Школьные принадлежности | Работа с квест - лабиринтами (соединить заданные фигурки, обходя при этом препятствия и не задевая запрещенные предметы)Работа в прописях для левшей и правшей (двумя руками обводят симметричные части одного изображения) | «Разрезанные картинки» - собрать целую картинку из 10 – 12 деталей (рюкзак, линейка, пенал, ручка, книга, карандаш, тетрадь). «Узнай, что это?» - после рассмотрения определить на ощупь на плоскостном трафарете, какой это предмет, чем заполнен объём (вид крупы, песок или наждачная бумага). | «Раскрась те части рисунка, которые выделены точками» Важно: не заходить за границы. (Задание из книги «Книга развивающих игр) |
Апрель, 1-я неделя | |||
Транспорт. ПДД | Работа с квест - лабиринтами (соединить заданные фигурки, обходя при этом препятствия и не задевая запрещенные предметы)Работа в прописях для левшей и правшей (двумя руками обводят симметричные части одного изображения) | «Что спряталось в комочек?» - разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его и нанести штриховку на изображение по выбору ребёнка. «Вижу руками» - определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолёты, автобусы, лодки и т.д.). | «Нарисуй такой же рисунок в свободных клеточках» (Задание из книги «Книга развивающих игр) |
2-я неделя | |||
День космонавтики | Работа с квест - лабиринтами (соединить заданные фигурки, обходя при этом препятствия и не задевая запрещенные предметы)Работа в прописях для левшей и правшей (двумя руками обводят симметричные части одного изображения) | «Сложи картинку» - разрезанная картинка ракеты, спутника из 10 – 12 частей. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание на листе бумаги контура ракеты, спутника, звезды по словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка, треугольник и т.д.). | На прогулке: ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже? |
3-я неделя | |||
Сад, парк, луг. Лес | Работа в прописях для левшей и правшей (двумя руками обводят несимметричные изображения) | «Трава» - зелёные полоски бумаги, полученные путем обрывания, наклеить вокруг деревьев. «Цветы» - смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на «траву». | На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине |
4-я неделя | |||
Насекомые | Работа в прописях для левшей и правшей (двумя руками обводят несимметричные изображения) | «Разрезные картинки» - собрать целую картинку из 10 – 12 деталей (муха, муравей, бабочка, стрекоза). «Маленький художник» - рисование пальцем на песке изображения насекомого (по выбору). | Развитие мелкой моторики в быту *Помогать сматывать нитки или веревку в клубок. *Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка). *Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п. |
Май, 2-я неделя | |||
День Победы | Работа в прописях для левшей и правшей (двумя руками обводят несимметричные изображения) | «Тюльпаны» - изготовление цветов методом оригами. «Георгиевская лента» - на чёрную полоску бумаги шириной примерно 5 см., наносят две узкие полоски клея шириной примерно 1,25 см., чередуя. Затем необходимо посыпать эти полоски клея крупой желтого цвета (пшеном). | *выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности; *дописывание букв «Помоги зайчику дописать буквы» |
3-я неделя | |||
Диагностика умений и навыков детей | Выполнение диагностических упражнений на рабочих листах | Индивидуальные консультации по результатам освоения детьми 6-7 лет программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями
Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в со...
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...
«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»
Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ
Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении ...
Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».
Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»....
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.
Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для эт...