Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Наталья Александровна Милусь

Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. 

Выполняя графические упражнения, дети учатся точно следовать инструкции и работать самостоятельно, параллельно у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности.

Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных  упражнений.  

  Комплексный подход, предполагает включение в коррекционно-развивающую работу по формированию графомоторных навыков как учителя-логопеда, так воспитателей и родителей.

Занятия с детьми разделены на 3 блока. Первые два блока проводят: воспитатели и родители. Они используют в своей работе  упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ; упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений; пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев (раскрашивание; работа с папиросной бумагой, работа с пластилином, обведение карандашом по контуру; рисование по точкам; штриховка; дорисовывание деталей; рисование по шаблону.

 Подбор заданий осуществлен с учетом  развития ребенка в порядке усложнения материала.

Задания можно использовать и в качестве рекомендаций для совместной работы детей и родителей в вечернее время или в выходные дни.

Третий блок ведёт учитель-логопед: работа с межполушарными Досками – лабиринтами (BRAINBOARD). Такая работа помогает развивать межполушарное взаимодействие (повышают стрессоустойчивость,  ускоряют развитие нейронных связей и общее развитие малыша, развивают логику,  облегчают процесс чтения и письма,  повышают концентрацию внимания,  синхронизируют  работу обоих полушарий,  развивают воображение, улучшают работу зрительной и двигательной памяти, координации движения рук, мелкой моторики).

Отличительной особенностью по развитию межполушарного взаимодействия с использованием нейротренажеров - дидактических лабиринтов от BRAINBOARD состоит в том, что они абсолютно не надоедают, потому что упражнения не повторяются.  Упражнения проводятся по 10 минут.

Знакомство с лабиринтами - это их прохождение сначала одной ведущей рукой.

Затем ребенок пробует провести дорожку другой рукой. Мы меняем направления, старты и финиши. И только после того, как ребёнок это усвоит - усложняем работу, предлагая ребенку пройти лабиринт одновременно двумя руками.

Деревянные дощечки-вкладыши из натурального, не окрашенного дерева, следует предлагать ребенку по принципу "от простого к сложному" и начиная с зеркального отражения лабиринтов. С каждым новым занятием узоры и элементы усложняются. Легкие спирали сменяются длинными квадратными лабиринтами. А завершает курс - лабиринт ЖУК.

Когда ребенок начнет справляться с лабиринтами-канавками, мы предлагаем ему второе упражнение - работу с мелками (провести мелок по темному контуру). Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой. Когда ребёнок справится с этими заданиями, ему дается на усложнение - прочертить дорожку двумя руками одновременно (затем усложняем – лабиринты разные).

В самом конце предлагаем ребёнку яркие лабиринты, подразделяющиеся на три категории:

Первый тип - это контурные фигуры (ребенок обводит фигуру по линии). Мы встречаем здесь простые рисунки (яблочко, грибок) и сложные - утенок, лист клевера. Маркер с карточки хорошо стирается, поэтому все эти задания – многоразовые.

Второй тип карточек - дорожки.

Нужно "пройти" по дороге, не заходя за границы рисунка.

И третий тип задачки - квест-лабиринты, здесь нам требуется соединить заданные фигурки, обходя при этом препятствия и не задевая запрещенные предметы. Каждая карточка оснащена табличкой-подсказкой о том, как верно проходить сюжет.

Выполняя эти упражнения можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. При одновременной работе левого и правого полушарий улучшается эффективность работы всего мозга, происходит активация процесса обучения. Также такая деятельность тренирует мелкую моторику, глазодвигательную координацию движений.

Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам (2-4 человека) на коррекционных  занятиях.

 Коррекционные занятия проводятся один раза в неделю. Длительность непрерывной работы для детей  дошкольного возраста составляла не более 15 минут.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков  у дошкольников  5-6 лет с ОВЗ

Тема

Работа учителя-логопеда на коррекционных занятиях

Совместная деятельность педагога и детей

Взаимодействие с родителями

Сентябрь, 3-я неделя

Путешествие в страну Графо (умение правильно сидеть)

Формирование зрительного гнозиса:

 «Зашумованные картинки», «Найди путь», «Назови форму предмета»

Упражнения на развитие статической координации движений.

 «Гнездо»  –  пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

  «Буквы»  –  изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

 «Замок»  –  соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик – чик» (поворот ключа) разъединить.

Знакомство с дидактическими  лабиринтами (межполушарными досками) – это узор в виде углубления.

Слушание сказки, рассказывание сказки с помощью пальчиков.

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Правильная поза при письме:

-- сидеть прямо;

-- опираться спиной на спинку стула;

-- не опираться грудью на край стола;

-- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке;

-- туловище, голову, плечи держать ровно;

-- обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.

 Работа с тетрадью.

Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

https://d1a6ypozna0c85.cloudfront.net/6d/dc/6ddc1b9d5e8c7679b4d9bfd18765ef22.jpghttp://vudik.pro/image/cache/catalog/SHnurovka/pug1-5-1000x1000.jpghttp://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkYCUFz73JxJ8-OBSKoH4Ws6aKTM5SRkZCeTgDn6uOyichttp://www.100book.ru/b2200341.jpg

Самостоятельное обведение ладони и изображения на ней животных

4-я неделя

Детский сад.

Рисование точек (умение правильно держать карандаш и бумагу)

«Собери цветик – семицветик»

Упражнения на развитие статической координации движений.

 «Гнездо»  –  пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

   «Замок»  –  соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик – чик» (поворот ключа) разъединить.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

 «Пальчики здороваются»  –  на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук –  большой с большим и т. д.

 «Соревнования по бегу»  –  средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

Работа с лабиринтами-канавками и  их прохождение сначала одной ведущей рукой.

«Спираль»

Межполушарная доска №1 Bebalance

«Треугольник»

Межполушарная доска №4 Bebalance

«Трапеция»

Межполушарная доска №3 Bebalance

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Второй шаг:

Учимся правильно держать карандаш и бумагу

Работа в тетради. Упражнения на определение левой и правой сторон тетради (сначала учим детей ставить точки, с которых начинается движение)

«Расставь точки в уголки»

«Найди середину клетки»

«Узор из точек»

Задание в тетради: упражнение «Домино» (дорисовать фишки домино так, чтобы они стали одинаковыми)

Октябрь, 1-я неделя

Овощи.

Рисование коротких вертикальных линий

Упражнения на развитие динамической координации движений

«Посчитай – ка»  –  сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).  

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

 «Кулак - ребро - ладонь»  –  поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

  «Сжимание и разжимание кистей рук»  –  поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).

Работа с лабиринтами-канавками и  их прохождение сначала одной ведущей рукой.

«Квадрат»

Межполушарная доска №2 Bebalance

«Двойная спираль»

Межполушарная доска №5 Bebalance

«Батарея»

Межполушарная доска №6 Bebalance

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Второй шаг:

Учимся правильно держать карандаш и бумагу

Третий шаг:

Учим детей рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Ребенок должен научиться различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях. Используется нелинованная бумага. Самое главное- зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании:

линии должны быть равными.

«Забор», «Флажок», «Дождик»

Задание в тетради:

*расположить геометрические  фигуры в определенной последовательности «Нарисуй забор дедушке Егору»;

*провести линии по образцу сверху вниз «Дождик»

2-я неделя

Фрукты.

(проведение линии по точкам)

Упражнения на развитие координированных графических движений.

 «Трудные виражи»  –  на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик или гараж. Педагог говорит: «Ты –  водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится,

ему можно предложить и более сложные варианты дорог.

 Упражнения с предметами:

-составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина);

Работа с лабиринтами-канавками и  их прохождение сначала одной ведущей рукой.

«Двойной квадрат»

Межполушарная доска №13 Bebalance

«Дерево»

Межполушарная доска №10 Bebalance

«Кривая спираль»

Межполушарная доска №14 Bebalance

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Второй шаг:

Учимся правильно держать карандаш и бумагу

Третий шаг:

Учимся рисовать вертикальные линии

Выполнения задания на рабочем листе «Соедини по точкам» (Гаврина С.Е. «Развиваем руки-чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.77);

Выполнение заданий в рабочих тетрадях (Бортникова Е.Ф. «Мои первые прописи»)

3-я неделя

Сад-огород. Ягоды.

Разноцветный дождик

(чередование длинных и коротких штрихов)

Упражнения с предметами:

-составление цепочки из 6 – 10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений

«Птичка», «Здравствуй пальчик», «Лесная история», «Моем ручки»

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев с образцом:

«Кошка», «Сарай», «Дом», «Стул», «Стол», «Замок»

Работа с лабиринтами-канавками и  их прохождение сначала одной ведущей рукой.

«Зигзаг»

Межполушарная доска №11 Bebalance

«Жук»

Межполушарная доска №12 Bebalance

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Второй шаг:

Учимся правильно держать карандаш и бумагу

Третий шаг:

Учимся рисовать вертикальные линии

«Шарики», «Цветы»

Задание в тетради:

*рисование струйки дождя по пунктирным линиям «Облака»;

*соединить пары предметов линиями-дорожками в указанном направлении «Соедини пары»

4-я неделя

Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы.

Грибная пора (рисование горизонтальных линий)

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев с образцом:

«Фонарики», «Печем блины», «Флажки», «Шарики», «Ёжик», «Лодочка», «Пароход»,«Речка и рыбка», «Деревья».

Пальчиковая гимнастика,  способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев

 «Пальчики здороваются», «Дружные ребята», «В гости», «Пальчик-мальчик», «Цепочка».

Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение  одной, но не ведущей рукой.

«Спираль»

Межполушарная доска №1 Bebalance

«Треугольник»

Межполушарная доска №4 Bebalance

«Трапеция»

Межполушарная доска №3 Bebalance

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Второй шаг:

Учимся правильно держать карандаш и бумагу

Третий шаг:

Учимся рисовать горизонтальные линии

Рисование плавных дорожек.

«Рисование линий»

Работа в тетради: упражнение «Кладовая»

Работа в тетради: проведение линий по точкам не отрывая руки от листа «Проведи линии по точкам»

Ноябрь,1-я неделя

Игрушки.

Бабушкин подарок

(сочетание вертикальных и горизонтальных линий)

Упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры:

-массаж и самомассаж рук (с мячиком –ёжиком);

-самомассаж ладоний с карандашом

Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение  одной, но не ведущей рукой.

 «Квадрат»

Межполушарная доска №2 Bebalance

«Двойная спираль»

Межполушарная доска №5 Bebalance

«Батарея»

Межполушарная доска №6 Bebalance

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Второй шаг:

Учимся правильно держать карандаш и бумагу

Третий шаг:

Учимся рисовать горизонтальные и вертикальные линии

«Выполни фигуры по образцу»

Работа в тетради:  «Дорисуй игрушку по образцу» (обведение игрушки по точкам, повторение узора по образцу, рисование косого узора)

«Лужи» (дорисуй лужи короткими линиями)

Работа в тетради:  выполнение орнамента по образцу, раскрашивание.

2-я неделя

Перелетные птицы

(рисование наклонных линий)

-самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки;

-самомассаж (глубокий) внешней стороны кисти руки: «Пружинка», «Спускаемся по лесенке», «Качели».

Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение  одной, но не ведущей рукой.

 «Двойной квадрат»

Межполушарная доска №13 Bebalance

«Дерево»

Межполушарная доска №10 Bebalance

«Кривая спираль»

Межполушарная доска №14 Bebalance

Первый шаг:

Учимся правильно сидеть.

Второй шаг:

Учимся правильно держать карандаш и бумагу

Третий шаг:

Учимся рисовать наклонные линии

Работа в тетради:  «Выполни штриховку» (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.74)

«Продолжи узор» (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.82)

3-я неделя

Посуда (рисование прямых параллельных линий)

Пальчиковая гимнастика,  способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев:

«Дружные ребята», «За работу», «В гости»

Самомассаж (глубокий) внешней стороны кисти руки:

«Дудочка», «Трудолюбивый муравей», «Косичка».

Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение  одной, но не ведущей рукой.

 «Зигзаг»

Межполушарная доска №11 Bebalance

«Жук»

Межполушарная доска №12 Bebalance

Четвертый шаг:

Учимся рисовать прямые параллельные линии.

Работа в тетради:  «Выполни штриховку» (заштрихуй фигуру прямыми линиями, не выходя за её контур: горизонтальные и вертикальные линии) (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.75)

Работа по рабочим листам:

*«Пластилиновые жгутики» - выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками;

*«Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их)

4-я неделя

Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья (умение рисовать параллельные линии)

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев с образцом:

«Цветок», «Кошка», «Сарай», «Дом», «Стул», «Стол», «Замок».

Самомассаж (поверхностный) и (глубокий)  внешней стороны кисти руки.

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Спираль»

Межполушарная доска №1 Bebalance

Четвертый шаг:

Учимся рисовать прямые параллельные линии.

Работа в тетради:  «Волшебная штриховка» (заштрихуй фигуру прямыми линиями, не выходя за её контур: горизонтальные и вертикальные линии) (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.75)

*«Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей;

«Волшебные рисунки» - рисование осенних листьев (дубовый, кленовый, березовый) пальцем на песке

Декабрь, 1-я неделя

Зима. Зимующие птицы (рисование наклонных параллельных линий)

Формирование оптико - пространственной

ориентации

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

Графомоторный лабиринт «Дорожка» (развитие полушария головного мозга и зрительно-пространственной координации, синхроизация работы глаз и рук).

В первый раз ребёнок выполняет все задания пальцем, а когда освоит задания - использует палочки-указки.

*Собрать элементы лабиринта так, чтобы рельефный рисунок был зеркально отражён

*Провести по рисунку от центра к краю одной рукой (поочерёдно: левой, правой)

C:\Users\Наталья\Desktop\дорожка.jpg

Четвертый шаг:

Учимся рисовать наклонные параллельные линии.

Рассматривание изображения птиц. Работа в тетради: «Снегопад с ветром»

*«Это птица» - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру;

*«Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объёма клочками цветной бумаги по методу мозаики;

*«Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием;

«Кто чем питается?» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох

2-я неделя

Зимние забавы (умение рисовать параллельные линии)

Формирование оптико - пространственной

ориентации

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

Графомоторный лабиринт «Дорожка»

*Провести по рисунку от центра к краю двумя руками одновременно

*Провести  по рисунку правой рукой от центра к краю, а левой от края к центру одновременно

C:\Users\Наталья\Desktop\дорожка.jpg

Четвертый шаг:

Учимся рисовать наклонные параллельные линии.

*«Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика;

*«Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек

3-я неделя

Новый год  (умение рисовать прямые и наклонные параллельные линии)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Треугольник»

Межполушарная доска №4 Bebalance

Четвертый шаг:

Закрепляем навык рисования прямых и наклонных параллельных линий.

Обязательно показываем, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху

вниз, а горизонтальные линии - слева направо.

штриховке позволяют тренировать это умение.

*«В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево;

*«Пластилиновые жгутики» - выкладывание ёлки по контуру пластилиновыми жгутиками зелёного цвета

Январь, 2-неделя

Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье (умение рисовать полуовалы)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Трапеция»

Межполушарная доска №3 Bebalance

Пятый шаг:

Учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые с разными

направлениями движений.

При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки и

особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец).

«Ловкие пальчики» - зашнуровывать сапожок и завязывать бантик;

«Модельер» - собрать два пальто из деталей с соблюдением размера, уточняя название деталей (воротник, рукава, карман, манжет). Используя картон, либо ткань

3-я неделя

Хвойные деревья (умение рисовать полуовалы)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Квадрат»

Межполушарная доска №2 Bebalance

Пятый шаг:

Учимся рисовать полуовалы: нижние с разными направлениями движений.

Игры с шерстяными нитками: 

*выкладывание контуров предметов с помощью ниток; *аппликация из мелко нарезанных ниток

4-я неделя

Дикие животные наших лесов (умение рисовать полуовалы)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Батарея»

Межполушарная доска №6 Bebalance

Пятый шаг:

Учимся рисовать полуовалы: правые с разными направлениями движений.

*«Кто это?» - определить на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объём которых заполнен гречневой крупой;

*«Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов;

*«Оленьи рога» - выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя рога;

*«Маленький конструктор» - выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал-туловище, 4 маленьких овола -лапы, круг-голова, 2 полукруга-уши)

Февраль, 1-я неделя

Домашние животные (умение рисовать полуовалы)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Двойной квадрат»

Межполушарная доска №13 Bebalance

Пятый шаг:

Учимся рисовать полуовалы: левые с разными направлениями движений.

*«Пластилиновые жгутики» - выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки;

*«Маленький конструктор» - выкладывание из спичек домашних животных и их детёнышей (по памяти)

2-я неделя

Домашние птицы (умение рисовать круги)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Дерево»

Межполушарная доска №10 Bebalance

Шестой шаг:

Учимся рисовать круги.

Следует обратить внимание на различие кругов при их выполнении и способность ребенка мысленно вписать круг в квадрат.

При выполнении этих заданий нужно попросить ребенка держать карандаш свободно ( на весу, без опоры на мизинец), что позволит почувствовать новые

варианты свободных движений руки.

«Раскрутить спираль»

«Закрутить спираль»

*«Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха;

*«Не ошибись» - после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги (петух, гусь, утка, индюк);

*«Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объём клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики

3-я неделя

День защитника Отечества (умение рисовать овалы)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Кривая спираль»

Межполушарная доска №14 Bebalance

Шестой шаг:

Учимся рисовать овалы.

Главное внимание следует обратить на различие овалов при их выполнении и

способность ребенка мысленно вписать овал в прямоугольник.

«Раскрутить спираль»

«Закрутить спираль»

Игры с фольгой: 

смять – разгладить, прорисовать (выдавить) узор на звёздочке

4-я неделя

Мебель (умение рисовать зигзаги)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Зигзаг»

Межполушарная доска №11 Bebalance

Седьмой шаг:

Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

Выполнение задания научит ребенка свободно передвигать руку по строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, так как основная задача – именно умение передвигать руку слева направо по линии письма.

 «Волны», «Облака», «Дороги с горками» (сначала можно попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом, постепенно, по узкой тропинке)

*«Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек шкафа, дивана;

*«Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка

Март, 1-я неделя

Мамин праздник. Женские профессии (умение рисовать зигзаги)

Работа ребенка по прохождению лабиринта  двумя руками одновременно.

«Жук»

Межполушарная доска №12 Bebalance

Седьмой шаг:

Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку).

*«Ветка мимозы» - на листе бумаги нарисован контур вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, или пшеном, на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путём их  скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зелёной бумаги и приклеиваем

2-я неделя

Ранняя весна (умение рисовать линии определенной величины)

Знакомство с графомоторными трафаретами (доска тренажёр для письма) – это выпуклый узор (выпуклые объёмные линии) с покрытием для мела.

Обводки одиночных рисунков поочерёдно сначала пальцами левой, затем  правой руки.

«Линии» (

«Спираль»

«Треугольник»

«Квадрат»

«Дерево»

Восьмой шаг:

Учимся рисовать линии, определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку). При обучении дети пишут на разлинованных листах.

Объяснить, что такое строка, как располагаются элементы, где

середина строки, где верхняя линия, ограничивающая строку, и где нижняя.

Детям нужно научиться точно заканчивать движение.

*«Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи;

*«Весеннее солнышко» - обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом

3-я неделя

Транспорт (умение рисовать полуовалы определенной величины)

Обводки одиночных рисунков мелом левой рукой

«Линии»

C:\Users\Наталья\Desktop\линии трафареты графомоторные.jpg

«Спираль»

C:\Users\Наталья\Desktop\трафареты графомоторные.jpg

«Треугольник» 

C:\Users\Наталья\Desktop\Доски межполушарные лабиринты - Дидактические лабиринты_files\file(4).jpg

«Квадрат» 

C:\Users\Наталья\Desktop\квадраты.jpg

«Дерево»

C:\Users\Наталья\Desktop\Древо.jpg

Восьмой шаг:

Учимся рисовать полуовалы, определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку). При обучении дети пишут на разлинованных листах.

Игры с пластилином: 

пластилин растирается на картоне как основа. На нем продавливаются узоры неотточенным карандашом, проводятся линии, рисуются стекой или палочкой узоры. Из пластилина изготавливаются недостающие детали к рисункам (колеса к машине, фары, кузов, двери).

4-я неделя

Перелётные птицы (умение рисовать овалы определенной величины)

Обводки одиночных рисунков мелом правой рукой

 «Линии»

C:\Users\Наталья\Desktop\линии трафареты графомоторные.jpg

«Спираль»

C:\Users\Наталья\Desktop\трафареты графомоторные.jpg

«Треугольник»

C:\Users\Наталья\Desktop\Доски межполушарные лабиринты - Дидактические лабиринты_files\file(4).jpg

«Квадрат»

C:\Users\Наталья\Desktop\квадраты.jpg

«Дерево»

C:\Users\Наталья\Desktop\Древо.jpg

Восьмой шаг:

Учимся рисовать овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку). При обучении дети пишут на разлинованных листах.

*«Мама кормит птенчика» - перекладывание зёрен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой;

*«Сорока-воровка» - нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску;

*«Птицы из проволоки» - выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы;

Апрель, 1-я неделя

Профессии. Космос.

Обводки симметричных рисунков  пальцами левой и правой руки

«Линии» (необходимо одновременно двумя руками обводить трафаретные дорожки пальцами левой и правой руки или мелками).
Задача: завершить упражнение одновременно и левой и правой рукой. Важно, что бы пальчики и руки ребёнка действовали синхронно и не обгоняли друг друга.  

«Спираль»

«Треугольник»

«Квадрат»

«Дерево»

Игры с гуашью и ластиком: 

неотточенный карандаш с ластиком (ластик срезан под углом 45 градусов) используется как печать (штамп), которой печатается заданный узор «Звёздное небо»;

Игры с шерстяными нитками: 

выкладывание контуров предметов с помощью ниток «Звезда», аппликация из мелко нарезанных ниток «Млечный путь», обматывание нитками трафаретов «Волшебная звезда».

2-я неделя

Наш город. Дом.

Обводки симметричных рисунков мелом левой руки

 «Спираль»

C:\Users\Наталья\Desktop\трафареты графомоторные.jpg

«Треугольник»

C:\Users\Наталья\Desktop\Доски межполушарные лабиринты - Дидактические лабиринты_files\file(4).jpg

«Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3,4,5).

«Маленький архитектор» - выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру.

*«Строим высокий дом» - работа со строительным материалом;

*«Сосчитай, сколько этажей» - определение количества этажей в доме – трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич»

3-я неделя

Комнатные растения.

Обводки симметричных рисунков мелом правой руки

«Квадрат»

C:\Users\Наталья\Desktop\квадраты.jpg

«Дерево»

C:\Users\Наталья\Desktop\Древо.jpg

«Волшебные цветы» - работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок.

«Черенок» - зеленые полоски бумаги, полученные путём обрывания, наклеить в вырезанном цветочном горшке.

«Цветы» - смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на «черенок».

«Дорисуй цветы» (дорисуйте цветы по точкам и самостоятельно, заштрихуйте лепестки линиями, идущими из центра в разных направлениях)

4-я неделя

Наша пища. Труд повара.

Обводки симметричных рисунков мелом одновременно двумя руками

«Линии»

C:\Users\Наталья\Desktop\линии трафареты графомоторные.jpg

«Спираль

C:\Users\Наталья\Desktop\трафареты графомоторные.jpg

«Треугольник»

C:\Users\Наталья\Desktop\Доски межполушарные лабиринты - Дидактические лабиринты_files\file(4).jpg

«Перебери крупу» - рассортировать горох и рис.

«Заготовка овощей для борща» - выгибание контура «овощей» из проволоки.

Игры с крупой: 

крупой выкладываются пироги, плюшки - детали, рисунок на пластилине, крупа перекладывается из одной емкости в другую, пересчитывается и др.

Май, 2-я неделя

День Победы

Обводки симметричных рисунков мелом одновременно двумя руками

«Квадрат»

C:\Users\Наталья\Desktop\квадраты.jpg

«Дерево»

C:\Users\Наталья\Desktop\Древо.jpg

«Тюльпаны» - чудеса из бумаги. Изготовление цветов методом оригами.

«Поздравительная открытка» - на контур ветки сирени нанести клей и приклеить близко друг к другу сиреневые «чашечки» (маленькие кружочки бумаги, лучше жатой, обмятые вокруг тупого конца карандаша).

Игры с гуашью и ластиком: 

неотточенный карандаш с ластиком (ластик срезан под углом 45 градусов) используется как печать (штамп), которой печатается заданный узор «Праздничный салют»

3-я неделя

Диагностика умений и навыков детей

Выполнение диагностических упражнений на рабочих листах

Индивидуальные консультации по результатам освоения детьми 5-6 лет программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями

Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в со...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»

Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...

Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ

Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении ...

Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».

Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»....

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ЗПР включает в себя 3 этапа.На 1 этапе проводится работа по развитию ручной моторики, а также развитию зрительно-двигательной координации. Для эт...