Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, проявляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации.
Выполняя графические упражнения, дети учатся точно следовать инструкции и работать самостоятельно, параллельно у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания, функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности.
Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений.
Комплексный подход, предполагает включение в коррекционно-развивающую работу по формированию графомоторных навыков как учителя-логопеда, так воспитателей и родителей.
Занятия с детьми разделены на 3 блока. Первые два блока проводят: воспитатели и родители. Они используют в своей работе упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ; упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений; пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев (раскрашивание; работа с папиросной бумагой, работа с пластилином, обведение карандашом по контуру; рисование по точкам; штриховка; дорисовывание деталей; рисование по шаблону.
Подбор заданий осуществлен с учетом развития ребенка в порядке усложнения материала.
Задания можно использовать и в качестве рекомендаций для совместной работы детей и родителей в вечернее время или в выходные дни.
Третий блок ведёт учитель-логопед: работа с межполушарными Досками – лабиринтами (BRAINBOARD). Такая работа помогает развивать межполушарное взаимодействие (повышают стрессоустойчивость, ускоряют развитие нейронных связей и общее развитие малыша, развивают логику, облегчают процесс чтения и письма, повышают концентрацию внимания, синхронизируют работу обоих полушарий, развивают воображение, улучшают работу зрительной и двигательной памяти, координации движения рук, мелкой моторики).
Отличительной особенностью по развитию межполушарного взаимодействия с использованием нейротренажеров - дидактических лабиринтов от BRAINBOARD состоит в том, что они абсолютно не надоедают, потому что упражнения не повторяются. Упражнения проводятся по 10 минут.
Знакомство с лабиринтами - это их прохождение сначала одной ведущей рукой.
Затем ребенок пробует провести дорожку другой рукой. Мы меняем направления, старты и финиши. И только после того, как ребёнок это усвоит - усложняем работу, предлагая ребенку пройти лабиринт одновременно двумя руками.
Деревянные дощечки-вкладыши из натурального, не окрашенного дерева, следует предлагать ребенку по принципу "от простого к сложному" и начиная с зеркального отражения лабиринтов. С каждым новым занятием узоры и элементы усложняются. Легкие спирали сменяются длинными квадратными лабиринтами. А завершает курс - лабиринт ЖУК.
Когда ребенок начнет справляться с лабиринтами-канавками, мы предлагаем ему второе упражнение - работу с мелками (провести мелок по темному контуру). Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой. Когда ребёнок справится с этими заданиями, ему дается на усложнение - прочертить дорожку двумя руками одновременно (затем усложняем – лабиринты разные).
В самом конце предлагаем ребёнку яркие лабиринты, подразделяющиеся на три категории:
Первый тип - это контурные фигуры (ребенок обводит фигуру по линии). Мы встречаем здесь простые рисунки (яблочко, грибок) и сложные - утенок, лист клевера. Маркер с карточки хорошо стирается, поэтому все эти задания – многоразовые.
Второй тип карточек - дорожки.
Нужно "пройти" по дороге, не заходя за границы рисунка.
И третий тип задачки - квест-лабиринты, здесь нам требуется соединить заданные фигурки, обходя при этом препятствия и не задевая запрещенные предметы. Каждая карточка оснащена табличкой-подсказкой о том, как верно проходить сюжет.
Выполняя эти упражнения можно добиться синхронной работы обоих полушарий мозга. При одновременной работе левого и правого полушарий улучшается эффективность работы всего мозга, происходит активация процесса обучения. Также такая деятельность тренирует мелкую моторику, глазодвигательную координацию движений.
Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам (2-4 человека) на коррекционных занятиях.
Коррекционные занятия проводятся один раза в неделю. Длительность непрерывной работы для детей дошкольного возраста составляла не более 15 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие графомоторных навыков у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ | 267.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 5-6 лет с ОВЗ
Тема | Работа учителя-логопеда на коррекционных занятиях | Совместная деятельность педагога и детей | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь, 3-я неделя | |||
Путешествие в страну Графо (умение правильно сидеть) | Формирование зрительного гнозиса: «Зашумованные картинки», «Найди путь», «Назови форму предмета» Упражнения на развитие статической координации движений. «Гнездо» – пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Буквы» – изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др. «Замок» – соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик – чик» (поворот ключа) разъединить. Знакомство с дидактическими лабиринтами (межполушарными досками) – это узор в виде углубления. | Слушание сказки, рассказывание сказки с помощью пальчиков. Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Правильная поза при письме: -- сидеть прямо; -- опираться спиной на спинку стула; -- не опираться грудью на край стола; -- ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; -- туловище, голову, плечи держать ровно; -- обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола. Работа с тетрадью. Шнуровка-флексик «Чудо-пуговица» — пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов. | Самостоятельное обведение ладони и изображения на ней животных |
4-я неделя | |||
Детский сад. Рисование точек (умение правильно держать карандаш и бумагу) | «Собери цветик – семицветик» Упражнения на развитие статической координации движений. «Гнездо» – пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Замок» – соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик – чик» (поворот ключа) разъединить. Упражнения на развитие динамической координации движений. «Пальчики здороваются» – на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т. д. «Соревнования по бегу» – средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе). Работа с лабиринтами-канавками и их прохождение сначала одной ведущей рукой. «Спираль» «Треугольник» «Трапеция» | Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Второй шаг: Учимся правильно держать карандаш и бумагу Работа в тетради. Упражнения на определение левой и правой сторон тетради (сначала учим детей ставить точки, с которых начинается движение) «Расставь точки в уголки» «Найди середину клетки» «Узор из точек» | Задание в тетради: упражнение «Домино» (дорисовать фишки домино так, чтобы они стали одинаковыми) |
Октябрь, 1-я неделя | |||
Овощи. Рисование коротких вертикальных линий | Упражнения на развитие динамической координации движений «Посчитай – ка» – сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой). Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость. «Кулак - ребро - ладонь» – поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе. «Сжимание и разжимание кистей рук» – поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот). Работа с лабиринтами-канавками и их прохождение сначала одной ведущей рукой. «Квадрат» «Двойная спираль» «Батарея» | Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Второй шаг: Учимся правильно держать карандаш и бумагу Третий шаг: Учим детей рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Ребенок должен научиться различать, понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях. Используется нелинованная бумага. Самое главное- зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке) и основном требовании: линии должны быть равными. «Забор», «Флажок», «Дождик» | Задание в тетради: *расположить геометрические фигуры в определенной последовательности «Нарисуй забор дедушке Егору»; *провести линии по образцу сверху вниз «Дождик» |
2-я неделя | |||
Фрукты. (проведение линии по точкам) | Упражнения на развитие координированных графических движений. «Трудные виражи» – на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом - домик или гараж. Педагог говорит: «Ты – водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог. Упражнения с предметами: -составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина); Работа с лабиринтами-канавками и их прохождение сначала одной ведущей рукой. «Двойной квадрат» «Дерево» «Кривая спираль» | Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Второй шаг: Учимся правильно держать карандаш и бумагу Третий шаг: Учимся рисовать вертикальные линии | Выполнения задания на рабочем листе «Соедини по точкам» (Гаврина С.Е. «Развиваем руки-чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.77); Выполнение заданий в рабочих тетрадях (Бортникова Е.Ф. «Мои первые прописи») |
3-я неделя | |||
Сад-огород. Ягоды. Разноцветный дождик (чередование длинных и коротких штрихов) | Упражнения с предметами: -составление цепочки из 6 – 10 и более канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов; Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений «Птичка», «Здравствуй пальчик», «Лесная история», «Моем ручки» Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев с образцом: «Кошка», «Сарай», «Дом», «Стул», «Стол», «Замок» Работа с лабиринтами-канавками и их прохождение сначала одной ведущей рукой. «Зигзаг» «Жук» | Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Второй шаг: Учимся правильно держать карандаш и бумагу Третий шаг: Учимся рисовать вертикальные линии «Шарики», «Цветы» | Задание в тетради: *рисование струйки дождя по пунктирным линиям «Облака»; *соединить пары предметов линиями-дорожками в указанном направлении «Соедини пары» |
4-я неделя | |||
Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы. Грибная пора (рисование горизонтальных линий) | Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев с образцом: «Фонарики», «Печем блины», «Флажки», «Шарики», «Ёжик», «Лодочка», «Пароход»,«Речка и рыбка», «Деревья». Пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев «Пальчики здороваются», «Дружные ребята», «В гости», «Пальчик-мальчик», «Цепочка». Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение одной, но не ведущей рукой. «Спираль» «Треугольник» «Трапеция» | Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Второй шаг: Учимся правильно держать карандаш и бумагу Третий шаг: Учимся рисовать горизонтальные линии Рисование плавных дорожек. «Рисование линий» Работа в тетради: упражнение «Кладовая» | Работа в тетради: проведение линий по точкам не отрывая руки от листа «Проведи линии по точкам» |
Ноябрь,1-я неделя | |||
Игрушки. Бабушкин подарок (сочетание вертикальных и горизонтальных линий) | Упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры: -массаж и самомассаж рук (с мячиком –ёжиком); -самомассаж ладоний с карандашом Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение одной, но не ведущей рукой. «Квадрат» «Двойная спираль» «Батарея» | Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Второй шаг: Учимся правильно держать карандаш и бумагу Третий шаг: Учимся рисовать горизонтальные и вертикальные линии «Выполни фигуры по образцу» Работа в тетради: «Дорисуй игрушку по образцу» (обведение игрушки по точкам, повторение узора по образцу, рисование косого узора) «Лужи» (дорисуй лужи короткими линиями) | Работа в тетради: выполнение орнамента по образцу, раскрашивание. |
2-я неделя | |||
Перелетные птицы (рисование наклонных линий) | -самомассаж (поверхностный) внешней стороны кисти руки; -самомассаж (глубокий) внешней стороны кисти руки: «Пружинка», «Спускаемся по лесенке», «Качели». Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение одной, но не ведущей рукой. «Двойной квадрат» «Дерево» «Кривая спираль» | Первый шаг: Учимся правильно сидеть. Второй шаг: Учимся правильно держать карандаш и бумагу Третий шаг: Учимся рисовать наклонные линии Работа в тетради: «Выполни штриховку» (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.74) | «Продолжи узор» (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.82) |
3-я неделя | |||
Посуда (рисование прямых параллельных линий) | Пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой мускулатуры пальцев: «Дружные ребята», «За работу», «В гости» Самомассаж (глубокий) внешней стороны кисти руки: «Дудочка», «Трудолюбивый муравей», «Косичка». Работа с лабиринтами-канавками, их прохождение одной, но не ведущей рукой. «Зигзаг» «Жук» | Четвертый шаг: Учимся рисовать прямые параллельные линии. Работа в тетради: «Выполни штриховку» (заштрихуй фигуру прямыми линиями, не выходя за её контур: горизонтальные и вертикальные линии) (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.75) | Работа по рабочим листам: *«Пластилиновые жгутики» - выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками; *«Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их) |
4-я неделя | |||
Поздняя осень. Изменения в природе. Лиственные деревья (умение рисовать параллельные линии) | Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев с образцом: «Цветок», «Кошка», «Сарай», «Дом», «Стул», «Стол», «Замок». Самомассаж (поверхностный) и (глубокий) внешней стороны кисти руки. Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Спираль» | Четвертый шаг: Учимся рисовать прямые параллельные линии. Работа в тетради: «Волшебная штриховка» (заштрихуй фигуру прямыми линиями, не выходя за её контур: горизонтальные и вертикальные линии) (Гаврина С.Е. «Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать», стр.75) | *«Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей; «Волшебные рисунки» - рисование осенних листьев (дубовый, кленовый, березовый) пальцем на песке |
Декабрь, 1-я неделя | |||
Зима. Зимующие птицы (рисование наклонных параллельных линий) | Формирование оптико - пространственной ориентации Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. Графомоторный лабиринт «Дорожка» (развитие полушария головного мозга и зрительно-пространственной координации, синхроизация работы глаз и рук). В первый раз ребёнок выполняет все задания пальцем, а когда освоит задания - использует палочки-указки. *Собрать элементы лабиринта так, чтобы рельефный рисунок был зеркально отражён *Провести по рисунку от центра к краю одной рукой (поочерёдно: левой, правой) | Четвертый шаг: Учимся рисовать наклонные параллельные линии. Рассматривание изображения птиц. Работа в тетради: «Снегопад с ветром» | *«Это птица» - выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру; *«Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объёма клочками цветной бумаги по методу мозаики; *«Кто спрятался в комочке?» - разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием; «Кто чем питается?» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох |
2-я неделя | |||
Зимние забавы (умение рисовать параллельные линии) | Формирование оптико - пространственной ориентации Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. Графомоторный лабиринт «Дорожка» *Провести по рисунку от центра к краю двумя руками одновременно *Провести по рисунку правой рукой от центра к краю, а левой от края к центру одновременно | Четвертый шаг: Учимся рисовать наклонные параллельные линии. | *«Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика; *«Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек |
3-я неделя | |||
Новый год (умение рисовать прямые и наклонные параллельные линии) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Треугольник» | Четвертый шаг: Закрепляем навык рисования прямых и наклонных параллельных линий. Обязательно показываем, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, а горизонтальные линии - слева направо. штриховке позволяют тренировать это умение. | *«В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета ёлки, штриховка слева направо, справа налево; *«Пластилиновые жгутики» - выкладывание ёлки по контуру пластилиновыми жгутиками зелёного цвета |
Январь, 2-неделя | |||
Зимняя одежда, обувь, головные уборы. Ателье (умение рисовать полуовалы) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Трапеция» | Пятый шаг: Учимся рисовать полуовалы: верхние и нижние, правые и левые с разными направлениями движений. При выполнении полуовалов следует обратить внимание на положение руки и особенно на правильность опоры кисти (только на мизинец). | «Ловкие пальчики» - зашнуровывать сапожок и завязывать бантик; «Модельер» - собрать два пальто из деталей с соблюдением размера, уточняя название деталей (воротник, рукава, карман, манжет). Используя картон, либо ткань |
3-я неделя | |||
Хвойные деревья (умение рисовать полуовалы) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Квадрат» | Пятый шаг: Учимся рисовать полуовалы: нижние с разными направлениями движений. | Игры с шерстяными нитками: *выкладывание контуров предметов с помощью ниток; *аппликация из мелко нарезанных ниток |
4-я неделя | |||
Дикие животные наших лесов (умение рисовать полуовалы) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Батарея» | Пятый шаг: Учимся рисовать полуовалы: правые с разными направлениями движений. | *«Кто это?» - определить на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объём которых заполнен гречневой крупой; *«Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов; *«Оленьи рога» - выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя рога; *«Маленький конструктор» - выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал-туловище, 4 маленьких овола -лапы, круг-голова, 2 полукруга-уши) |
Февраль, 1-я неделя | |||
Домашние животные (умение рисовать полуовалы) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Двойной квадрат» | Пятый шаг: Учимся рисовать полуовалы: левые с разными направлениями движений. | *«Пластилиновые жгутики» - выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки; *«Маленький конструктор» - выкладывание из спичек домашних животных и их детёнышей (по памяти) |
2-я неделя | |||
Домашние птицы (умение рисовать круги) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Дерево» | Шестой шаг: Учимся рисовать круги. Следует обратить внимание на различие кругов при их выполнении и способность ребенка мысленно вписать круг в квадрат. При выполнении этих заданий нужно попросить ребенка держать карандаш свободно ( на весу, без опоры на мизинец), что позволит почувствовать новые варианты свободных движений руки. «Раскрутить спираль» «Закрутить спираль» | *«Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха; *«Не ошибись» - после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги (петух, гусь, утка, индюк); *«Птица с птенчиком» - обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнить объём клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики |
3-я неделя | |||
День защитника Отечества (умение рисовать овалы) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Кривая спираль» | Шестой шаг: Учимся рисовать овалы. Главное внимание следует обратить на различие овалов при их выполнении и способность ребенка мысленно вписать овал в прямоугольник. «Раскрутить спираль» «Закрутить спираль» | Игры с фольгой: смять – разгладить, прорисовать (выдавить) узор на звёздочке |
4-я неделя | |||
Мебель (умение рисовать зигзаги) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Зигзаг» | Седьмой шаг: Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку). Выполнение задания научит ребенка свободно передвигать руку по строке, что очень важно в процессе обучения письму. Лучше, если графические элементы будут более крупными, так как основная задача – именно умение передвигать руку слева направо по линии письма. «Волны», «Облака», «Дороги с горками» (сначала можно попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом, постепенно, по узкой тропинке) | *«Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек шкафа, дивана; *«Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка |
Март, 1-я неделя | |||
Мамин праздник. Женские профессии (умение рисовать зигзаги) | Работа ребенка по прохождению лабиринта двумя руками одновременно. «Жук» | Седьмой шаг: Учимся рисовать зигзаги (плавно передвигая руку). | *«Ветка мимозы» - на листе бумаги нарисован контур вазы и ветки мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, или пшеном, на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путём их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зелёной бумаги и приклеиваем |
2-я неделя | |||
Ранняя весна (умение рисовать линии определенной величины) | Знакомство с графомоторными трафаретами (доска тренажёр для письма) – это выпуклый узор (выпуклые объёмные линии) с покрытием для мела. Обводки одиночных рисунков поочерёдно сначала пальцами левой, затем правой руки. «Линии» ( «Спираль» «Треугольник» «Квадрат» «Дерево» | Восьмой шаг: Учимся рисовать линии, определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку). При обучении дети пишут на разлинованных листах. Объяснить, что такое строка, как располагаются элементы, где середина строки, где верхняя линия, ограничивающая строку, и где нижняя. Детям нужно научиться точно заканчивать движение. | *«Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи; *«Весеннее солнышко» - обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом |
3-я неделя | |||
Транспорт (умение рисовать полуовалы определенной величины) | Обводки одиночных рисунков мелом левой рукой «Линии» «Спираль» «Треугольник» «Квадрат» «Дерево» | Восьмой шаг: Учимся рисовать полуовалы, определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку). При обучении дети пишут на разлинованных листах. | Игры с пластилином: пластилин растирается на картоне как основа. На нем продавливаются узоры неотточенным карандашом, проводятся линии, рисуются стекой или палочкой узоры. Из пластилина изготавливаются недостающие детали к рисункам (колеса к машине, фары, кузов, двери). |
4-я неделя | |||
Перелётные птицы (умение рисовать овалы определенной величины) | Обводки одиночных рисунков мелом правой рукой «Линии» «Спираль» «Треугольник» «Квадрат» «Дерево» | Восьмой шаг: Учимся рисовать овалы определенной величины (вводим ограничительную линейку- строку). При обучении дети пишут на разлинованных листах. | *«Мама кормит птенчика» - перекладывание зёрен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой; *«Сорока-воровка» - нанизывание бус с отверстиями разного диаметра на проволоку или леску; *«Птицы из проволоки» - выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы; |
Апрель, 1-я неделя | |||
Профессии. Космос. | Обводки симметричных рисунков пальцами левой и правой руки «Линии» (необходимо одновременно двумя руками обводить трафаретные дорожки пальцами левой и правой руки или мелками). «Спираль» «Треугольник» «Квадрат» «Дерево» | Игры с гуашью и ластиком: неотточенный карандаш с ластиком (ластик срезан под углом 45 градусов) используется как печать (штамп), которой печатается заданный узор «Звёздное небо»; Игры с шерстяными нитками: выкладывание контуров предметов с помощью ниток «Звезда», аппликация из мелко нарезанных ниток «Млечный путь», обматывание нитками трафаретов «Волшебная звезда». | |
2-я неделя | |||
Наш город. Дом. | Обводки симметричных рисунков мелом левой руки «Спираль» «Треугольник» | «Строители» - выложить дом из палочек с заданным количеством этажей (3,4,5). «Маленький архитектор» - выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленных методом обрывания бумаги по контуру. | *«Строим высокий дом» - работа со строительным материалом; *«Сосчитай, сколько этажей» - определение количества этажей в доме – трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич» |
3-я неделя | |||
Комнатные растения. | Обводки симметричных рисунков мелом правой руки «Квадрат» «Дерево» | «Волшебные цветы» - работа с разнообразной мозаикой. Каждый выкладывает свой цветок. «Черенок» - зеленые полоски бумаги, полученные путём обрывания, наклеить в вырезанном цветочном горшке. «Цветы» - смятые в шарик мелкие цветные кусочки цветной бумаги наклеить на «черенок». | «Дорисуй цветы» (дорисуйте цветы по точкам и самостоятельно, заштрихуйте лепестки линиями, идущими из центра в разных направлениях) |
4-я неделя | |||
Наша пища. Труд повара. | Обводки симметричных рисунков мелом одновременно двумя руками «Линии» «Спираль «Треугольник» | «Перебери крупу» - рассортировать горох и рис. «Заготовка овощей для борща» - выгибание контура «овощей» из проволоки. | Игры с крупой: крупой выкладываются пироги, плюшки - детали, рисунок на пластилине, крупа перекладывается из одной емкости в другую, пересчитывается и др. |
Май, 2-я неделя | |||
День Победы | Обводки симметричных рисунков мелом одновременно двумя руками «Квадрат» «Дерево» | «Тюльпаны» - чудеса из бумаги. Изготовление цветов методом оригами. «Поздравительная открытка» - на контур ветки сирени нанести клей и приклеить близко друг к другу сиреневые «чашечки» (маленькие кружочки бумаги, лучше жатой, обмятые вокруг тупого конца карандаша). | Игры с гуашью и ластиком: неотточенный карандаш с ластиком (ластик срезан под углом 45 градусов) используется как печать (штамп), которой печатается заданный узор «Праздничный салют» |
3-я неделя | |||
Диагностика умений и навыков детей | Выполнение диагностических упражнений на рабочих листах | Индивидуальные консультации по результатам освоения детьми 5-6 лет программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно - педагогическая работа как средство формирования представлений у детей о ЗОЖ
Консультация для родителей...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями
Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств — лексических и фонетических. Важную организующую роль в со...
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...
«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»
Актуальность. Практическая направленностьСоциально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или...
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста
Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыкову детей дошкольного возраста...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию графомоторных навыков у дошкольников 6-7 лет с ОВЗ
Детям с ОВЗ присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении ...
Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР».
Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»....