Развитие графомоторных навыков у дошкольников
рабочая программа (обучение грамоте, подготовительная группа) по теме
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементов. У поступающих в школу детей слабо развиты мелкие червеобразные мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому им трудно первое время при письмеСамые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, воспитывая у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, уважительное отношение к людям и их труду. А также разработанные занятия способствуют их эстетическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr._programma_gotovaya.docx | 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Автор программы:
Ермакова Лидия Александровна
педагог дополнительного образования
УТВЕРЖДЕНО печать/подпись______________
директор Просветова Н.Ф._______________
зам. директора по УВР Пронькина Н.А._____________
Смелянская Е.Д ______________
Москва 2012
Пояснительная записка
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементов. У поступающих в школу детей слабо развиты мелкие червеобразные мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому им трудно первое время при письме. Между тем процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками. Необходимость обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, вследствие чего человеку приходится много заниматься.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Бывает так, что ребенок умеет читать, считать и писать, но придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. Что же происходит?С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать первоначальным навыкам письма и чтения, без которых дальнейшее обучение было бы просто невозможно. Начинать подготовку необходимо с дошкольного периода. Для этого необходимо соблюдение основных гигиенических требований: формирование графически правильных начертаний элементов, способов соединения, ритмичности написания элементов и т.д. Для более эффективного овладения начальными навыкам письма младшими школьниками мною разработана авторская программа, которая опирается в базе своей на труды известных педагогов: Д.А. Писаревский, Н.И.Боголюбов, Е.В.Гурьянов, Ф.Г. Голованов, Е.Н.Соколова, И.Е.Евсеев, Пестолоцци, А.И.Воскресенская, Н.И.Ткаченко и др. Наблюдения свидетельствуют, что стремление написать красиво, четко, быстро способствуют повышению грамотности. Необычайно важным и актуальным.
Формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их почерка, воспитывая у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к выполнению любой работы, уважительное отношение к людям и их труду. А также разработанные занятия способствуют их эстетическому воспитанию.
Цель и задачи программы
Цель:
Выстроить взаимосвязь между звуковым восприятием, моторным навыком и актом, графическим изображением буквы.
Основные задачи:
- Подготовить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональный характер (при этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово).
- Развитие мелкой мускулатуры руки.
- получение навыка правильно держать карандаш, ручку
- развить пальцы и кисти рук
- научит проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо, овалы
- подготовить руку к письму,
- уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления
- довести до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
- довести до осознания учащимися номинативной функции слова и умения отражать ее в графических моделях.
- научить составлять предложения, составлять модель к предложению и к предложению модель.
- научить определять количество слов в предложении, расположение слов и обозначать начало и конец предложения и выделять служебные слова.
- научит делить слова на слоги, выделять ударный слог и находить его место (в начале, середине, в конце слова)
- совершенствовать способность к зрительному восприятию различных форм
Тип, вид и преемственность программы
Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения. Программа опирается на деятельностный метод развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Особенности программы
В системе обучения письму использую такие методы (или способы):
Копировальный - (или стигмографический) - обведение букв, напечатанных в специальных тетрадях, через кальку, точками, или написанных от руки учителем карандашом.
( методисты Д.А.Писаревский, Н.И.Боголюбов).
Линейный метод- в основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и её частей, т.е. букву, а следовательно и слова писать пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и её половины, наклон, расстояния между элементами (Е.В.Гурьянов, Ф.Г.Голованов, Е.Н.Соколова).
Генетический метод - буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
(И.Е. Евсеев, в обучении письму применял Пестолоцци, А.И. Воскресенская, И. Ткаченко).
Тактический метод - (или ритмический) способ - письмо под счёт, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.
Обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.
Метод англичанина Карстера - росчерки.
Наилучших результатов я достигла путём разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения письму.
Звуковой метод (фонематический). Громадное положительные значение звуко-буквенного письма состоит в том, что при обозначении слога оно фиксирует составляющие его отдельные звуковые элементы, в то время как при слоговой системе такой фиксации нет.
Рабочая программа предполагает использование всего нового в педагогической науке и практике – это звуковой анализ слова, звуковая модель, запись предложения, модель предложения, схемы из развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
Графические навыки письма формируются совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи. Поскольку в системе развивающего обучения важнейшим способом является моделирование. И первой формой моделирования, с которой сталкиваются учащиеся, является моделирование номинативной функции слов, а разное их оформление – указанием на особенности слова:
- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ПРЕДМЕТА
- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ
- СЛОВО – НАЗВАНИЕ ПРИЗНАКА ПРЕДМЕТА
Срок реализации, режим и структура занятий
Программа рассчитана на 57 часов. Возраст детей, посещающих занятия по развитию графомоторных навыков: от 5 до 7 лет (дошкольники). Количество детей в группе – от 15 до 18 человек. Продолжительность занятия по 30 минут 2 раза в неделю с перерывами на три тематические физкультминутки, продолжительностью 2 - 3 минуты. Количество детей, регулярно посещающих занятия 95%.
Итак, структура занятия по программе «Развитие графомоторных навыков у дошкольников» выглядит следующим образом:
- «Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности.
разминка – основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому движения пальцев рук разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес. Но они же и подготавливают ребенка к активной моторной деятельности;
- Постепенное усложнение игровой ситуации - тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
- физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно;
- графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления движения руки;
- пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости кистей рук.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Смена видов деятельности обеспечивает отсутствие переутомления у дошкольника.
Прогнозируемые результаты и методы диагностического контроля
К предполагаемым результатам обучения относится реализация задач и, соответственно, цели программы «Развитие графомоторных навыков у дошкольников». Выявление полученных результатов обучения проводится в форме итогового тестирования. Кроме того, проводятся и собственные наблюдения педагога за развитием каждого ребенка.
К прогнозируемым результатам можно отнести реализацию поставленных задач обучения, а именно:
- подготовить детей воспринимать звучащее слово как последовательность звуков и различать их функциональную характеристику (при этом объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово)
- развить мелкую мускулатуру руки
- писать вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные - слева направо;
- подготовить руку к письму,
- уметь ориентироваться на листе бумаги,
- сформированное умение соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша)
- сформировать взаимосвязь у учащихся номинативной функции слова и отражения ее в графической модели.
- Знать, как составляется модель к предложению и предложение к модели.
Проверка осуществляется следующими методами:
- в ходе длительного наблюдения за самостоятельной и специально организованной игровой деятельностью ребенка на каждом занятии;
- по итогам выполнения индивидуальных заданий, предполагающих формирование у детей навыков самостоятельной работы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН[1]
№ п/п | Наименование разделов программы | Кол-во часов по плану |
Вводное занятие | 1 | |
Развитие мелкой мускулатуры руки | 26 | |
Моделирование предложений | 17 | |
Составление звуковых моделей слов и формирование фонематического слуха | 13 | |
Всего | 57 |
Календарно-тематическое планирование.
Содержание занятий: | Кол-во часов | Дата: | |
Вводное занятие | 1 | 01.10.12 | |
«Новые друзья». Гигиенические требования. Работа по шаблону в прописях («Петушок»). | 1 | 03.10.12 | |
«Что в центре?». Ориентировка на листе, работа по шаблону (обведение, раскрашивание слоника). | 1 | 08.10.12 | |
«Сравни». Прямые и наклонные линии. Работа по шаблону (обведение, раскрашивание кита). Развитие мелкой мускулатуры пальцев. | 1 | 10.10.12 | |
«Определи направление». Вертикальные и горизонтальные линии; работа по шаблону (обведение, раскрашивание снеговика и домика). | 1 | 15.10.12 | |
«Сравни». Прямые и наклонные линии; работа по шаблону; работа по шаблону (обведение и раскрашивание веточки земляники). | 1 | 17.10.10 | |
«Целое и часть» (анализ графической формы); работа по шаблону (обведение и раскрашивание медвежонка, пирамидки и кубика). | 1 | 22.10.12 | |
«Сравни машины». Определение направления «вправо», «влево»; работа по шаблону (обведение и раскрашивание машины и светофора). | 1 | 24.10.10 | |
«Веселое превращение». Упражнение на развитие воображения; работа по шаблону(1 часть) + вариативная часть (обвести и дорисовать и раскрасить рыбку). | 1 | 29.10.12 | |
Отработка мелкой моторики руки; работа по шаблону (обведение и раскрашивание). | 4 | 31.10.10 | |
05.11.12 | |||
07.11.12 | |||
12.11.12 | |||
Копирование изображений с помощью кальки – кувшин и юла (1 часть), дорисовка изображения по образцу (2 часть), раскрашивание. | 1 | 14.11.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание паровозика и улитки). | 1 | 19.11.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание конфетки и веточки смородины). | 1 | 21.11.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание телефона и белочки). | 1 | 26.11.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание матрешки и совы). | 1 | 28.11.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание слона и льва). | 1 | 03.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание подсолнуха и грибов). | 1 | 05.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание часов и платья). | 1 | 10.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание клоуна и божьей коровки). | 1 | 12.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание пароходика и клубнички). | 1 | 17.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание бабочки и вертолетика). | 1 | 19.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание чайника и осинового листа). | 1 | 21.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание ёлочки и самолетика). | 1 | 26.12.12 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание домика и птицы). | 1 | 14.01.13 | |
Развитие мелкой моторики руки. Работа в прописи по шаблону (копирование, дорисовка и раскрашивание цыпленка и пароходика). | 1 | 16.01.13 | |
Предмет и слово. Работа по шаблону. Работа в прописи №1. | 2 | 21.01.13 | |
23.01.13 | |||
Слова, называющие предметы. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова. | 2 | 28.01.13 | |
30.01.13 | |||
Слова, называющие действия. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова. | 2 | 04.02.13 | |
06.02.13 | |||
Слова, называющие признаки. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Модель слова. | 2 | 11.02.13 | |
13.02.13 | |||
Набор слов и предложения. Изменение слова в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 3 | 18.02.13 | |
20.02.13 | |||
25.02.13 | |||
Способ определения количества слов в предложении. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 2 | 27.02.13 | |
04.03.13 | |||
Слова - названия и служебные слова (предлоги). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). Развитие мелкой моторики. | 2 | 06.03.13 | |
11.03.13 | |||
Составление моделей предложений, имеющих в своем составе служебные слова (устное составление предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 2 | 13.03.13 | |
18.03.13 | |||
Развитие речи (составление устных предложений). Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 2 | 20.03.13 | |
25.03.13 | |||
Звуки речи как материал языка. Развитие фонематического слуха. Составление модели к предложению. | 1 | 27.03.13 | |
Способ выделения звуков в слове. Определение кол-ва звуков в слове с опорой на модель. Развитие фонематического слуха. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 1 | 01.04.13 | |
Гласные и согласные звуки. Развитие фонематического слуха. Составление модель к предложению. Работа по шаблону в прописи. | 1 | 03.04.13 | |
Составление слоговых и звуковых моделей слов. Подбор слов по заданной модели. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону в прописи. | 1 | 08.04.13 | |
Ударение. Словоразличительная функция ударения. Способ определения ударного слога. Работа по шаблону в прописи. Составление модели предложения. | 1 | 10.04.13 | |
Словоразличительная функция звонкости – глухости. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 1 | 15.04.13 | |
Словоразличительная функция твердости – мягкости. Развитие фонематического слуха. Работа по шаблону. Работа в прописи (обведение и раскрашивание по образцу). | 1 | 17.04.13 | |
Полный звуковой анализ слова. Составление звуковых моделей к слову. | 1 1 | 22.04.13 | |
24.04.13 | |||
Проверочная работа и ее анализ. | 1 | 29.04.13 | |
Итого: | 57 |
Условия реализации программы
Форма занятий: групповая.
Материально-техническое оснащение:
- специальные канцелярские принадлежности и (для мелкой моторики пальцев),
- калька,
- оборудованное место учителя (компьютер, принтер),
- меловая доска (для демонстрации написания, начертания),
- планшет для письма.
Механизм оценивания полученных результатов
По итогам изучения раздела проводится оценочное тестирование, по итогам которого проводится оценка в виде графических изображений (звездочка красного цвета – задание выполнено полностью и правильно, флажок красного цвета – имеются недочеты в работе). Далее дети вносят исправления в тестовые задания.
Литература
- Желтовская Л.Я., Е.Н. Соколова. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителей четырех лет нач.шк. М.:«Просвещение», 1978 – 225с.; ил.-(Б-ка учителя нач. классов).
- Некрасова Т. В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период). Методические рекомендации для учителя. Автор: Т.В. Некрасова. – Томск: «ПЕЛЛЕНГ», 1994. – 89с.
- Развитие руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 192с.: ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение).
- Репкин В.В. Букварь (Программа развивающего обучения). / В.В. Репкин, П.С. Жедек, В.А. Левин. Художник П.М. Репринцев. Изд 5-е, переработанное. – Томск: «Пелленг», 1995. – 192 с.: ил.
[1] В зависимости от объективных условий, состояния материально-технической базы, способностей и уровня развития детей возможно варьирование тем занятий, корректировка количества часов, отведенных на изучение отдельных разделов программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
Презентация : Консультация для родителей "развитие графомоторных навыков у детей"...
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В материале представлены правила посадки ребенка за столом и постановка руки при выполнении графических упражнений....
Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...
Кружок "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
«РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»...
«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»
Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками....
Развитие графомоторных навыков у дошкольников
В данной статье раскрыты особенности формирования у детей дошкольного возраста графомоторных навыков....
Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ТНР.
Не секрет, что большая часть первоклассников испытывает трудности с навыком письма. Многие дети не правильно держат ручку. Линии получаются не ровные, нажим не равномерный, буквы разного размера, пишу...