Использование нейропсихологического подхода в работе педагога-дефектолога
статья по коррекционной педагогике
Аннотация. В практике дошкольных специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающие занятия, все востребование становятся методы и средства междисциплинарного подхода. Знания неврологии, психофизиологии, мозговой организации психических процессов дают возможность повысить качество работы в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями. Использование этих знаний отражается в нейропсихологическом подходе.
Ключевые слова: дошкольный возраст, дети с ограниченными возможностями здоровья, нейропсихологический подход, нейроигры, нейрогимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный мир — это быстро развивающаяся система в котором человеку доступен обширный круг возможностей для развития и реализации своего познавательного потенциала. Это одна из сторон медали. С другой же стороны происходит активное увеличение числа детей с отклонениями в развитии разного генеза, поступающих в дошкольные образовательные организации. С чем же связанная такая двоякость?
Рассмотрим ряд причин: уровень медицинской помощи повысился в разы и здесь хотелось бы отметить стремительно развивающуюся перинатальную помощь и высокий уровень диагностической помощи в младенчестве и раннемвозрасте, что повышает шансы на ранее выявление отклонений и ранний старт работы с тем или иным нарушением; изменение в социально-психологической ситуации развития ребенка, когда свободное время ребенок проводит дома или не имеет его совсем из-за высокой вовлеченности в дополнительные занятия; снижение нейродинамического компонента, повышенная истощаемость нервной системы; изменился ведущий канал восприятия, баланс между аудиальным, визуальным, кинестетическим нарушается, в пользу визуального способа познания мира; современные дети растут в ситуации детоцентризма, потворствующей гиперопеки, результатом такого воспитания становится инфантилизация большинства детей, их неготовность выстраивать коммуникативные отношения. Все эти факторы усугубляют неравномерное развитие высших психических функций у детей с нарушением в развитии.
Анализируя ситуацию с увеличением количества детей, нуждающихся в специальной коррекционной помощи, стало очевидно необходимость поиска новых форм и методов развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном формате. Ведь в одной группе могут оказаться дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, когнитивными нарушениями, негативными поведенческими фенолитами. Эффективная помощь может быть выстроена с помощью мульти дисциплинарного подхода с использованием здоровьесберегающих технологий. В практике дошкольных специалистов все актуальнее становится использование нейропсихологического подхода.
В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается важность системного анализа высших психических функций. Выявление недостаточно сформированных функций так и сохранных, позволяет выстроить грамотную программу работы с детьми [1: с.367]. Данный подход ориентирован на использование в работе с дошкольниками с нарушениями в развитии, методов, учитывающие мозговую организацию ребенка, позволяющих развивать и корригировать нарушения в развитии. В исследованиях Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, Л.С.Цветковой и других подчеркивается важность интеграции нейропсихологических знаний в коррекционную работу. Нейропсихологический подход эффективно применяется в нейропсихологической диагностике дефектологии, а также нейрокоррекции [2: с.307-309]. Психологическая структура и мозговая локация психических процессов в детском возрасте находится на стадии формирования. От сюда недостатки или нарушенияв развитии одной функции может привести к нарушению других психических функций, связанных с ней. Нейропсихологический подход позволяет увидеть неравномерность созревания структур головного мозга и развитие ВПФ. Через анализ этой неравномерности определяется дальнейший маршрут развития ребенка, опираясь на зону ближайшего развития [3: с.9-16]
Рассмотрим применения нейропсихологического подхода в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Механизм нарушения речи, по мнению Т.Г. Визель, можно рассмотреть следующим образом. Развитие речи ребенка в ранний период способствует внешнее воздействие среды с областью переработки речевых сигналов. Процесс этот осуществляется с помощью структурных проводников между разными отделами мозга. Если они функционируют без ошибок, то и речь формируется. Задержка речи формируется при частичном повреждении проводников. А сильное повреждение приводит к несформированности речи.
Чтобы способствовать развитию речи, при нарушенной работе проводников, необходимо расширять область внешнего стимулирования с применением сенсорного стимулирования. Зарекомендовали свою эффективность применение нейрофитнеса, нейропсихологических упражнений, повышающий общий тонус организма, способствующие коррекции нарушений когнитивной, поведенческой, личностной, двигательной сфер ребенка. Необходимо учитывать, что нейропсихологические технологии это одна из граней коррекционной программы и реализуются в связке с ней, а не вместо нее.
Всесторонний анализ практического применения нейропсихологических методов в работе показал, что специалист должен обладать знаниями в возрастной и патопсихологии, мозговую анатомию и физиологию, уметь применять педагогический подход в коррекционном процессе, а также использовать инновационные приемы в работе, не забывая про творческую составляющую взаимодействия с воспитанниками. Ведь коррекционный процесс — это не только взаимодействие в диаде «педагог - ребенок». Для полноценной результативности нашей работы необходимо расширять диаду до трехстороннего взаимодействия. В числе прочего для домашнего использования можно предложить нейрогимнастические упражнения. Не стоит ограничиваться только специальными сеансами занятий со специалистом, ведь существуют упражнения, позволяющие настроить на любой вид деятельности (настроить систему «мозг-эмоции-тело»), вот их и стоит использовать дома [5].
- Пьем воду. Пить надо медленно, последнюю порцию воды держим немного во рту, прежде чем проглотить.
- Перекрестные шаги. Шагаем так, чтобы противоположные рука и нога двигались навстречу друг к другу. Это упражнение способствует интеграции полушарий головного мозга, развивает координацию движений тела в пространстве.
- Кнопки мозга. Одну руку кладем на пупок, другой растираем точки под ключицей. Упражнение способствует улучшению восприятия информации.
- Крюки Деннисона. Улучшают координацию, социальную адаптацию, придают чувство уверенности. Замок. Скрещиваем ноги, скрещиваем вытянутые руки в замок, сгибаем локти и выворачиваем замок из ладошек во внутрь, прижимаем к груди. Язык прижат к небу, глаза смотрят в верх, медленно дышим. Домик. Соединяем пальцы обеих рук друг с другом, образуя крышу дома. Дышим медленно. При вдохе язык на верху, при выдохе внизу.
- Мысль о перекресте. Представляем в уме букву «х». Заставляем работать наше правое и левое полушарие согласованно и одновременно.
- Включение рук. Поднимаем одну руку в верх, двигаем ей вперед, назад, влево, вправо. При этом левой рукой оказываем небольшое сопротивление. Рукой двигаем на выдохе.Упражнение улучшает почерк, развивает выразительность речи, способствует концентрации и распределению внимания без напряжения
- Симметричные рисунки – рисунки одновременно двумя руками в воздухе. Улучшает координацию «глаз-рука»[4: с.60]
Хотелось бы остановиться и на том моменте, что упражнения нейрогимнастики можно вплетать в сказку, что повышает интерес ребенка, его мотивацию к правильному выполнению упражнений.
Сказка «Друзья»
Однажды шустрый ветерок сорвал с березы ее сережку и унес ее на дальнюю полянку, спрятал в густой траве | (сидя на корточках, прячем голову в колени, обхватываем их руками) |
Семечки не долго лежали в траве, начали прорастать и спешить вырастить высокими стройными березками | (медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки в верх) |
Жил неподалеку еж-колючие иголки | (расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки) |
Однажды утром он отправился собирать грибы | (одна рука сжата в кулак, ладонь другой накрывает ее сверху) |
На встречу ему скачет заяц | (указательный и средний палец вверх, имитируя уши зайца) |
«Привет» - сказал еж | (поза ежа) |
«Здравствуй» - поздоровался заяц | (поза зайца) |
«Куда ты спешишь?» - спросил еж | (поза ежа) |
«Готовлюсь к соревнованиям по прыжкам» | (поза зайца) |
«Молодец» - похвалил еж | (поза ежа) |
«А я никак не могу грибов набрать» - расстроенно, проговорил еж. «Давай я помогу тебе, вместе мы их быстро отыщем» - предложил заяц | (поза зайца) |
Идут вдвоем по дорожке и считают грибы | (поочередно перебирают пальцы рук, соединяя в кольцос большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.) |
«Вот спасибо, что помог мне целую корзину грибов набрать» - радуется еж | (поза ежа) |
Тут солнышко начало клониться к закату | (поочередно загибаем пальцы рук в кулак) |
Еж и заяц попрощались и поспешили домой | (поза зайца, поза ежа и поза «дом» – большие пальцы рук соединить, поставить ладони под углом друг к другу) |
Нейропсихологический подход, используемый в составе комплексной коррекционно-развивающей работы создает эффективную среду для всей деятельности дошкольников, приводит к личному прогрессу каждого ребенка, что в дальнейшем отражается на успешной адаптации к школьному обучению.
Литература.
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2019. –С. 160
2. Цветков А.В, Покровская С.В. Возможно ли нейропсихологическая «экспресс» – коррекция? // Теория и практика общественного развития. – 2015. - №22. – С. 306-309
3. Макарова Л.Н., Перышкова С.А, Теоретические аспекты организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья с использованием нейропсихологическихтехнологий. // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2022. - №1. – С. 9-16.
4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое
руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера. – 2001.
5. Деннисон П.Е, Деннисон Г. Е: "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей. Весь. – 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР....
Семинар-практикум для педагогов «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями»
Целью данного семинара является расширение знаний педагогов о нейропсихологических подходах к коррекции речевых нарушений детей, обучение навыкам практического использования нейропсихологич...
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...
Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....
мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"
использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...
«Использование нейропсихологического подхода в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития»
Тезисы на тему: «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР» были представлены и вошли в сборник тезисов в рамках Всероссийской (заочной) ...