Использование доски-балансира в работе учителя-логопеда
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Применение балансира в направлениях работы учителя-логопда при коррекции речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
балансир | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование балансира в работе учителя-логопеда
По мнению исследователей для развития пространственных, проприоцептивных и соматогностических представлений необходимо подбирать упражнения, которые стимулируют развитие мозжечка. Известно, что мозжечок влияет на формирование и координацию равновесия, движение глаз.
Часто упражнения на балансире называют мозжечковой стимуляцией. Мозжечковое стимулирование показано при следующих состояниях:
ЗРР разной степени тяжести,
-проблемы дислексии, дисграфии,
-логоневроз,
-синдром дефицита внимания и гиперактивности,
-аутизм и состояние аутического спектра,
-алалия,
-заикание,
-отставание в развитии моторики,
-поведенческие нарушения, несобранность, повышенная отвлекаемость,
-нарушение осанки, проблемы с обучаемостью.
Упражнения с использованием балансировочной доски включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время сеанса ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания.
С помощью данного метода мы можем вовлекать в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата.
Подготовительный этап. Простые упражнения.
С использованием спокойной музыки для релаксации.
1. Стоя на доске поочередно поднимать руки вверх перед собой и через стороны.
2. Стоя на доске. Руки в стороны, одновременно сжимать руку в кулак и поворачивать голову в ту сторону, где сжата рука.
3. Стоя на доске выполнять наклоны.
4. Стоя на доске выполнять кинезиологические упражнения (ноги не отрывать от доски).
5. Стоя на доске выполнять упражнения с предметами (прокатывание карандаша, перекладывать из руки в руку мешочков, можно использовать сухой бассейн и попросить ребенка выбрать из вазы фасоль и.т.д.)
6. Стоя на доске проговаривать звук, слоги, слова.
Важно после каждого упражнения расслаблять мышцы ног, для этого выполнить 1-2 приседания и встряхивание.
2.Дыхательная гимнастика
Пропевание гласных звуков с движениями
Все гласные звуки [а], [у], [о], [и], [э], [ы] пропеваются на выдохе.
- «Цветок распускается» - [а]. Исходное положение - стоя на балансире , руки опущены. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поем: «А-а-а - выдох.
- «Рубим дрова» - [у]. Исходное положение - стоя, руки опущены. Прямые руки вверх - вдох. Наклон - поем: «У-у-у».
- « Пускаем облачко» - [о]. Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в стороны - вдох. Руки соединяются, кисти складываются. Изображая букву О продвигаются вперед - выдох.
- «Держим большой мяч» - [э]. Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в стороны - вдох. Руки перед грудью - выдох: «Э-э-э».
- «Маятник» - [ы]. Исходное положение - стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - выдох: «ы-ы-ы».
- « Поймай лучик» [и]. Исходное положение - стоя, руки опущены - вдох. Руки плавно поднимаются вверх - выдох: «И-и-и».
- Упражнение на дыхание. Одна рука на животе, другая на груди. По команде ребенок надувает сначала грудь (3-5 раз), затем надуваем живот (3-5 раз).
- Пропевание гласных звуков, балансируя на доске, с длительным удержанием кинестетической позы рук
Зрительная гимнастика
1.Зрительные дорожки
2.Стоя на доске, двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, рисовать восьмерку. Стоя на доске, двигать руками, рисуя восьмерку, следить глазами за руками. Стоя на доске рисовать восьмерку и знак бесконечности носом.
Артикуляционная гимнастика. Жесты.
1. Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
2.Кубики с жестами
3.Стоя на балансире собирать пирамидку. Игры-шнуровки.
Фонематика
1.Если услышишь твёрдый согласный, то брось мяч в корзину и т.д.
2.Подбрось мяч столько раз, сколько букв в слове.
3.Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
4.Придумывание слов, так и на закрепляемый звук (как на лексическую тему), попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
5.Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
6.Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
7.Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук»
8.Взрослый предлагает ребенку, когда он услышит звук [а], кинуть мяч об пол. Поймав мяч, ребенок повторяет звук. А-У-О-У-А-А-О-У.
9.Угадывание и проговаривание гласных звуков по соответствующим движениям
Звук [а] - хлопок в ладоши перед грудью, звук [и] над головой, звук [о] - по коленям, звук [у] - удар кулаком об кулак (горизонтально), звук [э] - тыльными сторонами кисти друг о друга, звук [ы] - удар кулаком об кулак (вертикально). Предлагается для угадывания серии, соответствующие 3-4 звукам (3-4) серии.
Автоматизация звуков
1. Стоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
2. Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
3.Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, например, «РА», опускаем руки, произносим «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «Ру», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «Ро».
4.Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
5.Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
6.Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
7.Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
8.Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.
9.Попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
10.Попасть мячом в цифру соответствующей количеству слогов в слове.
Грамматика, лексика
1.Отгадай загадку и попади в отгадку.
2. Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета. Определить с какой стороны взял: с правой или с левой.
3.Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
4. Игра «Сделай предмет маленьким» (тоже можно использовать мяч)
Взрослый называет слово, а ребёнок это же слово должен изменить так, чтобы оно обозначало маленький предмет, назвать ласково.
Например, для звука «Р»: арбуз - арбузик, ветер - ветерок, перо - пёрышко, роза - розочка и др.
5. «Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн. ч., в уменьшительно - ласкательной форме и т. д.)
6.Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.
7. Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
8.Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...
Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога
Материал будет полезен педагогам, при создании конспектов занятий с испольцованием информационно-коммуканиционных технологий...
Логопедия. Статья. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми.
Вопрос использования информационных технологий в профессиональной деятельности учителя- логопеда стоит достаточно остро. В настоящее время применение ИТ в коррекционной работе с детьми позволяет...
Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога
Использование Kinetik Sand в работе учителя-логопеда, учителя-дефектолога»...
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...
Исследовательская работа по теме: «Использование интерактивных технологий в работе учителя – логопеда»
https://disk.yandex.ru/i/g135poGTQf6Atg...
Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...