Специфика работы учителя-логопеда в ДОУ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Зубович Елена Викторовна

В статье перечислены основные моменты работы учителя-логопеда: ведение документации, взаимодействие с воспитателями и родитлями, проведение диагностики, публикации и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольные учреждения к настоящее время оснащены всеми условиями для дальнейшего развития детей, а также специалистами. Основные специалисты, которые необходимы для развития детей – это воспитатели, психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической ккультуре и логопеды.

В чем же заключается роль логопеда в жизни ребенка?

Логопед – это специалист, который диагностирует, выявляет и устраняет речевые дефекты ребенка. Помимо этого, он разрабатывает на каждого ребенка индивидуальные маршруты занятий, чтобы действительно был показательный результат у ребенка.

Специфика работы:

1) Ведение документации.

В каждом детском саду специалисты разрабатывают документы, которые определены локальными актами учреждения.  В документацию учителя-логопеда входят: различные планы, программы, расписание занятий, документация мониторинга, положения, инструкции и т. д. Документацию необходимо пополнять и обновлять с каждым годом, ведь логопедия «не стоит» на месте.

2) Составление ежедневных конспектов и индивидуальных планов на каждого ребенка.

Конспекты – это основа занятий логопеда, это опора. Благодаря им, специалисту не придется каждый день озадачивать себя тем, что на очередном занятии преподнести ребенку. В конспектах обязательно указывается тема, ход занятия, материал, откуда была взята информация, авторы и страницы пособий.

3) Участие в конкурсах, семинарах, вебинарах, РМО.

Начинать можно с самых простых конкурсов, а затем участвовать в районных, всероссийских, которые послужат для каждого логопеда началом карьерного роста.

Посещение других детских садов, в которых проводятся семинары, РМО – это обменом колоссальным опытом специалистов, разъяснения, какие-то разработки, которые можно взять на заметку и использовать в своей практике.

4) Взаимодействие с воспитателями и родителями детей.

Взаимодействие с коллегами и родителями воспитанников логопеда – одна из основных задач.

Логопед можно провести консультацию для родителей, указать на успехи ребенка и на то, на что стоит обратить особое внимание, ведь большая часть зависит именно от того, как родитель взаимодействует со своим ребенком.

Воспитателей нужно ставить в курс дела, давать рекомендации, картотеки, раздаточный материал, упражнения для того, чтобы их обратная связь тоже влияла на результат ребенка. В исправлении речевых нарушений детей должны принимать участия все, кто связан с ними. Групповая работа – это залог хорошего результата!

5) Ведение тетрадей детей.

На каждого ребенка в начале учебного года заводится тетрадь, в которой логопед прописывает  те задания, которые отрабатываются с ребенком, по этой тетради происходит закрепление материала сначала воспитателями, а затем и родителями. За каждое выполненное задание ребенка можно вознаградить наклейкой.

6) Проведение диагностики детей в начале учебного года и в конце.

Другими словами – мониторинг. Он проводится логопедом в начале учебного года, чтобы проверить уровень знаний детей, выявить дефекты речи, на основе чего специалист может составить индивидуальный план, и в конце учебного года, чтобы подвести вывод и увидеть успехи ребенка над проделанной работой. Об итогах мониторинга нужно информировать родителей и воспитателей.

7) Разработка собственных пособий, картотек, упражнений, а в дальнейшем – курсов.

Набравшись опыта, прочитав достаточное количество пособий, логопед вполне способен попробовать создать что-то свое, что можно будет запустить в процесс работы. Это будет интересно, заодно вы понаблюдаете за результатом от своего созданного творения.

8) Повышение квалификации (прохождение курсов, обучений и т.д.)

Повышение уровня своих знаний – это важно для каждого специалиста, работающего в образовательном учреждении. Чем больше вы учитесь и применяете эти знания на своей практике, тем качественнее результат как для вас, так и для воспитанника.

Свои вознаграждения логопед должен опубликовывать на личном сайте, а также пополнять портфолио, чтобы в дальнейшем повышать категорию.

9) Публикация статей в СМИ, работа с социальными сетями.

Транслируя свою работу и знания на просторах интернета – это тоже достаточно большой опыт для логопеда. В своих социальных сетях вы можете опубликовать открытые уроки, рекомендации для родителей, воспитателей, тренинги, вебинары, дипломы, сертификаты.

 Работа логопеда – это не только образовательный процесс с детьми, у которых присутствуют дефекты речи, но и творческий процесс, в котором нужно проявлять все самые лучшие стороны своего характера. Безусловно, что работа у логопеда непростая, но очень интересная, а самое главное то, что без логопеда образовательный процесс в ДОУ будет не таким ярким, насыщенным и полезным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

Специфика работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с СДВГ.

Описана специфика логопедической работы с детьми с СДВГ в детском саду....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги-это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Работа учтиеля-логопеда в условиях...

Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования. /из опыта работы/

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...

Специфика работы учителя – логопеда в условиях дошкольного инклюзивного образования.

Происходящие изменения в области образования никого не оставляют равнодушными. Одно из таких изменений – политика инклюзивного образования, которая означает совместное обучение и воспитание дете...

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье освещена специфика работы учителя-логопеда в логопедической группе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Специфика заключается в применении современных технологий, ...