Индивидуальный маршрут ребенка с ЗПР
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Образовательная область Художественно- эстетическое развитие Направление «Музыка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrutzpr.docx | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут
Образовательная область
Художественно- эстетическое развитие
Направление «Музыка»
Карта индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
ФИО: Иванов Иван Иванович
Возраст: 6 лет
Группа: Подготовительная
Диагноз: ЗПР
Цель маршрута: помочь ребенку с ЗПР активно войти в мир музыки,
стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать
коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной
деятельности.
Задачи:
1. Способствовать развитию и коррекции психических процессов;
2. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую
активность ребенка;
3. Формировать произвольную регуляцию поведения;
4. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;
5. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
6. Формировать представление об окружающем мире;
Занятия необходимо проводить, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и строго соблюдая следующую схему:
1. Приветствие;
2. «Свободное движение»;
3. Ритмическая разминка;
4. Упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для развития
речевых и мимических движений;
5. Пение;
6. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;
7. Танцы, хороводы;
8. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам;
9. Прощание;
Необходимо ритуализировать занятие, соблюдать постоянную структуру, последовательность разных видов музыкальной деятельности, ритуал становится канвой занятия, которую музыкотерапевт как импровизатор и исполнитель должен представлять, прежде чем наполнить ее необходимым содержанием. Повторяющиеся элементы занятий и музыкальные произведения создают у детей ощущение безопасности и открывают возможности к овладению новыми умениями.
1. ПРИВЕТСТВИЕ
Начало и конец музыкально-коррекционного занятия всегда четко обозначаются.
Ребенку легче включиться в привычный ритм группового дня, если начало и окончание занятия не изменяются в течение определенного, часто довольно
продолжительного, времени.
Занятие начинается с приветствия. Приветствие – обязательный ритуал на
протяжении всего курса (вариативно здороваются, называют имя, используя ударные музыкальные инструменты). Приветствие является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание детей, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению, дает этикетные модели невербального поведения.
Приветствие может проходить в разных формах. В начале занятия желательно провести установочную мини-беседу, учитывая календарно-тематическое планирование, например, о текущем времени года (приметы, что происходит на улице, как одеты дети, во что они играют, какое у них настроение). Далее можно вместе с детьми изобразить на лице данное настроение (напомнить, как надо расположить губы, брови, глаза, чтобы было похоже на «радость», «грусть» и т.д.) и поздороваться, выражая эмоцию в голосе и жестах.
2. «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ»
«Свободное движение», включающее пространственные перестроения в
процессе движения по залу, формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками; «будит тело».
Дети берут друг друга за руки, только после этого встают со стульев, образуя
«змейку»: впереди взрослый ведущий – «голова», за ним – «хвост»: дети и родители (если необходима физическая поддержка, либо существует сложность тактильного контакта с другими детьми). Звучат в записи танцы народов мира (довольно продолжительное время), все двигаются по залу, выполняя определенные перестроения и задания:
- Движение по залу «змейкой» вместе со взрослыми, обходя объемные фигуры;
- Движение по залу «змейкой» вместе со взрослыми, обходя плоскостные фигуры;
- Движение по залу «змейкой» с одним взрослым – ведущим;
- Самостоятельное движение детей по залу «змейкой», обходя предметы;
- Самостоятельное движение детей по залу «змейкой» со сменой ведущих.
Все действия сопровождаются речевыми комментариями взрослого: «идем по кругу», «по центру зала», «между предметами», «вокруг предметов», «закручиваемся, как улитка», «ищем новые дорожки». В соответствии с ранее предложенной темой, например, «Осень», мы движемся между искусственными «листочками», «лужами» и т.п. В конце «свободного движения», когда заканчивается музыка, «голова» и «хвост» объединяются, образовывая круг.
3. РИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Задачами ритмической разминки являются внесение дисциплины и
организованности, формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения, координирование вокально-речевой интонации сдвижением, осознание схемы собственного тела.
Далее проводится зарядка (базовый комплекс), которая включает вводную
ходьбу по кругу (с соблюдением четкости линий построения, точного сочетания движений с началом и концом музыки), легкий бег, чередование ходьбы и бега, шаги на носках («идем, как балерина») и на пятках («медведь идет»), а также разминочные упражнения на развитие отдельных групп мышц. Комплекс разучивается в течение полугода, и только при условии успешного овладения им можно переходить к следующим комплексам (с использованием мячей и флажков).
Движения с музыкальным сопровождением (русские народные мелодии,
классика в современной обработке) положительно влияют на развитие слуха,
внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, РЕЧЕВЫХ И МИМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
Пальчиковые игры без предметов и с предметами – клавесами («палочками») направлены на развитие тонких движений пальцев рук, а также речи, внимания, памяти, воображения.
Выделяются три этапа в руководстве пальчиковыми играми.
1. Этап удивления. Важно заинтересовать детей, вызвать желание играть, к
примеру, увлечь ребенка пальчиковой игрой с эмоциональным показом.
Неповторимый колорит играм придают стихи, потешки.
2. Этап присоединения. Педагог показывает движения и проговаривает слова, ребенок самостоятельно или вместе с родителями («рука в руке») повторяет движения рук. Позднее появляются отдельные слова (как правило, дети договаривают конец фразы).
3. Самостоятельное исполнение. Ребенок самостоятельно способен
удерживать статичную позу кисти, а также выполнять динамические
движения. Одновременно он проговаривает текст вместе со всеми или может
стать ведущим игры, показывая остальным пример и признося стихи. Очень
важно обеспечить успешное активное участие каждого ребенка в игре.
Артикуляционные упражнения выполняют либо в процессе проговаривания
текстов стихов, потешек, сопровождающих пальчиковые игры, либо дозировано при отработке особо сложных в плане артикуляции и мимики фрагментов текста. Они направлены на стимуляцию речевой деятельности, на развитие умения через движение и интонацию выражать свои эмоции, изображать героев в мимике.
На протяжении всего музыкально-коррекционного занятия проводится работа над развитием точности, переключаемости речевых движений, увеличением их объема. При этом применяют общепринятые упражнения:
1. Упражнения для жевательно-артикуляторных мышц (опускание и поднимание нижней челюсти, движение вперед-назад и т.п.);
2. Упражнения для мимико-артикуляторных мышц (сморщивание всего лица,
поднимание бровей, закрывание и открывание глаз, придать лицу выражение
радости, печали, обиды, удивления и т.п.);
3. Упражнения на стимуляцию движений нижней челюсти (шепотное
произнесение или пропевание ряда гласных, требующих различной ширины
открытия рта «А-о-у-и-э-ы» и т.п.);
4. Упражнения для мышц зева и глотки (позевывание, покашливание, имитация жевания и т.п.);
5. Упражнения для активизации мышц мягкого неба (глотание слюны,
произнесение гласных на твердой атаке и т.п.)
6. Упражнения для языка, губ и щек (традиционная «язычковая» гимнастика).
Таким образом, включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений
позволяет стимулировать развитие речи, формировать правильное
звукопроизношение, корректировать и повышать уровень развития всех сторон психической дельности, а также устанавливать творческий контакт между педагогом и ребенком, обеспечивая максимальную эффективность психокоррекционного процесса.
Дети садятся в кружок на пол (на подушечки, чтобы обозначить личное
пространство каждого ребенка) или на самостоятельно принесенные (минимальная помощь взрослых) и поставленных в круг стулья).
5. ПЕНИЕ
Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и
обычно не входят за пределы определенного круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы.
Головное звучание, связанное со звонкостью, естественно для ребенка от
природы и соответствует анатомо-физиологическим особенностям голосового аппарата детей. Головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования. Дети не могут и не должны петь громко, и не следует этого от них требовать. В удобной, соответствующей голосу тесситуре, при естественном головном резонировании ребенок поет значительно чище интонационно и при этом естественно, свободно и красиво.
Именно такую ситуацию естественного оптимального режима для развития детского голоса и создают произведения детского фольклора, а также детские песни советских авторов, в которых точно отражены певческие и интонационно- ритмические возможности ребенка на различных ступенях возрастного развития.
Тексты детских песен насыщены элементами звукоподражания и связаны с
доступными и понятными образами, персонажами, которые ребенок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских музыкальных инструментов, развить в собственном интонационном творчестве.
Выразительные движения в процессе интонирования способствуют развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием.
На музыкально- коррекционных занятиях учитываются вышеуказанные
особенности развития детского голоса, индивидуальные возможности каждого ребенка и создается наиболее благоприятная атмосфера для включения детей в вокальную деятельность.
Пение развивает дыхание, речь, учит формам выражения невербальных
контрастных эмоциональных состояний, развивает умение переключаться в
различные эмоциональные состояния, используя выразительные интонации,
движения, темброво-шумовые эффекты.
6. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
И ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Многолетний опыт музыкально-коррекционной работы доказывает, что
пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья недоступно или дается с огромным трудом путем волевой организации педагогом статичных поз детей, «насильственной тишины», что само по себе обесценивает применение музыки в терапевтических целях, поэтому актуально активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах (шумовых, ударных, струнных, духовых, инструментах К. Орфа: клавесы, коробочки, тон-блоки, гуиро, обычные и круговые ксилофоны, металлофоны, треугольник, колокольчики, бубенцы на различных креплениях и манжетах, кастаньеты, маракасы, бубны, барабаны, бонго, конги, джембе, тамбурины, румбу, блок-флейты и др. русских народных инструментах: ложки, трещотки, рубель, свирели и др.). Большим успехом пользуются этнические и самодельные шумовые инструменты - шеркунчики, скрипелки, свистелки, погремушки, разнообразные коробочки и емкости с различными наполнителями, которые в совокупности с настоящими музыкальными инструментами позволяют очень нетрадиционно, образно украсить любую мелодию, сказку (можно озвучить зверей, птиц, явления природы, различные шумы и т.п.).
Последовательность освоения данного этапа следующая. Сначала проводится презентация различных музыкальных инструментов (от простых – к сложным по технике звукоизвлечения), в процессе которой идет обогащение общих представлений детей, ознакомление их со звуковыми свойствами инструментов, конкретными приемами звукоизвлечения, устанавливается связь между качеством звучания и материалом, из которого музыкальные инструменты изготовлены.
Затем педагог выразительно и эмоционально исполняет музыкальное
произведение на фортепиано (мелодии народных песен и танцев),и дети должны в соответствии с музыкой начинать и заканчивать игру на инструментах, впоследствии учитывая динамику, темп и ритм произведения.
7. ТАНЦЫ, ХОРОВОДЫ
Танцы и хороводы дети исполняют стоя в кругу.
Накопление ребенком некоторого двигательного опыта идет уже при выполнении упражнений «свободного движения» (даем пространственные
представления), на ритмической разминке дети осваивают простейшие движения, учатся соотносить действие с его названием и самостоятельно совершать движение, при исполнении песен вырабатывается выразительность движений, развивается координация музыки, речи и движения.
9. ПРОЩАНИЕ
Обязательный ритуал, который заканчивает музыкально - коррекционное занятие и психологически готовит детей к расставанию или к переходу к другому виду деятельности.
Прощание проходит аналогично приветствию. Ведущий показывает пример, эмоционально прощаясь с детьми и взрослыми, снова сидящими на стульях у стены: берет бубен, стучит ладонью на каждый слог и пропевает: «До сви-да-ни-я».
Присаживается напротив каждого ребенка, устанавливает зрительный контакт, передает ребенку бубен, ждет его ответа, четко артикулирует сопряжено с ребенком или родителем, поощряет любую инициативу и т.д.
Позднее возможен другой вариант прощания: педагог прощается один, а дети поют хором, вместе с родителями (ведущий при этом сам на бубне задает необходимый ритм).
Перспективный план музыкальных занятий для ребенка с ОВЗ
Д/з: ЗПР
Сентябрь
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(05.09.2023) (07.09.2023) (12.09.2023) (14.09.2023) (19.09.2023) (21.09.2023) (26.09.2023) (28.09.2023) | Слушание | Побуждать слушать мелодию спокойного характера | «Баю – бай» (В. Агафонникова) |
Пение Развитие голоса | Способствовать приобщению к пению, учить подпевать повторяющиеся слова | Попевка «Здравствуйте» Упр.для развития голоса «Василек». «Кошка» (Ан. Александрова) | |
Муз.ритмические движения | Учить шагать по залу в ритме марша Побуждать передавать ритм ходьбы и бега | «Марш» ( Е. Тиличеевой) «Марш» (Э. Парлова) «Ходим – бегаем» (Е. Тиличеевой) | |
Танцевально- игровое творчество | Учить выполнять простейшие танцевальные элементы Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя | «Ах ты, береза», (русская народная мелодия) «Где же ваши ручки?» (авторская разработка Ломовой) | |
Музыкально- дидактические игры | Развивать двигательную активность | «Киска догоняй» («Колыбельная», «Полька») | |
Игра на детских музыкальных инструментах | «Пляска с погремушками» «Погремушка спит- погремушка играет» | ||
Пальчиковая игра | Развивать мелкую моторику пальцев рук | «Кошка» |
Октябрь
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(03.10.2023) (05.10.2023) (10.10.2023) (12.10.2023) (17.10.2023) (19.10.2023) (24.10.2023) (26.10.2023) | Слушание | Учить детей слушать музыку контрастного характера: тихую и громкую, не отвлекаясь до конца звучания | «Тихо – громко» (Е. Тиличеевой) |
Пение Развитие голоса | Способствовать приобщению к пению Способствовать стремлению петь чисто, повторяя за взрослым | Попевка «Здравствуйте» Упр.для развития голоса «Василек».
«Зайка» (обр. Лобачева) | |
Муз.ритмические движения | Учить менять движения вместе со сменой характера музыки. Продолжать учить детей ходьбе по залу в ритме марша | «Ножками затопали» (М. Раухвергер) «Марш» ( Е. Тиличеевой) | |
Танцевально- игровое творчество | Учить детей свободно двигаться под музыку, танцевать с предметами | «Танец с листочками» (С. Майкапар) | |
Музыкально- дидактические игры | Учить различать высокие и низкие звуки , на «до» 1 и 2 октавы | «Кошка или котенок» | |
Игра на детских музыкальных инструментах | Учить детей играть детскими музыкальными инструментами в соответствии с динамикой музыки | «Тихо – громко» (Е. Тиличеева | |
Пальчиковая игра | Развивать мелкую моторику пальцев рук | «Тики-так» |
Ноябрь
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(02.11.2023) (07.11.2023) (09.11.2023) (14.11.2023) (16.11.2023) (21.11.2023) (23.11.2023) (28.11.2023) (30.11.2023) | Слушание | Закрепить умение различать характер музыки, передавать его в движении рук Приучать детей эмоционально откликаться на музыку, передавая ее характер движениями | «Петрушка» (Красевой) «Осенние листочки» ( Вересокиной) |
Пение Развитие голоса | Способствовать стремлению петь чисто, повторяя за взрослым | «Зайка» (обр. Лобачева) «Заплясали наши ножки» (Н. Лукониной) | |
Муз.ритмические движения | Учить детей строить круг, водить хоровод, выполнять движения в парах | «Маленький хоровод» ( обр. Раухвергера) «Прогулка» (Раухвергер) «Барабанщики» (Кабалевский) | |
Танцевально- игровое творчество | Учить активно реагировать на смену музыки (прыгать под солнышком, убегать от дождика) | «Солнышко и дождик» (Раухвергер) | |
Релаксация. Самомассаж | Развивать мелкую моторику пальчиков, массаж лица, руками следовать за мелодией | «Тишина» (Л. Бетховена) | |
Релаксация. Развитие мелкой моторики | Самомассаж, работа с пальчиками | «Музыка ангелов» (Моцарт) | |
Пальчиковая игра | Приучать выполнять движения пальчиками и кистями рук в соответствии с текстом | «Тук – тук» |
Декабрь
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар | |
(05.12.2023) (07.12.2023) (12.12.2023) (14.12.2023) (19.12.2023) (21.12.2023) | Слушание | Учить детей слушать песни и понимать их содержание | «У ребяток ручки хлопают» (Е.Тиличеевой) | |
Пение Развитие голоса | Учить детей петь повторяющиеся фразы в песне, повторять за взрослым | «Да да да»(Е. Тиличеевой) | ||
Муз.ритмические движения | Учить детей передавать в движении характер музыки | «Марш» (Е. Тиличеевой) | ||
Танцевально- игровое творчество | Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя Закреплять умение выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. | «Танец зверей» (В. Курочкина) «Танец снежинок» (Т. Ломовой) «Танец зверей» (В. Курочкина) | ||
Музыкально- дидактические игры | Побуждать к активному участию в играх, к исполнению ведущей роли | «Бубен» (Г.Фрида) | ||
Пальчиковая игра | Развивать внимание | «Снег» |
Январь
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(09 .01.2024) ( 11.01.2024) ( 16.01.2024) ( 18.01.2024) ( 23.01.2024) ( 25.01.2024) ( 30.01.2024) | Слушание | Учить различать пьесы разного характера | «Колыбельная» (е. Тиличннвой) |
Пение Развитие голоса | Учить детей допевать фразы до конца, со взрослыми Разучивание прослушанной песни | «Спи мой мишка»(Е.Тиличеевой) «Дудочка» (Г.Левкодимова) | |
Муз.ритмические движения | Передавать бодрый и спокойный характер музыки | «Топ – топ» (русская народная мелодия) «Бодрый шаг» (В. Герчик) | |
Музыкально- дидактические игры | Прививать интерес к игре | «Мышки и кот» В сопровождении «Польки» К. Лоншан – Дружкевичевой) | |
Пальчиковая игра | Развивать мелкую моторику пальцев рук | «Варежки» |
Февраль
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(01 .02.2024) (06 .02.2024) (08 .02.2024) (13 .02.2024) (15 .02.2024) (20 .02.2024) (22 .02.2024) (27 .02.2024) (29 .02.2024) | Слушание | Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера | «Петрушка и мишка»(В.Красева) |
Пение Развитие голоса | Учить петь с поддержкой взрослого Учить петь без крика в умеренном темпе | «Дудочка» (Г.Левкодимова) «Солнышко» (Н.Лукониной) | |
Муз.ритмические движения | Учить детей ходить в ритме, выполнять простые танцевальные движения Учить ходить по залу бодро, выполняя простые движения | «Вот как мы умеем» (Е. Тиличеевой) «Прогулка» | |
Танцевально- игровое творчество | Учить выполнять простые движения по кругу, врассыпную, учить ориентироваться в пространстве, брать друг друга за ручки Свободно двигаться по залу парами | «Полька зайчиков»(Е. Тиличеевой) «Покружись и поклонись» (В. Герчик) | |
Музыкально- дидактические игры | Прививать интерес к музыкально-дидактической игре | «Птицы и птенчики» (Е.Тиличеевой) | |
Релаксация. Самомассаж | Развивать мелкую моторику пальцев рук | «Музыка ангелов» (Моцарт) |
Март
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(05 .03.2024) (07 .03.2024) (12 .03.2024) (14 .03.2024) (19 .03.2024) ( 21.03.2024) (26 .03.2024) ( 28.03.2024) | Слушание | Приучать внимательно слушать музыку изобразительного характера | «Песня жаворонка» (П.Чайковский) |
Пение Развитие голоса | Учить детей петь несложные песни, естественным голосом, без крика Учить определять характер песни, понимать ее содержание | «Солнышко» (Н.Лукониной) «Листочки» «Кто нас крепко любит?» (И. Арсеева) | |
Муз.ритмические движения | Бодро ходить под марш, легко бегать, в одном направлении стайкой Различать контрастную музыку, двигаться в соответствии с характером | «Марш и бег» (Е. Тиличеевой) «Ноги и ножки» (А.Филиппенко) | |
Танцевально- игровое творчество | Свободно двигаться по залу парами | «Покружись и поклонись» (В. Герчик) | |
Музыкально- дидактические игры | Продолжать приучать к восприятию музыки разного характера | «Мишка спит – мишка пляшет» |
Апрель
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(02.04.2024) (04.04.2024) (09.04.2024) (11.04.2024) (16.04.2024) (19.04.2024) (23.04.2024) (25.04.2024) | Слушание | Учить слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера | «Кошка» (Ан.Александрова) |
Пение Развитие голоса | Учить детей петь естественным голосом, вместе со взрослым | «Белые гуси»( Красев) | |
Муз.ритмические движения | Улучшить навыки бодрой ходьбы и бега по залу Учить ходить бодро в одном направлении | «Идем – прыгаем» (Р.Рустамова) «Зашагали ножки» (М.Раухвергера) | |
Музыкально- дидактические игры | Продолжать приучать к восприятию музыки разного характера | «Мишка спит – мишка пляшет» |
Май
Дата | Программное содержание | Программные задачи | Репертуар |
(02.05.2024) (07.05.2024) (09.05.2024) (14.05.2024) (16.05.2024) (21.05.2024) (23.05.2024) (28.05.2024) | Слушание | Учить слушать песни и пьесы изобразительного характера | «Зарядка» (Е.Тиличеевой) |
Пение Развитие голоса | Учить петь простые мелодии, петь без крика, слушать пение взрослых | «Солнышко» (Т.Попатенко) | |
Муз.ритмические движения | Учить выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, в парах, своевременно менять движения | «Приседай» (эст. народная мелодия в обр. Ю. Энтина) | |
Танцевально- игровое творчество | Учить детей ходить в ритме, выполнять простые танцевальные движения | «Вот как мы умеем» (Е. Тиличеевой) | |
Музыкально- дидактические игры | Развивать ловкость, подвижность, доставлять радость в игровой деятельности | «Солнышко и дождик» (М.Раухвергера) | |
Игра на детских музыкальных инструментах | Играть на детских муз. инструментах | «Солнечная капель» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
Индивидуальный маршрут ребенка...
Индивидуальный маршрут ребенка
индивидуальное планирование (программа) ребенка с ТНР...
Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей направленности
Индивидуальный маршрут ребенка в группе компенсирующей аправленности....
Индивидуальный маршрут ребенка ОВЗ на 2017-2018 учебный год
В детском саду особое внимание уделяется детям ОВЗ....
Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответ...
индивидуальный маршрут ребенка - инвалида
составление индивидуального плана развития...