«Игра- как средство развития интеллектуальных способностей у детей с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

АБЛЯЗОВА МУНИС ХУРБАЕВНА

Данная методическаяя разработка поможет педагогам планировать работу  в коррекционных садах с детьми имеющих задержку психическоо развития. Используя инновационные, здоровье сберегающие технологии которые в  соответствии  ФГОС ДО 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_innovatsionnyh_tehnologiy_gruppa_skazka.docx39.17 КБ

Предварительный просмотр:

     Инновационный образовательный проект

      с применением новых образовательных технологий

             

Тема проекта (инновация):

«Игра- как средство развития    интеллектуальных способностей у детей с ЗПР»

 «Использование ИКТ в процессе коррекционной работы          воспитателей с детьми с Задержкой психического развития»

Группа компенсирующей направленности старшего возраста для детей с задержкой психического развития

Новые инновационные технологии: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Здоровье сберегающие технологии

Развивающие и коррекционные технологии

Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Игровые технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Проектно-исследовательская                                                                                                  

 Технология- ТРИЗ

                        

                                                                Подготовила:

                                                                Воспитатель: Аблязова М.Х.

 

                        Санкт-Петербург 2023-2024 г.

Актуальность: Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

  • в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;
  • в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем проб
  • в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.

Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.

Цели проекта: 

  1. Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения
  2. Повышение собственного профессионального уровня, обогащение и углубление знаний, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР

Задачи проекта:

  1. Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация;
  2.  Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить;
  3. Поддерживать у детей познавательный интерес;
  4. Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение;
  5. Подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников

Используемые инновационные технологии:

Здоровье сберегающие технологии

Развивающие и коррекционные технологии

Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Игровые технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Проектно-исследовательская

Технология-ТРИЗ

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

  • Изучение методической литературы по данной теме
  • Подбор игровых упражнений и дидактических игр
  • Диагностика детей по мышлению
  • Подбор наглядного материала
  • Перспективное планирование проекта

2 этап – основной (практический)

  • Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР путем внедрения в образовательный процесс эффективных методов и приемов (дидактических игр и упражнений)

3 этап – заключительный

  • Мониторинг детей
  • Разработка рекомендаций для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мышления у дошкольников»

Календарно тематическое планирование

Самой продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, поэтому реализация проекта осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.

период

неделя

Лексическая тема

Вид деятельности

Используемые технологии

Октябрь

1 неделя

«Огород овощи»

Просмотр презентации «Овощи»

«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что не подходит?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Что сначала, что потом?» (Помидоры) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Составь рассказ об овоще –ТРИЗ

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

1.ИКТ Презентация «Что где растет?»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии.

4.Развивающие и коррекционные.

5.Игровые технологии.

2 неделя

«Сад Фрукты

«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Давай сравним» (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) Составь рассказ об фрукте–ТРИЗ

Пальчиковая гимнастика «Бабушка кисель варила»

1.ИКТ Презентация «где растут Фрукты?»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследоватедьская

3.неделя

«Деревья»

«Чепуха» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат, при помощи суждений делать умозаключения)

Упр. «Определи время года по перечисленным признакам» (упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез)

«Что сначала, что потом?» (Щенок под дождем) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь

Выкладывание из счетных палочек «Елка», «Кустарник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)Пальчиковая гимнастика «Листья деревьев»

1.ИКТ Презентация «Деревья»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследоватедьская

4 неделя

«Лесные ягоды, грибы»

«Что сначала, что потом?» (Нашли ежа) – формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь

Выкладывание картин из счетных палочек «Гриб», «Ягода» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Угадай по описанию», «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию,» выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) «ТРИЗ»

1.ИКТ Презентация Путешествие по осеннему лесу»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследоватедьская

Ноябрь

1неделя

2 неделя

«Одежда, головные уборы»

«Обувь»

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы)

 Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного) Составь рассказ об одежде «ТРИЗ»

1.ИКТ Презентация «Магазин одежды»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследоватедьская

3неделя

«Мебель»

Выкладывание картин из счетных палочек «Стул», «Кровать» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Четвертый лишний?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) Пальчиковая гимнастика «Мебель» «Опиши мебель» ТРИЗ

1.ИКТ Презентация «Экскурсия в мебельный магазин»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследоватедьская

4 неделя»

«Постельные принадлежности»

Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы)

 Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного) Составь рассказ об одежде «ТРИЗ»

1.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

2.Здоровье сберегающие технологии

3.Игровые технологии.

4.Развивающие, коррекционные.

5.Проектно-исследоватедьская

5 неделя

«Посуда»

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Выкладывание картин из счетных палочек «Черпак» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Подбери слова к предмету» (развитие словесно-логического мышления, подбор как можно больше слов - признаков, которые логически подходят для описания предмета, построение умозаключений )

Просмотр мультфильма «Федорино горе»

1.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

2.Здоровье сберегающие технологии

3.Игровые технологии.

4.Развивающие, коррекционные.

5.Проектно-исследовате

Декабрь

1неделя

«Время года –зима»

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат)

«Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические  связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор)Составь рассказ по картине «ТРИЗ» Пальчиковая гимнастика «Мороз»

1.Просмотр презентации» Вот зима кругом бело»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные.

2 неделя

«Домашние животные, детеныши»

«Что сначала, что потом?» (Кошка и мышка) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь

 «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Кошка», «Лошадь», «Собака» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (корова-сено, кошка-молоко и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия .Пальчиковая гимнастика «Кошка мышку цап» Составь рассказ о …..»ТРИЗ»

1.Просмотр презентации» Ферма»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

3неделя

«Дикие животные и их детеныши»

«Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Заяц» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (заяц – кора, белка-шишка и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. »Опиши животное» «ТРИЗ» Ходьба по тропинке (массажный коврик)

1.Просмотр презентации» Как звери приспосабливаются к зиме?»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

4 неделя

«Животные севера»

«Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Пингвин» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (тюлень-рыба, Северный олень Ягель. и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. »Опиши животное»

1.Просмотр презентации» Как звери приспосабливаются к зиме?»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

5 неделя

«Новый год»

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат)

«Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор) «Что тебе больше всего понравилось на утреннике?» составление рассказа. «ТРИЗ»

1.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

2.Здоровье сберегающие технологии

3.Игровые технологии.

4.Развивающие, коррекционные.

5.Проектно-исследовате

6.Личностно ориентированные

Январь

2неделя

«Зимние забавы»

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат)

«Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические  связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор) Пальчиковая гимнастика «Два мороза»

1.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

2.Здоровье сберегающие технологии

3.Игровые технологии.

4.Развивающие, коррекционные.

5.Проектно-исследовате

6.Личностно ориентированные

3 неделя

«Зимующие птицы»

«Что сначала, что потом?» (Нашли птенца) -  формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь

«Назови, каких знаешь зимующих птиц» (систематизация понятий, родовые понятия)

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

«Сравни птиц» - (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) -«ТРИЗ»  «Десять птичек стайка» Пальчиковая гимнастика

1.Просмотр презентации «Зимующие птицы» 2. ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

4 неделя

«Продукты»

«Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию)

«Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы)

«Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Давай сравним» (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) Гимнастика для глаз «Совушка» «Из чего сварен суп?» «ТРИЗ»

1.Просмотр презентации «Продуктовый магазин»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

Февраль

1неделя

«Профессии»

«Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия)

«Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным)

«Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы

Упр. «Объясни понятие (профессию)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е.  выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность) «Опиши профессию «ТРИЗ»  

1.Просмотр презентации «Все профессии важны- все профессии нужны»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

2неделя

«Инструменты»

«Инструменты. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия)

«Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным)

«Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы

Упр. «Объясни понятие (инструменты)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е.  выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность)Упражнение на координацию движений «Дровосек»

1.Просмотр презентации «Кому, что нужно для работы?»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

3неделя

«День защитника отечества»

«Военные Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия)

«Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным)

«Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы

Упр. «Объясни понятие (Защитник отечества)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е.  выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность)

1.Просмотр презентации «Защитники отечества»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

4 неделя

«Транспорт»

«Летает, плавает, едет» (формирование умений выполнять классификацию)

Геометрическая мозаика «Поезд», «Грузовик», «Самолет» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

Выкладывание картин из счетных палочек «Кораблик», «Самолет» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов. «Опиши транспорт «ТРИЗ» Артикуляционная гимнастика «Заведи мотор»

1.Просмотр презентации «Летает, плавает, едет»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированный

Март

1неделя

«Время года-весна»

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.)

«Не покатались» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию

«Продолжи предложение» (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль)«ТРИЗ» Развитие координации движений «Ходьба по проталинам»

. Просмотр презентации «Пробуждение природы»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированный

2неделя

«8Марта»

«Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.)

«Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.)

«Рассказ о маме» (рассказ с использованием фотографии) - «Продолжи предложение» Какая твоя мама? (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль) Пальчиковая гимнастика «Семья»

. Просмотр видео сьемки Праздник 8 марта (Обсуждение)

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированный

3неделя

«Женские профессии»

«Женские Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия)

«Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным)

«Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы

Упр. «Объясни понятие (женская профессия)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е.  выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность) Упр. «Мамины помощники» (имитация действий)

Просмотр презентаций «Женские профессии»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированный

4 неделя

«Домашние птицы и их детеныши»

Геометрическая мозаика «Петушок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Подбери слова из перечисленных, обозначающие домашних птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«У кого кто?» - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять» Расскажи о птице» «ТРИЗ»

Просмотр презентаций «на птице ферме»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированный

5 неделя

«Перелётные птицы»

«Подбери слова из перечисленных, обозначающие перелетных птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщ)

«Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета)

Игра «Рыбы - птицы - звери» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий) »Десять птичек стайка» Пальчиковая гимнастика

1.ИКТ.Просмотр презентаций «Прилетели к нам грачи»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированы

Апрель

1неделя

«Дом, улица, город, ПДД»

«Магазин» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним)

«Скажи наоборот (дом высокий – низкий, улица длинная- …)» (развитие логического мышления, умения подбирать слова-антонимы) Упр. На координацию движения «Строим дом»

 1.ИКТ Просмотр презентаций «Достопримечательности нашего города»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

2неделя

«Электроприборы»

Электроприборы «Что для чего» Д/И «Опиши прибор»

Как правильно обращаться с Электроприборами?

«Один-много» «Закрой лишнюю картинку» Выкладывание картин из счетных палочек «пылесос», «Чайник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов. «Опиши прибор» «ТРИЗ» Артикуляционная гимнастика «Пылесос»

1.ИКТ Просмотр презентаций «Приборы наши помощники»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

3неднеля

«Весенние цветы»

«Продолжи ряд» (формировать умение выстраивать определенную последовательность)

Геометрическая мозаика «Цветок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

Выкладывание и счетных палочек «Тюльпан», «Одуванчик» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ягоды, деревья, цветы» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий. Составление описательного рассказа о цветке.»ТРИЗ»

1.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

2.Здоровье сберегающие технологии

3.Игровые технологии.

4.Развивающие, коррекционные.

5.Проектно-исследовате

6.Личностно ориентированые.

4 неделя

«Животные жарких стран»

«Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

«1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление)

Геометрическая мозаика «Жираф» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Любимая еда» (жираф –листья, обезьяна-бананы и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.

Составление рассказа о животном» «ТРИЗ» Упр. На имитацию движений животного»

1.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

2.Здоровье сберегающие технологии

3.Игровые технологии.

4.Развивающие, коррекционные.

5.Проектно-исследовате

6.Личностно ориентированые

7.Просмотр видео урока

«Зоопарк»

Май

2 неделя

«Обитатели водоемов»

Геометрическая мозаика «Рыбка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Рыбка» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

Упр. «Найди отличие» (формировать и развивать у детей основные операции мышления, учить находить сходства и различия между предметами и явлениями, делать правильные умозаключения)»Опиши строение рыбы» «ТРИЗ» Игры-эксперименты  с водой «Тонет, плавает»

1.ИКТ Просмотр презентаций «Обитатели водоёмов»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

3 неделя

«Насекомые»

Геометрическая мозаика «Бабочка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

«Летает – ползает, скачет» (формирование умений выполнять классификацию)

«Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение).

Выкладывание картин из счетных палочек «Жук» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) Упр. На дыхание «Подуем на бабочку» «Опиши и составь рассказ о насекомом» «ТРИЗ»

1.ИКТ Просмотр презентаций «Обитатели лугов и лесов»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные

4неделя

«Садовые цветы»

«Продолжи ряд» (формировать умение выстраивать определенную последовательность)

Геометрическая мозаика «Цветок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти)

Выкладывание и счетных палочек «Тюльпан», «Одуванчик» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)

«Ягоды, деревья, цветы» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий) Упражнение на координацию «Цветок»

«Составь описательный рассказ о цветке» «ТРИЗ»

1.ИКТ видео урока «Садовые цветы»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированы

5 неделя

«Наш город»

«Город» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним)

«Скажи наоборот (дом высокий – низкий, улица длинная- …)» (развитие логического мышления, умения подбирать слова-антонимы) Составь рассказ «Дом в котором я живу» «ТРИЗ» Игровое упр. На координацию «По болоту Петр шел»

1.ИКТ просмотр видео урока «Достопримечательности нашего города»

2.ТРИЗ (Мнемотаблицы)

3.Здоровье сберегающие технологии

4.Игровые технологии.

5.Развивающие, коррекционные.

6.Проектно-исследовате

7.Личностно ориентированные.

Взаимодействие с родителями

  • Наглядная информация в родительском уголке по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (консультации, памятки, буклеты).
  • Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома
  • Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр

            Предполагаемый результат:

  1. Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.)
  2. Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе
  3. Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка

Литература:

  1. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи, «Сфера», 2010

  1. Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития, «АРКТИ», 2016

  1. Жукова О.С. Развиваем мышление, «Астрель», 2008 (Клуб веселых дошколят)

  1. Кагарлицкая Г.С. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4-х лет, «Генезис», 2011

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников, «Академия развития», 2007.

  1. Шалаева Г. Большая книга логических игр, «АСТ Слово», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Игра как средство формирования способности к общению

Рекомендации для педагогов и родителей...

Проект, театрализованная игра, как средство коммуникативных способностей

1.Приобщение к театральной культуре  ( знакомить с видами театра)2.Взаимосвязь театра с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе3.Использование элементов театрализованной деят...

Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативных способностей и умений у детей дошкольного возраста

Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми....

Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)

Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...

«Лепбук» - как средство познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

О инновационной технологии используемой в работе с дошкольниками....

Игра как средство формирования способности к общению у дошкольников

Статья на тему "Игра как средство формирования способности к общению у дошкольников"...