«Игра- как средство развития интеллектуальных способностей у детей с ЗПР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данная методическаяя разработка поможет педагогам планировать работу в коррекционных садах с детьми имеющих задержку психическоо развития. Используя инновационные, здоровье сберегающие технологии которые в соответствии ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_innovatsionnyh_tehnologiy_gruppa_skazka.docx | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный образовательный проект
с применением новых образовательных технологий
Тема проекта (инновация):
«Игра- как средство развития интеллектуальных способностей у детей с ЗПР»
«Использование ИКТ в процессе коррекционной работы воспитателей с детьми с Задержкой психического развития»
Группа компенсирующей направленности старшего возраста для детей с задержкой психического развития
Новые инновационные технологии: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)
Здоровье сберегающие технологии
Развивающие и коррекционные технологии
Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Игровые технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Проектно-исследовательская
Технология- ТРИЗ
Подготовила:
Воспитатель: Аблязова М.Х.
Санкт-Петербург 2023-2024 г.
Актуальность: Проблемы изучения детей с задержкой психического развития поднимались в работах Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухаревой и др. Одним из основных нарушений познавательного развития у детей с задержкой психического развития является нарушения мышления. У данной категории детей нарушены все виды мышления, в особенности словесно-логическое. Отставание в развитии мышления - одна из основных черт, отличающая детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников. По мнению Л.Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:
- в дефиците мотивационного компонента, проявляющегося в крайне низкой познавательной активности;
- в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия путем проб
- в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Необходимо отметить, что у большинства дошкольников с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними интеллектуальной задачи. Большинство детей правильно и хорошо выполняют все задания, но кому-то из них требуется стимулирующая помощь, а другим надо просто повторить задание и дать установку сосредоточиться. Среди детей дошкольного возраста есть такие, кто без особого труда выполняет задание, в большинстве же случаев детям требуется многократное повторение задания и оказание различных видов помощи. Есть дети, которые, использовав все попытки и помощь, с заданиями так и не справляются. Отметим, что при появлении отвлекающих моментов или посторонних предметов уровень выполнения заданий резко снижается.
Таким образом, на основе изложенных выше положений можно сделать вывод, что одна из психологических особенностей детей с ЗПР состоит в том, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих пользование словесно-логическим мышлением. Такое значительное отставание в развитии словесно-логического мышления убедительно говорит о необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с целью формирования у детей интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции логического мышления.
Цели проекта:
- Создание условий для формирования логического мышления у детей с ЗПР через развивающие игры и упражнения
- Повышение собственного профессионального уровня, обогащение и углубление знаний, совершенствование коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Задачи проекта:
- Формировать и совершенствовать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация;
- Формировать у детей умения рассуждать, доказывать, логически мыслить;
- Поддерживать у детей познавательный интерес;
- Развивать у детей: коммуникативные навыки; стремление к преодолению трудностей; уверенность в себе; творческое воображение;
- Подбор комплекса игр для развития логических приемов мышления старших дошкольников
Используемые инновационные технологии:
Здоровье сберегающие технологии
Развивающие и коррекционные технологии
Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Игровые технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Проектно-исследовательская
Технология-ТРИЗ
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Изучение методической литературы по данной теме
- Подбор игровых упражнений и дидактических игр
- Диагностика детей по мышлению
- Подбор наглядного материала
- Перспективное планирование проекта
2 этап – основной (практический)
- Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР путем внедрения в образовательный процесс эффективных методов и приемов (дидактических игр и упражнений)
3 этап – заключительный
- Мониторинг детей
- Разработка рекомендаций для родителей «Дидактические игры и упражнения для развития мышления у дошкольников»
Календарно тематическое планирование
Самой продуктивной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, поэтому реализация проекта осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.
период | неделя | Лексическая тема | Вид деятельности | Используемые технологии |
Октябрь | 1 неделя | «Огород овощи» | Просмотр презентации «Овощи» «Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что не подходит?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Что сначала, что потом?» (Помидоры) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) Составь рассказ об овоще –ТРИЗ Пальчиковая гимнастика «Капуста» | 1.ИКТ Презентация «Что где растет?» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии. 4.Развивающие и коррекционные. 5.Игровые технологии. |
2 неделя | «Сад Фрукты | «Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Давай сравним» (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) Составь рассказ об фрукте–ТРИЗ Пальчиковая гимнастика «Бабушка кисель варила» | 1.ИКТ Презентация «где растут Фрукты?» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследоватедьская | |
3.неделя | «Деревья» | «Чепуха» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат, при помощи суждений делать умозаключения) Упр. «Определи время года по перечисленным признакам» (упражнять в умении вычленять отдельные признаки предметов. Развивать у детей умение мыслить с помощью разнообразных логических приёмов, проводить простейший анализ и синтез) «Что сначала, что потом?» (Щенок под дождем) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь Выкладывание из счетных палочек «Елка», «Кустарник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов)Пальчиковая гимнастика «Листья деревьев» | 1.ИКТ Презентация «Деревья» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследоватедьская | |
4 неделя | «Лесные ягоды, грибы» | «Что сначала, что потом?» (Нашли ежа) – формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь Выкладывание картин из счетных палочек «Гриб», «Ягода» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Угадай по описанию», «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию,» выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) «ТРИЗ» | 1.ИКТ Презентация Путешествие по осеннему лесу» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследоватедьская | |
Ноябрь | 1неделя 2 неделя | «Одежда, головные уборы» «Обувь» | «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы) Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного) Составь рассказ об одежде «ТРИЗ» | 1.ИКТ Презентация «Магазин одежды» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследоватедьская |
3неделя | «Мебель» | Выкладывание картин из счетных палочек «Стул», «Кровать» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Четвертый лишний?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Загадай предмет и опиши его» (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) Пальчиковая гимнастика «Мебель» «Опиши мебель» ТРИЗ | 1.ИКТ Презентация «Экскурсия в мебельный магазин» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследоватедьская | |
4 неделя» | «Постельные принадлежности» | Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Сгруппируй предметы правильно» (учить обобщать и распределять предметы по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место, закреплять умение классифицировать предметы) Упр. «Отгадай загадку – покажи отгадку» (учить отгадывать загадки, уметь объяснить по какому признаку они догадались, о чём идёт речь. Упражнять в умении выделять главное, отвлекаясь от второстепенного) Составь рассказ об одежде «ТРИЗ» | 1.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 2.Здоровье сберегающие технологии 3.Игровые технологии. 4.Развивающие, коррекционные. 5.Проектно-исследоватедьская | |
5 неделя | «Посуда» | «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Выкладывание картин из счетных палочек «Черпак» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Подбери слова к предмету» (развитие словесно-логического мышления, подбор как можно больше слов - признаков, которые логически подходят для описания предмета, построение умозаключений ) | Просмотр мультфильма «Федорино горе» 1.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 2.Здоровье сберегающие технологии 3.Игровые технологии. 4.Развивающие, коррекционные. 5.Проектно-исследовате | |
Декабрь | 1неделя | «Время года –зима» | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат) «Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор)Составь рассказ по картине «ТРИЗ» Пальчиковая гимнастика «Мороз» | 1.Просмотр презентации» Вот зима кругом бело» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные. |
2 неделя | «Домашние животные, детеныши» | «Что сначала, что потом?» (Кошка и мышка) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Кошка», «Лошадь», «Собака» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (корова-сено, кошка-молоко и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия .Пальчиковая гимнастика «Кошка мышку цап» Составь рассказ о …..»ТРИЗ» | 1.Просмотр презентации» Ферма» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
3неделя | «Дикие животные и их детеныши» | «Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Заяц» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (заяц – кора, белка-шишка и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. »Опиши животное» «ТРИЗ» Ходьба по тропинке (массажный коврик) | 1.Просмотр презентации» Как звери приспосабливаются к зиме?» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
4 неделя | «Животные севера» | «Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Пингвин» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (тюлень-рыба, Северный олень Ягель. и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. »Опиши животное» | 1.Просмотр презентации» Как звери приспосабливаются к зиме?» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
5 неделя | «Новый год» | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат) «Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор) «Что тебе больше всего понравилось на утреннике?» составление рассказа. «ТРИЗ» | 1.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 2.Здоровье сберегающие технологии 3.Игровые технологии. 4.Развивающие, коррекционные. 5.Проектно-исследовате 6.Личностно ориентированные | |
Январь | 2неделя | «Зимние забавы» | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает-не бывает?» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат) «Что сначала, что потом?» (Елка) (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ассоциации - подбери слово (картинку) (мороз-шуба, зима-лыжи и т.д.)» (формирование умения устанавливать логические связи между понятиями и предметами, делать умозаключения, доказывать свой выбор) Пальчиковая гимнастика «Два мороза» | 1.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 2.Здоровье сберегающие технологии 3.Игровые технологии. 4.Развивающие, коррекционные. 5.Проектно-исследовате 6.Личностно ориентированные |
3 неделя | «Зимующие птицы» | «Что сначала, что потом?» (Нашли птенца) - формировать умение делать умозаключение, проводить анализ, развивать понимание и строить причинно-следственные отношения, развивать речь «Назови, каких знаешь зимующих птиц» (систематизация понятий, родовые понятия) «Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) «Сравни птиц» - (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) -«ТРИЗ» «Десять птичек стайка» Пальчиковая гимнастика | 1.Просмотр презентации «Зимующие птицы» 2. ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
4 неделя | «Продукты» | «Съедобное - несъедобное» (формирование умений выполнять классификацию) «Назови одним словом» (формировать умение обобщать предметы) «Что лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Давай сравним» (учить сравнивать предметы – выделять существенные признаки объектов) Гимнастика для глаз «Совушка» «Из чего сварен суп?» «ТРИЗ» | 1.Просмотр презентации «Продуктовый магазин» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
Февраль | 1неделя | «Профессии» | «Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия) «Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным) «Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы Упр. «Объясни понятие (профессию)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е. выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность) «Опиши профессию «ТРИЗ» | 1.Просмотр презентации «Все профессии важны- все профессии нужны» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные |
2неделя | «Инструменты» | «Инструменты. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия) «Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным) «Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы Упр. «Объясни понятие (инструменты)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е. выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность)Упражнение на координацию движений «Дровосек» | 1.Просмотр презентации «Кому, что нужно для работы?» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
3неделя | «День защитника отечества» | «Военные Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия) «Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным) «Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы Упр. «Объясни понятие (Защитник отечества)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е. выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность) | 1.Просмотр презентации «Защитники отечества» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
4 неделя | «Транспорт» | «Летает, плавает, едет» (формирование умений выполнять классификацию) Геометрическая мозаика «Поезд», «Грузовик», «Самолет» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) Выкладывание картин из счетных палочек «Кораблик», «Самолет» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов. «Опиши транспорт «ТРИЗ» Артикуляционная гимнастика «Заведи мотор» | 1.Просмотр презентации «Летает, плавает, едет» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированный | |
Март | 1неделя | «Время года-весна» | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.) «Не покатались» (рассказ со скрытым смыслом) - формирование умений выполнять систематизацию «Продолжи предложение» (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль)«ТРИЗ» Развитие координации движений «Ходьба по проталинам» | . Просмотр презентации «Пробуждение природы» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированный |
2неделя | «8Марта» | «Времена года» (развитие навыков анализа и синтеза.) «Бывает – не бывает» (учить связывать причину и последствия, угадывать результат.) «Рассказ о маме» (рассказ с использованием фотографии) - «Продолжи предложение» Какая твоя мама? (развитие абстрактного мышления, умение устанавливать причинные связи, правильно и последовательно излагать свою мысль) Пальчиковая гимнастика «Семья» | . Просмотр видео сьемки Праздник 8 марта (Обсуждение) 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированный | |
3неделя | «Женские профессии» | «Женские Профессии. Кому что нужно для работы?» (развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия) «Кто что делает? или «Кто это делает?» (развитие абстрактного (словесно-логического) мышления, подбор глаголов к существительным) «Найди ошибку» (словесно) или «Что перепутал художник?» (наглядно) – развитие словесно-логического мышления, умение замечать ошибку, устанавливать связи и делать выводы Упр. «Объясни понятие (женская профессия)» (учить мысленному выделению одного из признаков предмета и отвлечение от других, т.е. выделение существенных признаков и отвлечение от несуществующих, второстепенных, развивать умственную активность) Упр. «Мамины помощники» (имитация действий) | Просмотр презентаций «Женские профессии» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированный | |
4 неделя | «Домашние птицы и их детеныши» | Геометрическая мозаика «Петушок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Подбери слова из перечисленных, обозначающие домашних птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «У кого кто?» - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Пальчиковая гимнастика «Вышла курочка гулять» Расскажи о птице» «ТРИЗ» | Просмотр презентаций «на птице ферме» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированный | |
5 неделя | «Перелётные птицы» | «Подбери слова из перечисленных, обозначающие перелетных птиц» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщ) «Загадай птичку» - (развитие словесно-логического мышления, выбор изображения из множества по описанию, выделение сходных и отличительных признаков этого предмета) Игра «Рыбы - птицы - звери» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий) »Десять птичек стайка» Пальчиковая гимнастика | 1.ИКТ.Просмотр презентаций «Прилетели к нам грачи» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированы | |
Апрель | 1неделя | «Дом, улица, город, ПДД» | «Магазин» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним) «Скажи наоборот (дом высокий – низкий, улица длинная- …)» (развитие логического мышления, умения подбирать слова-антонимы) Упр. На координацию движения «Строим дом» | 1.ИКТ Просмотр презентаций «Достопримечательности нашего города» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные |
2неделя | «Электроприборы» | Электроприборы «Что для чего» Д/И «Опиши прибор» Как правильно обращаться с Электроприборами? «Один-много» «Закрой лишнюю картинку» Выкладывание картин из счетных палочек «пылесос», «Чайник» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов. «Опиши прибор» «ТРИЗ» Артикуляционная гимнастика «Пылесос» | 1.ИКТ Просмотр презентаций «Приборы наши помощники» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
3неднеля | «Весенние цветы» | «Продолжи ряд» (формировать умение выстраивать определенную последовательность) Геометрическая мозаика «Цветок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) Выкладывание и счетных палочек «Тюльпан», «Одуванчик» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ягоды, деревья, цветы» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий. Составление описательного рассказа о цветке.»ТРИЗ» | 1.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 2.Здоровье сберегающие технологии 3.Игровые технологии. 4.Развивающие, коррекционные. 5.Проектно-исследовате 6.Личностно ориентированые. | |
4 неделя | «Животные жарких стран» | «Какое слово лишнее?» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) «1,2,3 лишний уходи» (выделять существенные признаки объектов, абстрагироваться и обобщать, развить логическое мышление) Геометрическая мозаика «Жираф» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Любимая еда» (жираф –листья, обезьяна-бананы и др.) - развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Составление рассказа о животном» «ТРИЗ» Упр. На имитацию движений животного» | 1.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 2.Здоровье сберегающие технологии 3.Игровые технологии. 4.Развивающие, коррекционные. 5.Проектно-исследовате 6.Личностно ориентированые 7.Просмотр видео урока «Зоопарк» | |
Май | 2 неделя | «Обитатели водоемов» | Геометрическая мозаика «Рыбка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Выкладывание картин из счетных палочек «Рыбка» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) Упр. «Найди отличие» (формировать и развивать у детей основные операции мышления, учить находить сходства и различия между предметами и явлениями, делать правильные умозаключения)»Опиши строение рыбы» «ТРИЗ» Игры-эксперименты с водой «Тонет, плавает» | 1.ИКТ Просмотр презентаций «Обитатели водоёмов» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные |
3 неделя | «Насекомые» | Геометрическая мозаика «Бабочка» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) «Летает – ползает, скачет» (формирование умений выполнять классификацию) «Закрой лишнюю картинку» (развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Выкладывание картин из счетных палочек «Жук» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) Упр. На дыхание «Подуем на бабочку» «Опиши и составь рассказ о насекомом» «ТРИЗ» | 1.ИКТ Просмотр презентаций «Обитатели лугов и лесов» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные | |
4неделя | «Садовые цветы» | «Продолжи ряд» (формировать умение выстраивать определенную последовательность) Геометрическая мозаика «Цветок» (формировать умение делать анализ изображения, понимать схематическое изображение, умение строить по образцу и памяти) Выкладывание и счетных палочек «Тюльпан», «Одуванчик» (развитие логического мышления – учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений и предметов) «Ягоды, деревья, цветы» (учить детей видеть существующие противоречия: уметь применять в ходе упражнений различные категории, формировать способность отстаивать свою точку зрения, доказывать истинность своего ответа, закрепление видовых и родовых понятий) Упражнение на координацию «Цветок» «Составь описательный рассказ о цветке» «ТРИЗ» | 1.ИКТ видео урока «Садовые цветы» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированы | |
5 неделя | «Наш город» | «Город» (формировать умение проводить анализ, сравнение, выделять существенные признаки и обобщать по ним) «Скажи наоборот (дом высокий – низкий, улица длинная- …)» (развитие логического мышления, умения подбирать слова-антонимы) Составь рассказ «Дом в котором я живу» «ТРИЗ» Игровое упр. На координацию «По болоту Петр шел» | 1.ИКТ просмотр видео урока «Достопримечательности нашего города» 2.ТРИЗ (Мнемотаблицы) 3.Здоровье сберегающие технологии 4.Игровые технологии. 5.Развивающие, коррекционные. 6.Проектно-исследовате 7.Личностно ориентированные. |
Взаимодействие с родителями
- Наглядная информация в родительском уголке по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (консультации, памятки, буклеты).
- Рекомендации по проведению совместных игр родителей и детей в вечернее время дома
- Привлечь родителей к совместному изготовлению дидактических игр
Предполагаемый результат:
- Способность и умение детей самостоятельно производить простые логические действия (выполнять группировки, обобщение, конкретизацию, сравнение, выделять лишнее, устанавливать причинно-следственные связи и др.)
- Непроизвольное усвоение детьми нового материала на игровой основе
- Использование игрового материала (дидактические игры, упражнения и задания) ведет к более интенсивному развитию компонентов логического мышления, стимулирует умственную активность каждого ребёнка
Литература:
- Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: развитие логического мышления и речи, «Сфера», 2010
- Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития, «АРКТИ», 2016
- Жукова О.С. Развиваем мышление, «Астрель», 2008 (Клуб веселых дошколят)
- Кагарлицкая Г.С. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4-х лет, «Генезис», 2011
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников, «Академия развития», 2007.
- Шалаева Г. Большая книга логических игр, «АСТ Слово», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.
Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....
Игра как средство формирования способности к общению
Рекомендации для педагогов и родителей...
Проект, театрализованная игра, как средство коммуникативных способностей
1.Приобщение к театральной культуре ( знакомить с видами театра)2.Взаимосвязь театра с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе3.Использование элементов театрализованной деят...
Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативных способностей и умений у детей дошкольного возраста
Коммуникативные способности у детей дошкольного возраста включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми....
Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)
Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...
«Лепбук» - как средство познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
О инновационной технологии используемой в работе с дошкольниками....
Игра как средство формирования способности к общению у дошкольников
Статья на тему "Игра как средство формирования способности к общению у дошкольников"...