Игра как средство формирования способности к общению
консультация на тему

Григорьева Наталия Владимировна

Рекомендации для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pedagogov_i_roditeley.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра  как  средство  формирования  способности  к  общению

В последнее время педагоги и родители всё чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Стиль и тактика общения закладывается в раннем детстве. Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребёнку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении. Но, к сожалению, бывает агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. Тогда и ребёнок будет вести себя настороженно- агрессивно, замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими. Пока ребёнок воспитывается в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаружатся, когда ребёнок начнёт посещать детский сад, поэтому мы предлагаем ряд рекомендаций для взрослых о том, как   разговаривать с ребёнком:

  • недопустимы  (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа « Ты меня извёл», « Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребёнок просто перестаёт их слышать;
  • не разговаривайте с ребёнком раздражённо, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребёнку время и обязательно поговорите позже;
  • во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова;
  • разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа;
  • поощряйте ребёнка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чём он говорит;
  • не оставляйте без внимания любую просьбу. Если её нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», объясните почему.

Детям с проблемами в общении  требуется специальное обучение   и в этом  помогут игровые ситуации: « От улыбки хмурый день светлей»,  «Добрые слова творят чудеса», «У природы нет плохой погоды». Содержание такого рода игр-занятий помогают сформировать у детей следующее:

  • коммуникативные способности и качества;
  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;
  • позитивное отношение к другим людям;
  • умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Независимо от того, кто играет с ребёнком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был «включён» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно  увлечь его, «заразить» переживанием, а для этого он должен сам верить в игру, как верит в неё ребёнок.