«Лепбук» - как средство познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_kak_sredstvo.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 22» Энгельсского муниципального района
Саратовской области
«Лепбук» - как средство познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Подготовила: воспитатель
Мартемьянова Ольга Викторовна
Энгельс 2018
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Сегодня я хочу познакомить вас с совершенно новой технологией, интересным методическим пособием – «лэпбук».
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.
В дословном переводе с английского языка «лэпбук» (lap – колени, book – книга) означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог (а начиная со старшего дошкольного возраста вместе с детьми) собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для «лэпбука» является твердая бумага или картон формата А3, А4, главное, чтобы по размеру «лэпбук» умещался на коленях.
Лэпбук — это книжка–раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения, притом, что его можно применять везде — и как изучение основного материла, когда мы как раз по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей. «Лэпбук» могут делать и дети и взрослые, абсолютно разного возраста и уровня и на совершенно разнообразные темы. Это может быть целая мини-энциклопедия, а может стать вашим групповым проектом или даже первой научно-исследовательской совместной с детьми и родителями работой! Ну а главное в «лэпбуке», какую бы вы не выбрали основу, это мини-книжки внутри — крошечные раскладушки, гармошки, кармашки и т.д., в которых вы и организуете нужную вам информацию. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой книжке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Таким образом, информация, представленная в «лэпбуке», выполняет познавательную и развивающую функцию.
«Лэпбук» отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
-информативен;
-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
-обладает дидактическими свойствами;
-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
-открытый временной конец деятельности (когда каждый ребенок работает в своем темпе).
Зачем же нужен «лэпбук»?
- Он помогает ребенку на свое усмотрение выбрать информацию по изучаемой теме, а так же лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).
- Это отличный способ для повторения. В любое удобное время ребенок просто открывает «лэпбук» и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
- «Лэпбук» хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно подобрать задания, которые будут под силу каждому (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
- Создание «лэпбука» является одним из видов совместной деятельности взрослого, детей и их родителей, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, что является хорошей подготовкой к обучению в школе.
- Такая книга может стать формой представления итогов проекта или тематической недели.
- И, наконец, создание «лэпбука» – это увлекательное творческое занятие!
Как изготовить лэпбук?
Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Так для детей младшего дошкольного возраста лучше сделать общий «лэпбук», например, на тему «Животные». Он получится более обзорным.
Для воспитанников старшего возраста лучше подойдет «лэпбук» на какую-нибудь частную тему. Например, «От головастика до лягушки», «Космос». Размещенная в книгу информация будет гораздо продуктивнее. Кроме того в папке вы обязательно поместите информацию, которую добыл ребенок с помощью родителей, или игры, придуманные в совместной с детьми деятельности.
После того, как вы выбрали тему, нужно составить план. Ведь «лэпбук» - это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Вот тут-то и начинается настоящая познавательная деятельность. Словом, вы с детьми составляете план исследовательской деятельности, распределяете ответственные поручения. Когда необходимая информация будет собрана, необходимо решить какой формы будет книга, выбрать материал для ее изготовления, подумать, как лучше разместить имеющуюся информацию и можно приступать к финальной части – изготовлению.
Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому в нашей группе появились «лэпбуки» общей тематики: «В мире животных», «В гостях у сказки» и др. Мы постарались сделать их более яркими и привлекательными, чтобы вызвать интерес детей. В них содержится разнообразная информация по данным темам: стихи, загадки, лото, пазлы, развивающие игры, раскраски, мнемотаблицы, наглядный и дидактический материал. Так в «лэпбуке» «В мире животных» есть игровое поле, предназначенное для закрепления мест обитания животных. Дети с удовольствием играют животными, изготовленными из фетра. Кроме того, закрепляются названия животных и их детенышей, дети учатся определять части тела животных (игра «Чей хвост?»), чем питаются некоторые представители животных (игра «Кто что ест?»). Игра «Чей домик» представлена в виде пазлов. Подобраны загадки, стихотворения, раскраски о животных.
Таким образом, можно сказать, что «лэпбук» — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
На мой взгляд, лэпбук – это эффективная технология дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста с использованием палочек Д.Кюизенера
В статье описан опыт работы с палочкам Д.Кюизенера для развития внимания, памяти , мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
«Использование приёмов мнемотехники для развитии связной речи и познавательных способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и...
План самообразования по теме:«Игра, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста»
laquo;Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмо...
Программа ДПОУ по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности «Лаборатория почемучек»
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через занимательные опыты и эксперименты...
Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...
Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...
А.М. Страунинг, как средство развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, средствами ТРИЗ-технологии. Снимает психологические барьеры: боязни перед неизвестным, восприятие жизненных и познавательных...