Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)
методическая разработка по математике (средняя, старшая группа) на тему

Салтанова Надежда Николаевна

Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).

Воспитатель использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Особенность дидактической игры заключается в том, что она создана взрослым с целью обучения и воспитания детей. В игру можно играть как самостоятельно используя ее в игровой деятельности, так и совместно с воспитателем в образовательной деятельности.

Авторская дидактическая игра «Дом в которым я живу» включает в себя следующие элементы: дидактические задачи, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

У воспитателя всегда есть возможность проявить творчество, профессионализм и спланировать задачи, содержание, правила и игровые действия по своему усмотрению, учитывая педагогическую необходимость.

В данной работе определены цели и задачи, в соответствии с рекомендациями комплексной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком успешнее, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_dom_-_soderzhanie.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игра – Дело серьезное»

Для работников дошкольных образовательных организаций г.о. Самара и Самарской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования

Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
«Дом в котором я живу»

(игра с цифрами и числами)

Разработала:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 46» г.о. Самара

Салтанова Надежда Николаевна

Самара, 2017

Методологическая ценность:

Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).

Воспитатель использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни. Особенность дидактической игры заключается в том, что она создана взрослым с целью обучения и воспитания детей. В игру можно играть как самостоятельно используя ее в игровой деятельности, так и совместно с воспитателем в образовательной деятельности.

Авторская дидактическая игра «Дом в которым я живу» включает в себя следующие элементы: дидактические задачи, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.

У воспитателя всегда есть возможность проявить творчество, профессионализм и спланировать задачи, содержание, правила и игровые действия по своему усмотрению, учитывая педагогическую необходимость.

В данной работе определены цели и задачи, в соответствии с рекомендациями комплексной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком успешнее, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. 

Цель:

Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Количество и счет:

- Уточнить и расширить представление о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах десяти;

- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном

порядке;

- Закрепить знания цифр от 0 до 10;

- Активизировать в речи термин «соседние» числа;

- Закрепить навыки увеличения и уменьшения каждого числа на один;

  • Величина:

- Упражнять в сравнении предметов по высоте;

- Развивать глазомер;

  • Форма:

- Закрепить в речи название геометрической фигуры – квадрат; название объемной

геометрической формы – куб;

  • Ориентировка в пространстве;

- Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и пространстве;

- Учить активно использовать слова «выше, ниже, справа, слева».

- Развивать слуховое внимание и внимательности;

Социально-коммуникативное развитие:

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Развитие умения самостоятельно объединяться для совместной игры;

- Развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Речевое развитие:

- Развитие связанной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- Обогащение активного словаря;


Часть I. Строим Дом

Задачи: Способствует развитию у детей слухового внимания, закрепляет умение пересчитывать детали предмета и обозначать их количество соответствующей цифрой.
Помогает детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда от 0 до 10.
Развивает  умение в соответствии с цифрой собирать предмет из нужного количества деталей.

Игра «Считай не ошибись».

Содержание:

Воспитатель предлагает детям построить новый микрорайон «Улыбка» из домов разной высоты. Дети делятся на две команды. Одна команда работает с объемными геометрическими формами – кубами. Другая – с плоскостными геометрическими фигурами – квадратами. Ведущий отбивает в бубен (барабан) количество ударов. Ребенок из той и другой команды прослушав и подсчитав удары строит из деталей (кубы, квадраты) дом, высотой соответствующей количеству ударов. Другой ребёнок – обозначает цифровой карточкой с цифрой построенный дом.

Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку от 0 до 10 и расставить дома по высоте в соответствии с цифрой.

Часть II. Засели свой дом

Задачи: Способствует развитию использования знаков «<», «>», «=» в сравнении равных и неравных групп предметов. Развивает умение увеличивать и уменьшать каждой число на один. Способствует умению логически обосновать использование конкретного знака.

Игра «Поставь нужный знака»

Содержание:

Воспитатель предлагает в построенные дома заселить жильцов. При этом в качестве жильцов могут быть использованы любые игрушки (объемные или плоскостные), которых нужно разместить в домах, разных по высоте. Детям предлагается сравнить соседние дома. Подсчитав количество деталей, из которых построен дом (кубов, квадратов), дети обозначают это количество цифрой. Между цифрами ставят знак. «<», «>», «=». После чего дети должны обосновать свой ответ (например, шестиэтажный дом выше чем пятиэтажный - на один этаж, а пятиэтажный дом ниже шестиэтажного дома на один этаж).

В дальнейшем в игру добавляются карточки с цифрами, между которыми нужно поставить знак «<», «>», «=» и карточки со знаками «<», «>», «=» куда дети подставляют соответствующие цифры.

Часть III. Мои соседи

Задачи: Способствует развитию навыков свободно использовать числа от 0 до 10и сопровождать словами свои действия, развить навык уменьшения и увеличения числа на один.

Игра «Подставь нужные цифры»

Содержание:

Дети приглашают друг друга в гости и сообщают свои адрес (название города, улицы, номер дома, этажа, квартиры). Воспитатель узнает у детей есть-ли у них соседи на этаже с правой и с левой стороны. После чего, в игру добавляются плоскостные домики. Данные домики представлены в двух вариантах.

Первый вариант домика – на каждом этаже дома в середине наклеены цифры, детям нужно подставить соответствующие цифры с левой стороны – меньший сосед, а с правой2 больший сосед.

Второй вариант домика – на каждом этаже пропущена одна цифра, дети должны вставить данную цифру с обоснованием ответа.

Часть IV. Дорожки к дому

Задачи: помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнению в прямом и обратном счете. Закрепление знания цифр от 0 до 10. Умение обозначать количество предметов цифрой.

Игра «Числа-цифры»

Содержание: Перед началом игры ведущий договаривается, в каком порядке (прямом или обратном) будет считать. Ведущий бросает кому-то из играющих мяч и называет число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра должна проводится в быстром темпе, и задания повторяются много раз, чтобы дать возможность как большему количеству детей принять в ней участие.

Воспитатель объясняет детям, что для благоустройства микрорайона «Улыбка» необходимо построить дорожки от дома к дому. Воспитатель вносит в игру карточки с числами. Дети строят дорожки из чисел по порядку от 1 до 10 (прямой счет) и наоборот от 10 до 1 (обратный счет). Затем вносятся карточки с цифрами, которые нужно подставить к числовым карточкам, при этом выполнив задание:

- обозначить цифрой числовую карточку с большим количеством точек и с меньшим количеством точек (10 – 1);

- подставь цифру к числовой карточке если она расположена от цифры один с правой стороны, а от десяти с левой стороны (2 – 9);

- обозначь цифрой числовые карточки, расположенные в середине числового ряда (5,6);

- подставить цифры к оставшимся числовым карточкам (3,4 – 7,8);

- определить какая из цифр в паре больше – меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр

В статье раскрыт опыт работы  по развитию математической способности у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр, представлены игры, раскрыто понятие математическая способнос...

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-познавательную игру "Что?Где?Когда?".

Аннотация: данная методическая разработка создана с целью организации и проведения интеллектуально-познавательной игры «Что? Где? Когда? по формирования математических представлений, и может быт...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема; «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников. Задачи:Оказать педагогич...

Использование дидактических игр для развития математических способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходим...