Зимующие птицы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Долина Екатерина Сергеевна

Конспект подгруппового занятия на тему "Зимующие птицы" для детей с ЗПР 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное  учреждение  детский сад  комбинированного вида № 11 «Ромашка»  г. Южно – Сахалинск

Адрес: 693006, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина 306 Б

Конспект занятия для детей с ЗПР 5-7 лет

«Зимующие птицы»

Учитель-дефектолог

Е.С. Долина

2024

Цель: Систематизация знаний о зимующих птицах у детей с ОВЗ посредством использования методов сенсомоторной интеграции.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • закреплять умение у детей соотносить цифру с количеством предметов.
  • формировать у детей умение использовать в речи обобщающие слова.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, осознание ребенком положения собственного тела в пространстве.
  • способствовать приобретению детьми сенсорного опыта, развитию памяти и мышления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах.

Методы:

- словесные (рассказ, беседа)

- наглядные (наблюдение, демонстрация наглядного материала)

- практические (упражнение, дидактическая игра, сенсомоторная интеграция)

Приемы: вопросы, объяснение, загадывание загадки, создание игровой ситуации, сюрпризный момент, вестибулярные движения, тактильная стимуляция, игра с туннелем.

Оборудование: компьютер, тренажёр для прыжков, нейродорожка, 2 мольберта, туннель.

Наглядный материал: деревья, муляжи птиц: дятел, синица, снегирь, сова; картинки птиц с прищепками: синицы, картинки сугробов, кормушка, следы, рисунок с пропущенными клетками.

Раздаточный материал: шарики, пинцеты, тарелки с крупой, листы с пунктирным рисунком вьюги, разрезные картинки птиц, елочки, снежки, шишки, снегири, стаканы с цифрами.

Музыкальное сопровождение: сказочная музыка, звук стука дятла, звук вьюги, динамичная музыка, звук совы.

Ход занятия:

Оргмомент.

Педагог переодет в лесовичка.

Вводная часть

Звучит сказочная музыка. Заходят дети.

Лесовичок: Что за шум? Кто меня разбудил? Ой, здравствуйте ребята! Это вы ко мне в гости пришли, давайте знакомиться. Я лесовичок, а вас как зовут?

Дети: называют имена.

Лесовичок: Очень приятно с вами познакомиться. Я так рад знакомству и приглашаю вас в свой дом- зимний лес. А вы знаете почему он зимний?

Дети: Время года – зима.

Лесовичок: Все верно дети, а кого можно встретить в зимнем лесу?

Дети: животных, птиц.

Основная часть

Лесовичок: Я хочу вас познакомить с моими друзьями-птицами. А вы знаете как называют птиц, которые остаются на зиму в лесу?

Дети: зимующие птицы.

Лесовичок: Посмотрите, там на дереве птичка сидит. Давайте к ней подойдем. Ребята, в лесу, много снега и идти нужно по тропинке. Чтобы не провалиться в сугроб идите по моим следам. (Дети проходят по нейродорожке).

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, что это за птичка?

Дети: Дятел.

Лесовичок: Молодцы, дятел - это лесной доктор. Он лечит деревья. А вы знаете, как он это делает, давайте послушаем? (Звук стука дятла по дереву).

Лесовичок: Давайте мы с вами повторим хлопками. Как дятел стучал?

Дети хлопают ритм как во включеном звуке. Две пробы.

Лесовичок: Стучать мы с вами научились, теперь давайте поможем дятлу вылечить дерево. Я вам даю клювики, ими нужно вытащить жучков. Посмотрите, вы держите клювик двумя пальцами и достаете жучков.

Дети по очереди пинцетами достают шарики из дерева.

Лесовичок: Молодцы ребята! Вы помогли дятлу, и можем идти дальше.

Ой, смотрите, а тропинку снегом занесло. Но это не беда. У меня есть прыгатель через сугробы. Смотрите, как он работает! А теперь вы попробуйте.

Дети по очереди перепрыгивают через сугробы.

Лесовичок: Ура! Все сугробы преодолели. А нас уже встречают. Отгадайте загадку и узнаете, кто это.

Хоть поменьше воробья

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня …. (синичка)

Дети: Синичка.

Лесовичок: А вы знаете, чем синицы питаются?

Дети: семенами, ягодой, крупой.

Лесовичок: все верно, но зимой птицам очень сложно добывать себе еду, поэтому люди делают кормушки. Давайте и мы с вами покормим птиц. У меня есть кормушка и крупа. Но для начала, давайте разомнем пальчики, чтобы было удобно брать крупу. Мы с вами будем нажимать большим пальцем на все пальцы по очереди, делая колечки.

Дети выполняют упражнение «колечки».

Лесовичок: Наши пальчики готовы, и мы можем кормить птиц. Насыпьте крупу по специальной дорожке в кормушку.

Дети насыпают крупу в кормушку.

Лесовичок: Давайте всех синиц посадим в кормушку. Берите за прищепку и переносите птиц в кормушку.

Дети садят в кормушку с помощью прищепок.

Лесовичок: Вы молодцы! Справились с таким сложным заданием.

А давайте отдохнем немного? Я уже старенький, устал.

Физминутка (музыкальное сопровождение)

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)

Лесовичок: Вы слышите? Это вьюга кружит. Нарисуйте пожалуйста, как кружит вьюга. У вас нарисован путь вьюги линиями, обведите его пальцами, одновременно двумя руками.

Дети рисуют вьюгу.

Лесовичок: Какая красивая у вас вьюга, но она сдула и разбросала всех птичек. Давайте соберем их заново.

Дети собирают разрезные картинки птиц.

Лесовичок: Вы молодцы! Всех птичек собрали. Вы знаете, что за птицу вы собрали? Давайте назовем.

Дети называют птиц

Ой ребята, посмотрите на дерево? Кто это?

Дети: Сова.

Лесовичок: да ребята, это Совушка-сова. Сова услышала, что вы в гости пришли и очень хочет с вами поиграть, она подготовила для вас интересную игру.

Перед вами таблица с предметами. Посмотрите, все клеточки заполнены?

Дети: нет.

Лесовичок: давайте вместе положим в пустые клетки предметы, но нужно их разложить так, чтобы они не повторялись в одной строке.

Дети заполняют таблицу.

Лесовичок: Ребята, вы такие молодцы, переиграли мудрую сову.

Дети мы с вами зашли уже далеко в лес и снега все больше. Для того, чтобы нам пройти дальше будем ползти по туннелю.

Дети проползают через туннель.

Ребята, посмотрите кто нас встречает. Кто это?

Дети: Снегирь.

Лесовичок: Да, правильно. Снегирь отличается от других птиц своей красивой красной грудкой.

Ребята снегирь просит помощи у вас, его семья потеряла свои домики. Каждый домик подписан цифрой. Вот какая цифра на домике, столько снегирей там и живет. Давайте поможем снегирям вернуться в дома.

Перед детьми стоят стаканы с цифрами. Дети кладут снегирей в стаканы в соответствие с написанной цифрой. После вместе с лесовичком считают птиц в каждом стакане.

Лесовичок: Ребята, вы большие молодцы! Вы не просто выполнили задание, а сделали доброе дело. Помогли снегирю. Птички говорят вам большое спасибо за помощь.

Заключительная часть

Детки, в лесу становится уже холодно, давайте возвращаться в детский сад. Дорожка у нас уже протоптана и идти будет легко. Мы выйдем по следам. А пока будем идти давай их посчитаем.

Дети вместе с лесовичком считают следы, прыгают через сугробы, проходят нейродорожку.

Рефлексия

Лесовичок: Ребята, кого мы сегодня встретили в лесу?

Дети: птиц - дятла, синичку, сову, снегиря.

Лесовичок: А как называются эти птицы?

Дети: Зимующие.

Лесовичок: Скажите пожалуйста, как человек помогает птицам зимой выжить?

Ответы детей.

Лесогвичок: Что вам больше всего запомнилось во время путешествия?

Ответы детей.

Лесовичок: Какие вы молодцы, все запомнили. Ребята, мне птички передали для вас подарок, вы с ними сегодня поиграли, хорошо повеселились, они хотят вас поблагодарить за такое замечательное путешествие.

(Лесовичок дарит подарки).

 До свидания! Приходите еще в гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...