Занятие по коррекционно-развивающей программе «Коммуникация» Тема «Матрешка»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Мишина Любовь Николаевна

Занятие «Матрёшка » направлено на расширение представлений учащихся о русской матрёшке.

Дети узнают, как появилась в России матрёшка, какие виды этой игрушки существуют. Они научатся собирать  матрёшек и создадут свои работы.

Цель занятия: Формирование понимания, что жест обозначает конкретный  предмет
Задачи занятия:
1.Познакомить с игрушкой – матрёшкой.
2.Развитие навыков невербальной коммуникации через применение жеста
3.Воспитывать позитивные эмоции в общении 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishina_l.n._zanyatie.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ

открытого занятия по коррекционно-развивающей программе

«Коммуникация»

Тема «Матрешка»

Методическое объединение специалистов структурного подразделения

психолого-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью

Воспитатель: Мишина Л.Н.

Дата проведения: г.

Санкт-Петербург

2023 год

Фамилия, имя, отчество педагога, должность

Мишина Любовь Николаевна,

Воспитатель

Наименование учреждения, город

СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

Группа

№13, «Светлячки»

Дата

Программа

Коррекционно-развивающая программа

«Коммуникация»

Социально-педагогическая услуга

Проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом

Тема занятия

«Матрешка»

Форма занятия (кол-во детей)

фронтальная

Продолжительность по времени

30 минут

Тип занятия

Комбинированный

Цель занятия

Формирование понимания, что жест обозначает конкретный предмет

Задачи занятия

  1. образовательная
  2. коррекционно-развивающая
  3. воспитательная

#1055;ознакомить с игрушкой – матрёшкой.

#1056;азвитие навыков невербальной коммуникации через применение жеста

#1042;оспитывать позитивные эмоции в общении

Методы обучения

игра: «Матрешка», «Матрешка, где ты», «Открой и собери»

словесный: беседа «Матрешка», инструкции по работе со стихами

наглядный: работа с предметами

практический: дети отвечают на вопросы с помощью коммуникатора, коммуникативных кнопок, выполняют игровые действия

Методическое и техническое обеспечение занятия

Наглядный материал: игровая зона: игрушка матрешка разной величины, картинка Матрешки, карточки жесты: «Играть», «Танцевать», «Матрешка»

Технические средства: коммуникативные кнопки «да», «нет», коммуникатор, аудио запись детской песни: «Веселая матрешка» - сл. Л. Некрасовой, муз. Ю. Слонова; телевизор для просмотра фильма

Предварительная работа

Чтение:

В. Берестова «Потешки про матрешку»

Рассматривание иллюстраций с изображениями матрешки.

Разучивание подвижной игры «Мы матрешки

Словарная работа

Открой, закрой, большая, маленькая, разные, одинаковые

Использованная литература

#1064;ипицына Л. М. «Обучение общению умственно отсталого ребенка», Санкт-Петербург, Издательство Владос, 2010

#1050;ак обучать детей с аутизмом с помощью жестов?

Ход занятия

Название упражнения

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент

Ритуал приветствия

Работа у коммуникативной доски

Круг «Приветствие»

Вывод:

(Работа у коммуникативной доски)

-Ребята, сейчас занятие, пришли гости.

-Поздоровайтесь с гостями.

Влад, назови число, месяц, время года

Ярик, найди карточку «Занятие»

Прикрепи

Кто пойдет на занятие? Поднимите руку вверх

Найди свое фото. Прикрепите фото около карточки «Занятие»

-Собрались все в круг.

Я твой друг, и ты мой друг

Я хочу (жест) смотреть (жест)

Я хочу (жест) слушать (жест)

Я хочу учиться (жест)

-Сегодня на занятии мы будем учиться (жест) и - играть.

Дети здороваются с гостями с помощью жестов

Влад отвечает на вопросы

Ярик К. выполняет действие.

Дети поднимают руку вверх или жестом показывают на себя

Все дети прикрепляют свои фотокарточки

Дети выполняют действия

невербально

Дети с помощью жестов и карточек отвечают на вопросы

  1. Мотивация образовательной деятельности

Сюрпризный момент

«В гости пришла Матрешка»

Вывод

Воспитатель звонит в колокольчик. Под музыку появляется герой Матрешка, ведет следом машину – грузовик, на которой стоит сундучок, к игровому уголку). В уголке накрыты зеленым цветом 5 матрешек

Герой Матрешка говорит детям:

Здравствуйте дети. Я пришла в гости.

Красный шёлковый платочек. Яркое платье в цветочек. Разрумянилась немножко. А зовут меня МАТРЕШКА (показ на себя).

Воспитатель говорит:

Влад, скажи МАТРЁШКА.

Воспитатель показывает жест с комментированием МАТРЁШКА (показывается жест матрешки)

Герой МАТРЕШКА, привлекая внимание детей. к сундучку:

«Ребята, это сундучок. Большой, тяжелый, на замке

Откроем его?

Герой МАТРЕШКА произносит слова:

Сундучок, сундучок,

Яркий бочок,

Один, два, три, сундучок отопрись

МАТРЕШКА открывает сундучок,

произносит слова:

Что же здесь лежит?

Платочек, платье в цветочек. Разрумянилась немножко

Это- матрешка-игрушка, моя подружка

Музыка (минусовка)«Мы матрешки»

Дети стоят полукругом около игровой зоны

Дети следят за действиями воспитателя

Ответы детей:

«Да» с помощью жестов

Дети следят за действиями воспитателя

Говорящий ребенок повторяет за воспитателем

Неговорящие дети показывают жест

Дети кивают головой:

Да

Дети следят за действиями героя

#1055;ропедевтические упражнения, направленные на сенсомоторное развитие

Упражнение

«Матрешки»

Задача:

-развивать

тактильные ощущения, коммуникативная

стимуляция

Вывод

Воспитатель, герой Матрешка и дети сидят полукругом около игрового уголка

Воспитатель обращается к герою МАТРЕШКЕ:

МАТРЕШКА, покажи поближе матрешку-игрушку (показ жеста)

Воспитатель беседует с детьми:

Матрешка (показ жеста) в платье, платочке, нарядная, радостная. Посмотрите (показывает на матрешку и берет в руки)).

У нее на голове платочек (показ жеста). Платочек желтый. Это платье (показ жеста). Оно украшено цветами. Наряд красивый.

Воспитатель обращается говорящему ребенку:

Влад возьми игрушку матрешку. Что у нее на голове?

Во что она одета? Чем украшено платье

Передай Вове матрешку (показ жеста).

Даня, покажи глазки, нос, щечки. Погладь матрешку (показ жеста). Передай Рамизу матрешку.

Рамиз, скажи жестом матрешка (показ жеста). Передай матрешку Ярику

Ярик, потряси матрешку. Слышится шум Передай матрешку (показ жеста) Артему

Артем, матрешка улыбается? Нарядная? Передай мне матрешку

Воспитатель берет в руки матрешку трясет, говорит

Что это за шум? Открою. Достану матрешку. Маленькая матрешка. Соберу большую матрешку.

Воспитатель подводит итоги:

Наряды яркие, красивые, разноцветные. Мама и дочка. Матрешки улыбаются тебе, мне, всем.

Открою большую матрешку. Уберу маленькую матрешку. Закрою большую матрешку

Матрешку игрушку знают, играют, берут в руки. Нашу игрушку любят.

Дети следят за действиями воспитателя, выполняют действия, отвечают жестами

Влад отвечает на вопросы:

Платочек

Платье

Цветами

Ярик выполняет инструкцию

Постановка задачи

Просмотр фильма «Матрешки»

Вывод

Воспитатель спрашивает героя МАТРЕШКУ:

МАТРЕШКА, пойдем с нами учиться и играть? (показ жеста)

Матрешка отвечает:

Да, я пойду учиться и играть

Воспитатель говорит и показывает жестом:

Ярик возьми МАТРЕШКУ за руку. Воспитатель подводит детей к доске, где стоит телевизор, предлагает посмотреть фильм «Матрешки»

Воспитатель говорит:

Смотрим фильм о матрешке

Это Матрешки-игрушки (показ жеста). Они живут в России. Мы с вами живем в России

Сегодня на занятии познакомимся (показ жеста), поиграем с матрешками (показ жеста).

Дети следят за действиями воспитателя, показывают жестами

Ярик берет героя за руку

Дети просматривают фильм

  1. Основная часть
  1. Актуализация имеющих и полученных знаний

Пальчиковая гимнастика

«Мы матрешки»

Дидактическая игра

«Открой и собери матрешку»

Вывод

Воспитатель приглашает детей к игровому уголку:

У меня есть сюрприз. Открываю (под тканью спрятаны матрешки). Это для вас матрешки игрушки (показ жеста). Возьмите свою матрешку-игрушку

Воспитатель приглашает детей за столы.

К мольберту прикрепляется картинка Матрешки

Герой Матрешка помогает детям в сборке игрушки матрешки. Воспитатель дает инструкцию:

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, (Загибают поочередно пальцы на руке, начиная с большого)

Мила - три, четыре — Маша, Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать.

(Разжимают кулачки)

Воспитатель дает инструкцию

У каждого на столе матрешка (показ игрушки)

Потрясите свою матрешку? (показ действия)

Слышите шум? Откройте матрешку (показ действия).

Достаньте маленькую матрешку (показ действия).

Поставьте на стол маленькую матрешку (показ действия).

Соедините верхнюю и нижнюю часть большой матрешки. (показ действия).

Есть большая матрешка, маленькая матрешка (показ действия), (показ жеста). Это мама и дочка. Семья

Открываем большую матрешку (показ действия), спрячем маленькую матрешку (показ действия) в большую матрешку (показ действия).

Получилась матрешка-игрушка (показ жестом). В ней есть еще матрешки. Это семья.

Показ на картинку матрешки

Дети сидят за столами и наблюдают за действиями педагога. Отвечают жестами. Выполняют инструкцию

Даня С., Рамиз М., Ярик К. Работают с двухсоставной матрешкой;

Влад З., Артем К. работают с трехсоставной матрешкой.

  1. Изучение нового материала

Физкультминутка ««Мы веселые матрешки»

Вывод

Дидактическая игра с детьми у доски

«Собери Матрешку»

Вывод

Воспитатель предлагает детям взять матрешек и отнести в игровой уголок.

Вместе с героем выполняют движения. Проводится физминутка

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо-влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Вот такие матрешки. Понравилось танцевать?

Молодцы выполняли правильно и весело гимнастику

Воспитатель приглашает детей за столы и говорит:

Матрешка нарядная и красивая. С ней можно играть (показ жеста). «Собери матрешку»

Предлагается детям выбрать себе большую матрешку

Возьмите большую матрешку (дети подходят к столу, где лежат картинки, выбирают большую матрешку-картинку, возвращаются на место). Соберите маленькую матрешку (дети подходят к столу, где лежат картинки, выбирают большую матрешку-картинку, возвращаются на место).

Ярик, тебе понравилась игра?

Молодцы! Правильно собрали!

Это мама и дочка. Семья.

Герой МАТРЕШКА со стола убирает картинки

Дети выполняют движения под музыку

Дети сидят за столами. Слушают и наблюдают за действиями педагога, отвечают на вопросы жестами, выполняют инструкции

Ярик отвечает коммуникативными кнопками

  1. Первичное закрепление

Совместная работа с детьми

Рассказывание стихотворений жестами

Вывод

Игра «Наряди матрешку

Воспитатель предлагает вернуться и сесть на стулья у доски, рассказывает стихи, дети показывают жестами

Шли матрешки по дорожке

Было их немножечко,

Две Матрены,

Три матрешки,

И одна матрешечка.

Как у нас (2 р)

Чистые ладошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Новые сапожки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Поиграем, поиграем

На своих гармошках.

Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая.

Давай-ка с тобой

Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть

Поменьше матрёшка.

Цветастое платье,

Румяные щёчки!

Её открываем —

В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,

Матрёшки смеются

И радостно просят

Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают

Прямо в ладошки —

Какие веселые

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,

Эти матрёшки! Молодцы! Отлично!

Герой МАТРЕШКА прощается с детьми

Спасибо, ребятки, какие вы, молодцы! Как было весело, радостно! А, у меня для вас есть подарок.

Воспитатель говорит:

Спасибо тебе МАТРЕШКА. Приходи к нам гости

У нас есть «Наряди Матрёшку»

На доске вывешивается большая картинка матрешка, дети по очереди украшают узорами матрешку

Дети стоят кругом, «рассказывают жестами»

Стихи

Рамиз М.

Даня С.

Артем К.

Влад З.

ЯрикК.

Дети прощаются с героем, с помощью жестов

Дети наряжают матрешку

  1. Заключительная часть

Подведение итогов

Работа с коммуникатором

Ритуал завершения занятия

-Вот и закончилось занятие.

-Кто приходил к нам? ребенок комментирует с помощью коммуникатора

Что мы делали? ребенок комментирует с помощью коммуникатора

Воспитатель хвалит детей за проделанную работу

Воспитатель звонит в колокольчик,

совместно с детьми выходят из группы

Ответы детей, с помощью коммуникатора:

МАТРЕШКА

Собирали матрешку

Выполняли гимнастику

Наряжали матрешку

Дети становятся друг за другом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее индивидуальное НОД по теме: "Зоопарк"

Индивидуальное НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста...

Презентация с коррекционно - развивающими заданиями по лексическим темам "Овощи" , "Фрукты", "Игрушки".

Презентация может использоваться учителем- логопедом и воспитателем логопедических групп для коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «ИГРУШКИ» С ДЕТЬМИ С ОНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Система коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в структуре комплексного психолого-педагогического воздействия способствует не только совершенствованию коррекционно-логопедическ...

Конспект занятия индивидуальной коррекционно-развивающей работы на тему "Осень"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей работы на тему "Осень". может быть полезен для работы педагогу-психологу в группе компенсирующей направленности (ТНР)....

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «_Ручной труд » Социально-педагогической направленности Тема: Аппликация из геометрических фигур «Дом для зайца»

1.    Учить составлять предмет из нескольких частей геометрических фигур, соблюдая определённую последовательность, закреплять знание геометрических фигур.2....

Конспект занятия в коррекционно-развивающей группе для детей старшего возраста на тему: «Насекомые»

Данное коррекционно-развивающее занятие необходимо для   закрепления знаний детей о насекомых. Пополнения словаря по заданной теме. Для активизации  предлогов. Закрепления  навыка ...