Конспект занятия в коррекционно-развивающей группе для детей старшего возраста на тему: «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Шурховецкая Ирина Александровна

Данное коррекционно-развивающее занятие необходимо для   закрепления знаний детей о насекомых. Пополнения словаря по заданной теме. Для активизации  предлогов. Закрепления  навыка употребления существительных в родительном падеже единственного числа, а так же  употребления числительных с существительными и прилагательными. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasek.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в коррекционно-развивающей группе для детей старшего возраста  

на тему: «Насекомые»

Составила учитель-логопед Шурховецкая Ирина Александровна

Цели: закрепление знаний детей о насекомых.

Пополнение словаря по теме, активизация предлогов

Развивающие задачи: Закрепление навыка употребления существительных в родительном падеже единственного числа.

Закрепление употребления числительных с существительными и прилагательными.

Закрепление знаний обобщающих понятий

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, стремление действовать согласовано.

Оборудование: Шапочки «Пчёлок» для каждого ребёнка,  звуковая запись с жужжанием пчёлок, предметные картинки с изображением различных  насекомых,  сыпучий материал (у меня фасоль) с фигурками насекомых, спрятанными в нём. Лото «Четвёртый лишний», мяч для игры «Кто как передвигается».

Ход занятия:

Вводная часть:

Организационный момент:

Дети входят в помещение, где посередине стоит неглубокая ёмкость с фасолью.

Логопед:  Здравствуйте, ребята, сегодня я пришла в группу и обнаружила  вот этот ящик, давайте посмотрим, что в нём?

Дети подходят и ручками начинают перебирать фасоль. Кто-то из детей   обнаружив насекомое показывает его и называет:

-Я нашёл муху!

-А я нашла жука…. и так по очереди дети рассказывают  о насекомых.

Логопед:   как много  вы нашли насекомых, а как вы  думаете, для чего они нужны?

Дети: Чтоб ими кормились птицы.

Звучит запись «Жужжание пчёлок»

Логопед:    Ребята, вы слышите? Кто-то жужжит, кто это может быть? Да, верно, это пчёлы. Для чего нужны пчёлки?

Ответы детей.

Логопед: Правильно, чтобы опылять цветы, собирать пыльцу, и изготавливать самый вкусный, полезный  мёд. Давайте  мы сейчас с вами поиграем в пчёлок. (Дети одевают на головы маски пчёлок)

Пальчиковая гимнастика «Пчёлка» дети выполняют вместе с логопедом:

Прилетела к нам вчера               машут ладошками на каждое название насекомого

Полосатая пчела                         загибают пальчики

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                          Делают кружочки из пальчиков, подносят к глазам

Пожужжали, полетали

От усталости упали                           роняют ладошки на стол

Логопед: А сейчас мы  сделаем  артикуляционную гимнастику- сказку для нашего язычка.

Сказка про пчёлку и бабочку

Логопед: Жила- была пчелка, решила она полететь в гости к бабочке, прилетела к бабочке,  а у неё мокрые крылышки, стала пчёлка помогать бабочке  высушить крылышки,  через нос набираем воздух, а в трубочку выдыхаем (выполнить упражнение 3-5 раз).

Высохли крылышки и стали пчёлка с бабочкой летать веселится: упражнение «Качели» поднимаем язычок вверх и  опускаем вниз, как будто машем крылышками (выполнить 5 раз).

Налетались друзья и решили отдохнуть, упражнение «Блинчик» положим широкий  расслабленный язычок на нижнюю губу (удерживать упражнение в течение 5 секунд).

Проголодались пчёлка и бабочка и решили полакомиться вкусным мёдом,  упражнение «Вкусное варенье» облизываем верхнюю губу (выполнить 3-5 раз).

Теперь  нужно почистить зубки, после сладкого мёда, упражнение «Чистим зубки» сначала верхние зубы, затем нижние (каждое упражнение выполнить 3-5 раз).

Молодцы, мои пчёлки, вы хорошо выполнили артикуляционную зарядку.

Основная часть.

Логопед:  Кузнечик, бабочка, пчела,

                И муравей и стрекоза

                Мы даже муху позовём,

                Но как мы все их назовём?

Ответы детей…

Логопед: Правильно, это насекомые. Давайте поиграем в игру «Назови ласково» Я вам буду говорить взрослую особь, а вы маленькую, например «Жук», а ласково будет «Жучёк»

Готовы? Начинаем - Это не паук, а ………..паучёк

                                 - Это не пчела , а ………..пчёлка

                                 - Это не муравей, а……………. муравьишка

                                 -Это не стрекоза, а ……………. Стрекозочка

                                 -Это не  муха, а ……….мушка

Логопед: А теперь поиграем в игру «Великаны» Я называю насекомое, а вы говорите о нём в огромном размере, например: паук-паучище

         - Это не муравей, а …………….муравьище

         -Это не жук, а ……………….жучище

         -Это не стрекоза, а …………..стрекозище

         - Это не муха, а …..мучища

         -Это не комар , а ……….комарище.

Логопед: А теперь  поиграем в игру «Посчитай насекомых». Перед вами картинки с насекомыми, я буду вам называть цифру, а вы называть насекомых равных  количеству цифры, например: три  красных жука, пять жёлтых  жуков, десять  красных жуков.

Дети составляют предложения, согласовывая числительные с существительными и прилагательными.

Физминутка «Чок-чок, каблучок»!

Чок-чок, каблучок !             потопать ногами

В танце кружится сверчок       покружиться

А кузнечик, без ошибки

Исполняет вальс на скрипке        движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают          движения руками, как крыльями

С муравьём она порхает                покружиться парами

Звонко хлопают ладошки                похлопать  в ладошки

Всё! Устали ножки!

Логопед:  Отдохнули, а сейчас поиграем в игру, «Кто как передвигается», для этой игры нам нужен мяч. Я буду бросать мяч одному  из вас, называя моё насекомое, а вы, поймав мяч, бросаете мне его обратно, называя своё насекомое, например: муха летает, а кузнечик…………….отвечаете -прыгает

Муравей ползает, а бабочка……………….. летает

Бабочка летает, а улитка……………….. ползает

Муха летает, а кузнечик…………………. прыгает

Стрекоза летает, а жук…………………ползает

Блоха прыгает, а пчела………………… летает

Паук ползает, а божья коровка……………..летает

Оса летает, а червяк…………………….ползает

Логопед:  Молодцы, ребята, а теперь мы с вами разделим названия насекомых, которых вы видите  на слоги.

Ба-боч-ка прохлопали три раза, значит в этом слове три слога,

Стре-ко-за  в этом слове тоже три слога

Мо-ты-лёк  И в этом слове три слога

Шмель  А вот в этом слове один слог

Му-ха Тут два слога.

Логопед:  Молодцы, а сейчас вы присядете и на столе перед вами лежит задание «Четвёртый лишний», вам нужно закрыть фишкой  лишнюю картинку, например: в первом ряду вы видите муху, божью коровку, зайца, пчелку, кто здесь лишний?

Ответы детей.

Логопед:  Правильно, заяц лишний, потому что он не насекомое.

Дети самостоятельно выполняют задание, логопед контролирует, в конце задания поощряются правильно выполненные ответы.

Заключительная часть, подведение итогов.

Логопед:  Ребята, на этом наше занятие окончено, вам понравилось? Снимаем маски пчёлок. Всего хорошего, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Вода и ее превращения» (для детей старшего возраста)

Данный материал может быть использован на занятиях по формированию целостной картины мира. Расширить кругозор детей. Расширить и уточнить представления детей о природе. Закрепить умение наблюдать, экс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА «ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛУ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА «ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛУ»  Программное содержание: Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет...

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Конспект НОД по произношению в группе для детей старшего возраста с ОНР по теме: "Гласные звуки".

ЦЕЛЬ: упражнять в правильном произнесении гласных звуков; познакомить с понятием «гласный звук»; упражнять в определении гласного звука в начале, в середине, в конце слова и места гласного звука в сос...

Конспект занятия по здоровому образу жизни для детей старшего возраста. Тема "Чтобы глаза видели”.

Программное содержание:1.Сообщить детям доступные знания о строении глаза, его функциях.2.Расширять представление о способах ухода за глазами (соблюдении гигиенических правил,выполнение гимнастики для...

Конспект занятия по развитию сенсорных эталонов для детей старшего возраста на тему: «Одежда».

Программные задачи. Развивать сенсорные способности: наблюдательность, умение обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, величина, материал)Учить...