Индивидуальный образовательный маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике
Индивидуальный образовательный маршрут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белочка» (пгт. Федоровский)
Индивидуальный образовательный маршрут
на воспитанника
Подготовили педагоги группы:
Кравец Светлана Дмитриевна
Стич Лилия Валентиновна
Направления, задачи коррекционно-развивающей работы.
Социальное развитие направлено на формирование у ребенка осознания собственного «Я», а так же формирование потребности навыков общения и продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Для этого в программу включается следующие задачи:
-формирование у ребенка представления о себе;
-формирование культурно-гигиенических навыков, формирование самостоятельности в быту;
-формирование у ребенка интереса к взрослому и совместной деятельности с ним, средств коммуникации со взрослыми;
-формирование у ребенка интереса к сверстнику и совместной деятельности с ним, средств коммуникации с ним;
-формирование у ребенка интереса к игровой деятельности;
-формирование у ребенка интереса к продуктивным видам деятельности;
-формирование у ребенка интереса к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.
Предлагаются следующие игры:
- на формирование навыков самообслуживания «Умываемся», «Мыльные перчатки» и т.д.;
-на формирование интереса к взрослому и сверстникам, совместной деятельности с ними «Посмотри мне в глазки», «Кто спрятался», «Дай мне мяч» и т.д.;
-на формирование интереса к продуктивной деятельности «Рисуем дождик кап-кап», «Возьми много кирпичиков для дорожки», «Катаем и получаем яблоко, мяч» и т.д.;
-на формирование интереса к физической культуре «Идем по дорожкам», «Прокати мяч», «Прыгаем как зайчики» и т.д.
Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке. Взрослый предлагает совершать предметно-игровые действияпо подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. Для становления сюжетной игры ребенок сначала играет рядом со взрослым, затем включается сверстник, постепенно объединяясь в подгруппы.
Структура и содержание коррекционно-развивающей работы:
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в основном индивидуальной формой работы. Групповая и подгрупповая форма работы предполагает коррекционно-развивающее воздействие не только со стороны воспитателя, но и внутри группы при взаимодействии с воспитанниками. Все задания и упражнения в игровой форме. Каждое занятие имеет 3 этапа (вводная часть, основная часть и заключительная). На протяжении всего дня воспитатели и помощники воспитателей работают над привитием ребенку культурно-гигиенических навыков в режимных моментах. С родителями проводятся консультации и даются рекомендации по коррекционно-развивающей работе.
Продуктивная и игровая деятельность при работе по пятидневной неделе
Образовательная область | Периодичность обучения | Условия обучения | ||
Групповая Подгрупповая | Индивидуальная | |||
Художественное творчество Лепка Рисование Аппликация Конструирование | Непосредственно образовательная деятельность 4 раза в месяц 4 раза в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц | 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в две недели 1 раз в две недели | Ежедневно в режимных моментах | |
Физическая культура Физическая культура | 8 раз в месяц | 2 раза в неделю | Ежедневно в режимных моментах | |
Социализация Формирование культурно-гигиенических навыков | Игровая деятельность деятельность | Игровая деятельность совместно с воспитанниками | Ежедневно в режимных моментах (показ и речевые инструкции) | |
Обучение игре Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Пальчиковые игры Подвижные игры | Игровая деятельность | Игровая деятельность совместно с воспитанниками | Ежедневно в режимных моментах (показ и речевые инструкции) | |
Время проведения мероприятий | 15 мин. | 15 мин. | 15 мин |
Ожидаемый прогноз:
После проведения коррекционно-развивающей работы ребенок:
-откликается на свое имя, узнает себя в зеркале или на фотографии;
-дает положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых(папа, мама, брат);
-умеет выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками;
-умеет правильно держать карандаш, мелки, умеет рисовать прямые и отрывистые линии;
-умеет выполнять простейшие постройки совместно со взрослым из различного строительного материала;
-умеет выполнять упражнения и движения по подражанию;
-умеет рвать и мять пластилин, раскатывать прямыми и круговыми движениями на ладони при помощи взрослого;
-умеет подготавливатьс помощью взрослого рабочее место, смазывать аппликационные заготовки клеем при помощи взрослого, салфеткой прижимать заготовки.
Улучшатся культурно-гигиенические навыки ребенка: садится за стол на свое место, не пить из тарелки, правильно держать ложку. В процессе умывания ребенок соблюдает определенную последовательность: открывает кран, мочит руки, берет мыло, намыливает руки мылом, смывает мыло, закрывает кран, вытирает полотенцем.
Проблемы ребенка исчезают, конечно же, не сразу, даже после проведенной коррекционно-развивающей работы. Результативность и эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год на начало учебного года и на конец, после её прохождения.
Рекомендации для родителей
- В процессе умывания следить за соблюдением определенной последовательности, помогая словесными инструкциями.
- Играть с ребенком с его любимыми игрушками, совершая предметно-игровые действия, комментируя речевыми инструкциями «Вот твой тигренок, онесть хочет, давай его покормим», «А машина грязная, надо помыть, поехали на автомойку», «Покатаем на машине тигренка и куклу» и т.д.
- Разбор и сбор пирамидки, 3-4местной матрешки.
- Из положения лежа на животе переворачиваться на положение лежа на спине и обратно.
- Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
Для повышения педагогической компетенции родителей рекомендуется проведение тематических лекций:
«Особенности развития детей с отклонениями в развитии»;
«Обучение действиям с предметами»;
«Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков».
Используемая литература.
- Е.А.Екжанова, Е,А.Стребелева «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»;
- А.Р.Маллер «Помощь детям с недостатками развития»;
- Л.В.Игнатова, О.И.Волик, В.Д.Кулакова, Г.А.ХолюковаПрограмма укрепления здоровья детей в коррекционных группах»;
- С.Е.Большакова «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения».
Календарно-тематический план
№ п\п | Цель | Задачи | Форма реализации | Предполагаемые результаты |
Квартал 1 (сентябрь, октябрь, ноябрь) | Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания. | 1.Учить ребенка просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой и туалетом. 2.Формировать у ребенка навык опрятности, учить проситься на горшок, снимать и надевать трусы, шорты. 3.Формировать у ребенка навык аккуратной еды. Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом. | 1.Многократный показ взрослого, сопровождать свои действия речевыми комментариями. 2.Хвалить ребенка за любые малые успехи в достижении цели. 3. Организовать С.Р.игру «Маша одевается, или ложиться спать». «Маша идет на горшок». «Накормим Машу». | Ребенок должен научиться: 1.Проситься на горшок, самостоятельно спускать шорты, трусы и садиться на горшок. 2.Садиться за стол на свое место. Не пить из тарелки. 3.Вытирать рот и руки салфеткой. Не выходить из-за стола. |
Лепка. Воспитывать интерес к лепке. | 1. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами. 2. Учить выполнять лепные действия с пластилином мять, разрывать на кусочки, соединять в целый кусок. | 1.Индивидуальная работа. 2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. | 1.Ребенок должен научиться действовать по инструкции (возьми кусочек пластилина, положи на ладошку) 2. Научиться мять пластилин. 3. Выполнять простейшие инструкции. | |
Конструирование. Развивать положительное отношение и интерес к конструированию. | 1.Знакомить ребенка с различным материалом для конструирования. 2.Учить ребенка совместно с взрослым выполнять простейшие постройки играть с ними. | 1.Индивидуальная работа. 2.Показ способов действия, сопровождаемый речевыми инструкциями. 3. Привлечь к созданию совместных простых построек. | 1.Проявлять интерес к созданию простейших построек. 2. Понимать речевые инструкции при создании конструкций (возьми, поставь, положи, кубик, кирпичик). | |
Рисование. Воспитывать интерес к изображению различными средствами(фломастер, карандаш, мелки). | 1.Формировать представление о рисунке как о изображении реальных предметов и явлений (дождик кап- кап). | 1.Индивидуальная работа. 2. Рисование рука в руку. 3.Комментирование своих действий. | 1.Рисовать прямые и отрывистые линии. 2.Рисовать карандашами, фломастерами, мелками. 3.Правильно держать карандаш | |
Аппликация. Воспитывать интерес к выполнению аппликации. | 1.Учить соотносить аппликацию с реальными предметами(шарик, гриб). 2. Знакомить с правилами и атрибутами необходимыми для выполнения аппликации (бумага, кисточка, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка). 3.Учить наблюдать за действиями взрослого выполняющего аппликацию. | 1.Индивидуальная работа. 2.Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями. | 1.Уметь с помощью взрослого подготавливать свое рабочее место. 2.Салфеткой прижимать заготовку. 3.Смазывать заготовку клеем при помощи взрослого. | |
Физическая культура. Воспитывать интерес к выполнению физических упражнений. | 1.Учить внимательно, смотреть на взрослого поворачиваться к нему лицом, когда он говорит. 2.Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому. 3. Учить действовать по сигналу. | 1.Индивидуальная работа. 2.Многократный показ способов действия. | 1. Ребенок должен выполнять движения по подражанию воспитателя. 2. Уметь действовать по сигналу | |
Примечание: |
№ п\п | Цель | Задачи | Форма реализации | Предполагаемые результаты |
Квартал 2 (декабрь, январь, февраль) | Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания. | 1.Учить ребенка просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой и туалетом. 2.Формировать у ребенка навык опрятности, учить проситься на горшок, снимать и надевать трусы,шорты. 3.Формировать у ребенка навык аккуратной еды. Пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой. Правильно вести себя за столом. | 1.Многократный показ взрослого, сопровождать свои действия речевыми комментариями. 2.Хвалить ребенка за любые малые успехи в достижении цели. 3. Организовать С.Р.игру «Маша одевается, или ложиться спать». «Маша идет на горшок». «Накормим Машу». | Ребенок должен научиться: 1.Проситься на горшок, самостоятельно спускать шорты, трусы и садиться на горшок. 2.Садиться за стол на свое место. Не пить из тарелки. 3.Вытирать рот и руки салфеткой. Не выходить из-за стола. |
Лепка. Воспитывать интерес к лепке. | 1. Учить соотносить лепные поделки с реальными предметами. 2. Учить выполнять лепные действия с пластилином мять, разрывать на кусочки, соединять в целый кусок. | 1.Индивидуальная работа. 2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. | 1.Ребенок должен научиться действовать по инструкции (возьми кусочек пластилина, положи на ладошку) 2. Научиться мять пластилин. 3. Выполнять простейшие инструкции. | |
Конструирование. Развивать положительное отношение и интерес к конструированию. | 1.Знакомить ребенка с различным материалом для конструирования. 2.Учить ребенка совместно с взрослым выполнять простейшие постройки играть с ними. | 1.Индивидуальная работа. 2.Показ способов действия, сопровождаемый речевыми инструкциями. 3. Привлечь к созданию совместных простых построек. | 1.Проявлять интерес к созданию простейших построек. 2. Понимать речевые инструкции при создании конструкций (возьми, поставь, положи, кубик, кирпичик). | |
Рисование. Воспитывать интерес к изображению различными средствами(фломастер, карандаш, мелки). | 1.Формировать представление о рисунке как о изображении реальных предметов и явлений (дождик кап- кап). | 1.Индивидуальная работа. 2. Рисование рука в руку. 3.Комментирование своих действий. | 1.Рисовать прямые и отрывистые линии. 2.Рисовать карандашами, фломастерами, мелками. 3.Правильно держать карандаш | |
Аппликация. Воспитывать интерес к выполнению аппликации. | 1.Учить соотносить аппликацию с реальными предметами(шарик, гриб). 2. Знакомить с правилами и атрибутами необходимыми для выполнения аппликации (бумага, кисточка, подставка для кисточки, клеенка, тряпочка). 3.Учить наблюдать за действиями взрослого выполняющего аппликацию. | 1.Индивидуальная работа. 2.Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями. | 1.Уметь с помощью взрослого подготавливать свое рабочее место. 2.Салфеткой прижимать заготовку. 3.Смазывать заготовку клеем при помощи взрослого. | |
Физическая культура. Воспитывать интерес к выполнению физических упражнений. | 1.Учить внимательно, смотреть на взрослого поворачиваться к нему лицом, когда он говорит. 2.Учить выполнять движения и действия по подражанию взрослому. 3. Учить действовать по сигналу. | 1.Индивидуальная работа. 2.Многократный показ способов действия. | 1. Ребенок должен выполнять движения по подражанию воспитателя. 2. Уметь действовать по сигналу | |
Примечание: |
№ п\п | Цель | Задачи | Форма реализации | Предполагаемые результаты |
Квартал 3 (март, апрель, май) | Продолжать формировать культурно–гигиенические навыки. | 1.Учить последовательным действиям, связанным с мытьем рук - засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться насухо своим полотенцем. 2.Формировать навык аккуратной еды, правильно вести себя за столом. 3. Учить понимать названия предметов одежды, посуды связанных с формируемыми навыками. | 1. .Индивидуальная работа. 2. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. | 1.Ребенок должен уметь мыть руки и лицо, засучивать рукава, вытираться насухо своим полотенцем. 2.Ребенок должен уметь пользоваться тарелкой, чашкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом. 3.Уметь понимать названия предметов одежды, посуды. |
Лепка. Воспитывать интерес к лепке. | 1.Учить выполнять различные действия с пластичными материалами - мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок. 2.Учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, подражая действиям взрослого(«Колбаска», «Конфеты-палочки»). 3.Учить соединять концы слепленной колбаски. 4. Учить раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями («Конфеты–шарики», «Колобок» «Мяч»). | 1.Индивидуальная работа. 2.Совместные действия с воспитателем. 3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. | 1.Ребенок должен научиться мять, разрывать на кусочки, соединять в целый кусок. 2.Уметь раскатывать пластилин между ладонями, прямыми движениями подражая действиям взрослого. 3.Уметь соединять концы слепленной колбаски –лепить баранки. 4.Уметь раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями –лепить круглые предметы. | |
Конструирование. Развивать положительное отношение и интерес к конструированию. | 1. Учить выполнять постройки по подражанию и по показу педагога, называть их и играть с ними. 2. Учить выполнять простейшую речевую инструкцию, связанную с процессом постройки. | 1. Индивидуальная работа. 2.Совместные действия с воспитателем. 3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. | 1.Ребенок должен уметь выполнять простые постройки по подражанию и по показу педагога. 2.Уметь выполнять простейшую речевую инструкцию, связанную с процессом постройки: «Возьми кубик», «Поставь на кирпичик», «Принеси много кирпичиков для дорожки». | |
Рисование. Воспитывать интерес к изображению различными средствами(фломастер, карандаш, мелки). | 1.Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка. 2. Учить правильно сидеть за столом при рисовании. 3.Учить проводить прямые и прерывистые линии («Дождик», «Ручеек»). | 1.Индивидуальная работа. 2.Совместные действия с воспитателем. 3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. 4.Рассматривание рисунков детей и образцов. | 1.Ребенок должен уметь правильно сидеть за столом. 2. Уметь проводить прямые и отрывистые линии, рисовать –дождик, ручеек, листочки, клубочки для котенка, дорожки для зайчика, ленточки к шарикам. | |
Аппликация. Воспитывать интерес к выполнению аппликации. | 1.Учить наблюдать за действиями взрослого и другого ребенка, совершать действие по подражанию и по показу. 2.Учить наклеивать простые заготовки: правильно пользоваться кисточкой, наносить на заготовку клей, переворачивать заготовку («Мячик», «Яблоко», «Гриб»). | 1.Индивидуальная работа. 2.Показ способов действия сопровождать речевыми инструкциями. 3. Совместная работа с воспитателем. | 1.Уметь совершать действия по подражанию и по показу. 2.Уметь наклеивать простые заготовки, пользоваться кисточкой, наносить клей на заготовку. | |
ФИЗО. Воспитывать интерес к выполнению физических упражнений. | 1.Учить ходить по дорожке и по следам по подражанию и по показу. 2.Учить переворачиваться с положения, лежа на спине в положение, лежа на животе и обратно. 3. Воспитывать интерес к участию в подвижных играх. 4.Учить спрыгивать с высоты 10-15 см. | 1.Индивидуальная работа. 2.Совместные действия с воспитателем. 3. Многократный показ способов действия, сопровождая речевыми комментариями. | 1. Ребенок должен научиться ходить по дорожке и следам. 2.Уметь переворачиваться с положения, лежа на спине в положение, лежа на животе и обратно. 3.Спрыгивать с высоты 10-15см. | |
Примечание: |
Динамика развития ребенка по физическому воспитанию
Методики | 1 год обучения | ||
Н.г. | К.г. | ||
Ходьба | По дорожке | ||
По следам | |||
Прыжки | С высоты 10-15 см | ||
На двух ногах | |||
Ползание | По ковровой дорожке | ||
По доске | |||
По наклонной доске | |||
Перевороты из положения, лежа на спине в положение, лежа на животе |
Динамика развития ребенка по формированию продуктивной деятельности
Методики | 1 год обучения | ||
Н.г. | К.г. | ||
Лепка | По показу | ||
По подражанию | |||
Аппликация | По показу | ||
По подражанию | |||
Рисование | По показу | ||
По подражанию | |||
Конструирование | По показу | ||
По подражанию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...