"Сравнительная характеристика ФФНР при дизартрии, ринолалии, дислалии."
методическая разработка по коррекционной педагогике

Сравнительная характеристика ФФНР при дизартрии, ринолалии, дислалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ffnr_sravnitelnaya_harakteristika_ffnr_pri_dizartrii.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика ФФНР при дизартрии, ринолалии, дислалии.

Клинико-педагогическая классификация определения

Артикуляционный аппарат

Произносительная сторона речи

Дислалия

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено.

Звукопроизношение

При дислалии могут наблюдаться следующие нарушения звукопроизношения:

- Фонологические (фонематические) дефекты - замены и смешения. Нарушена система языка.

- Антропофонические (фонологические) - искажения. Нарушена произносительная норма речи.

Выделяют следующие нарушения звукопроизношения:

  • Ротацизм (искажение) и параротацизм (замена, смешение) - дефект произношения р и р’;
  • Ламбдацизм и параламбдацизм  - л и л’;
  • Сигматизм и парасигматизм - дефекты произношения шипящих и свистящих;
  • Йотацизм и парайотацизм - звук j;
  • Каппацизм и паракаппацизм - к и к’;
  • Гаммацизм и парагаммацизм - г и г’;
  • Хитизм и парахитизм - х и х’.

Нарушения звукопроизноения могут быть простыми (один звук или одна группа звуков) и сложными (несколько звуков из разных групп).

В связи с причинами возникновения нарушения выделяют механическую (органическую) дислалию (обусловлена анатомическими дефектами переферического аппарата речи) и функциональную дислалию (несформированы специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков). Выделяют 3 формы функциональной дислалии:

- Акустико-фонематическая;

- Артикуляторно-фонематическая;

- Артикуляторно-фонетическая.

Голос

При неосложенной форме дислалии нарушений голоса не наблюдается.

Дыхание

При неосложенной форме дислалии нарушений дыхания не наблюдается.

Темп и ритм

При неосложенной форме дислалии нарушений темпа и ритма речи не наблюдается.

Фонематический слух

При акустико-фонематической  форме функциональной дислалии само нарушение обусловлено несформированнотью фонематических процессов. Это дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи. К таким операциям относятся опознание, узнавание, сличение акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.

В связи с неопознанием того или иного признака звук узнается ребенком неправильно, что приводит к неправильному восприятию слов.

Ринолалия

Выделяют следующие аномалии строения артикуляционного аппарата при ринолалии:

  1. врожденные расщелины неба и губы; различают частичную и полную расщелину губы.

- односторонняя расщелина верхней губы: скрытая, частичная, полная;

- двусторонняя расщелина верхней губы: скрытая, частичная, полная;

- односторонняя расщелина верхней губы и альвеолярного отростка: частичная, полная;

- двухсторонняя расщелина верхней губы и альвеолярного отростка: частичная, полная;

- односторонняя полная расщелина верхней губы и нёба;

двухсторонняя полная расщелина верхней губы и нёба

- врождённая расщелина нёба: субмукозная, частичная, полная.

2)        подслизистые расщелины, которым часто сопутствует врожденное недоразвитие нёба. Мягкое нёбо в этих случаях, как правило, бывает укороченным.

3)        врожденные недоразвития неба характеризуется укорочением мягкого нёба при нормальной длине твёрдого нёба.

4)        врожденная асимметрия лица при деформации неба.

Звукопроизношение при ринолалии поражено тотально.

Гласные - величение носового оттенка от а к у в последовательности а о э и у.

Согласные - наиболее харак-терны при этом замены взрывных и фрикативных глоточными (фарингеальными) и гортанными (ларингеальными).

Губно-губные п, п', б, б' бывают беззвучными, или заменяются  выдохом, или артикулируются с таким сильным носовым оттенком,   что   превращаются соответственно в (м, м')или образуют на уровне глотки (п, п') или гортани (б, б"), превращаясь в звуки, сходные с к, г.

Заднеязычные к, г образуются подобным образом, поскольку дефект делает невозможным контакт спинки языка и нёба. Звук г бывает также фрикативным глоточным.

Переднеязычные т, т', д, д' ослабляются или замещаются на н, н', заменяются гортанной или глоточной смычкой.

Фрикативные согласные подавляющее большинство детей заменяют глоточными, очень сходными по звучанию образованиями. Изредка встречаются боковые или двугубные замены.

Нарушения носовых при ринолалии выражаются чаще всего в замене их неоформленной вокализацией; фонема л бывает двугубной, заменяется на й, н,  а ее мягкая пара чаще других ротовых звуков русского языка произносится правильно. Заменяют  л' на й  или н' совсем пропускают.

Согласные фонемы р, р' почти никогда не достигают нормального звучания. Звук пропускается, заменяется одноударным или проторным.

При ринолалии часто страдает озвончение согласных, особенно фоном б, б', д, д', з, з', ж. Они заменяются глухими парообразованиями.

Голос глухой, сдавленный, неполетный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком. Акустические изменения в спектре голоса лишают его звонкости и полетности и снижают разборчивость речи.

Другие изменения тембра связаны с объединением полостей носа, рта и глотки в одну, с особенностями конфигурации резонаторов при выраженных рубцах после уранопластики, с наличием дополнительных складок слизистой оболочки, ограничением открывания рта. Специфичны для  них фонастения или парез внутренних мышц гортани.

Изменения дыхания при расщелинах разносторонни. Из-за отсутствия разграничения  полостей носа и дети постоянно пользуются смешанным носоглоточным дыханием, при котором продолжительность выдоха резко сокращается. Дыхание становится учащенным, жизненная емкость легких понижается, отстает в развитии грудная клетка, уменьшается ее экскурсия.

Глубоко страдает фонационное дыхание. Дети с расщелинами нёба, разговаривая, продолжают дышать одновременно носом и ртом при исключительно ключичном типе дыхании. При выдохе значительный объем воздуха (в среднем 30%) утекает у них в нос, из-за чего, во-первых, резко укорачивается время выдоха и, во-вторых, понижается давление воздуха в надскладочном пространстве. Поэтому фонационное дыхание остается учащенным и поверхностным.

Нарушения темпа и ритма речи могут возникать в связи со специфическими особенностями дыхания. Речь может быть «скандированной».

Фонематический слух

Органическое нарушение переферического конца речедвигательного анализатора (расщелина неба) тормозит его влияние на слуховое восприятие звуков.  При этом у детей с ринолалией нет резкого перехода в различении звуков от акустически контрастных к близким, а степень различения звуков зависит от состояния экспрессивной стороны речи.

Дизартрия

Нарушение иннервации мышц артикуляторного аппарата.

Нарушение артикуляционной моторики  может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт,выражена гиперсаливация (слюнотечение)

Звукопроизношение

- Стойкий характер нарушения и особая трудность их преодоления;

- Трудность автоматизации звуков;

- Нарушение произношения и гласных, и согласных звуков;

- Преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих звуков;

- Оглушение звонких звуков;

- Палатализация всех твердых звуков;

- Нарушения звукопроизношения особенно выражаются и усиливаются в речевом потоке.

Наиболее типичными являются искажения звуков.

Голос

Наиболее типичны: недостаточная сила голоса, голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи; отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый, напряженный, прерывистый); снижение или отсутствие голосовых модуляций.

Также характерны функциональные расстройства голоса (при волнении).

Дыхание

Могут быть связаны с нарушением тонуса дыхательных мышц или могут быть обусловлены  задержкой формирования дыхательной функциональной системы: у детей, ообенно с ДЦП, в школьном возрасте сохраняются инфантильные типы дыхания. Преобладает брюшной тип дыхания, очень частое и недостаточно глубокое.

Может нарушаться ритмичность дыхания. В момент речи дыхание учащается, даже после отдельных звуков ребенок моет делать поверхностные судорожные вдохи.

Часто бывают нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией. Отсюда появляется речь на вдохе, нарушается активный выдох, он, как правило, укорачивается. Не смотря на то, что рот все время открыт, воздух проходит через нос.

Также затрудняет дыхание наличие гиперкинезов. Они мешают произвольному контролю за дыхательными движениями.

Темп и ритм

Одно из самых стойких нарушений при дизартрии. Особенно влияет на разборчивость речи, эмоциональную выразительность. Наблюдаются нарушения темпа речи.

Фонематический слух

Артикуляторные затруднения,  оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.

Вторичная недостаточность фонематического восприятия  ярко проявляется у детей с псевдобульбарной дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Для детей с дизартрией трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".

Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....

Индивидуальный образовательный маршрут (алалия, дизартрия, ринолалия)

Индивидуальный образовательный маршрут (алалия, дизартрия, ринолалия)...

Индивидуальный образовательный маршрут (алалия, дизартрия, ринолалия)

Индивидуальный образовательный маршрут для коррекционной работы с детьми с алалией, дизартрией, ринолалией)....

Сообщение по теме: «Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика»

Дифференциальная диагностика сложной дислалии и нарушений звукопроизношения при дизартрическом компоненте: сравнительная характеристика....

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ)

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НАРУШЕНИЕМ (ДИСЛАЛИЯ, СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ, РИНОЛАЛИЯ)...

Сравнительная характеристика и диагностика детей со стертой формой дизартрии и дислалии

В своей практике я неоднократно сталкиваюсь с вопросами родителей: "Что такое дизартрия?", "Что такое дислалия?", "Чем отличаются между собой дизартрия и дислалия?". Диза...