Формирование социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК.
статья по коррекционной педагогике
В данной статье я представляю свой опыт работы по формированию социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать».
Розмари Кроссли
Трудно представить действительность без речи. Она нужна людям для общения друг с другом. Но что делать тогда, когда у детей с ментальными нарушениями в первую очередь значительно страдает речь, что негативно влияет на возможности самовыражения ребёнка: сообщении своих желаний и потребностей, чувств.
В таких случаях общение становится возможным при использовании альтернативной и дополнительной коммуникации. В арсенале АДК целый спектр разнообразных средств, позволяющий людям выражать свои мысли и общаться. Также альтернативная и дополнительная коммуникация помогает обучению детей и делает коммуникацию с ними эффективнее.
Я хочу вам рассказать о проекте «Мы вместе! Учимся! Общаемся! Творим!», целью которого является развитие коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями с использованием индивидуально подобранных средств АДК в продуктивных видах деятельности.
Задачи проекта:
- развивать у особого ребёнка интерес и потребность к общению с помощью средств АДК через деятельность, входящую в зону его интересов;
- расширять круг общения ребенка с использованием визуальной поддержки;
- постепенное увеличение количества визуальных помощников, используемых ребенком;
- обучение воспитанников делать выбор с помощью средств АДК;
- с помощью средств визуальной поддержки учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность действий во времени (Сначала - Потом);
- привлечь родителей к активному участию в проекте и использованию средств АДК со своими детьми.
Планируемый результат:
- у ребёнка повысится интерес и потребность к общению с помощью средств АДК через деятельность, входящую в зону его интересов;
- круг общения ребенка и количество визуальных помощников, используемых ребенком расширится;
- с помощью средств визуальной поддержки ребенок сможет устанавливать причинно-следственные связи, последовательность действий во времени (Сначала- Потом), а так же делать свой выбор;
- родители, овладев базовыми навыками АДК смогут лучше и многостороннее общаться с ребенком.
Организационно-подготовительный этап (январь - февраль)
- Мониторинг актуального уровня коммуникативных навыков детей-участников проекта.
- Родительский час на тему : «АДК- возможность и применение».
- Анкетирование родителей. Сбор данных. Анализ полученной информации.
- Встреча с родителями, совместное определение приоритетных средств АДК и способов поощрения для каждого ребенка.
Основной этап ( февраль-ноябрь).
Работа с детьми:
1. Подгрупповые и групповые занятия по плану проекта по трём направлениям: «Самообслуживание», «Домоводство», «Творчество» с использованием индивидуально подобранных средств АДК.
2. Использование методических пособий (инструкционные карты с перечнем оборудования по различным видам деятельности, бланки для рецептов блюд, списка покупок, тематические альбомы «Хорошо? Плохо?» (профилактика нежелательного и безопасного поведения) и др.)
3. Выполнение и отбор работ для участия в различных городских, всероссийских и международных конкурсах с творческими работами.
Работа с родителями.
- Выполнение «домашних заданий».
- Проведение тематических родительских часов и мастер-классов, индивидуальных онлайн встреч по запросу.
- Совместная экскурсионная деятельность (ребенок, педагог, родитель).
Заключительный этап (декабрь-январь).
- Повторный мониторинг уровня коммуникативных навыков детей-участников проекта.
2. Обсуждение повторного мониторинга уровня коммуникативных навыков детей-участников проекта с родителями и воспитателями групп.
3. Подведение итогов участия в конкурсах творческих работ.
4. Трансляция опыта работы над проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/23/picture-88428-1529724144.jpg)
Формирование социально – эмоциональной сферы ребёнка через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития социально-эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572631-1422192434.png)
Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками
Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-745548-1454066714.jpg)
Статья "Театрализованная деятельность в формировании социально-личностных особенностей детей старшего возраста"
laquo;Театрализованная деятельность в формировании социально-личностных особенностей как один из аспектов готовности к школьному обучению»...
Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»
. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/07/picture-1433624-1667827273.jpg)
Технологическая карта: совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность.
Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся в окружающем пространстве; выдвижение гипотез и предположений; умение сравн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/20/picture-1412639-1655696100.jpg)
«Формирование социального опыта у воспитанников через театральную деятельность»
Презентация, представление профессионального опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/20/picture-1517102-1710926850.jpg)
Формирование социальной адаптации особенного ребёнка, через развитие практико-ориентированной деятельности (на примере ручного труда).
В данной статье я описала конкретный практико-ориентированный проект, реализованный с детьми с тяжёлыми ментальными нарушениями....