Формирование социальной адаптации особенного ребёнка, через развитие практико-ориентированной деятельности (на примере ручного труда).
статья по коррекционной педагогике

Оксана Анатольевна Першина

В данной статье я описала конкретный практико-ориентированный проект, реализованный с детьми с тяжёлыми ментальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование социальной адаптации особенного ребёнка, через развитие практико-ориентированной деятельности (на примере ручного труда).

Социальная адаптация особенного ребёнка принадлежит к числу наиболее актуальных и сложных проблем для всех участников коррекционно-развивающего процесса. Дети испытывают огромные сложности в адаптации из-за проблем с физическим и психическим здоровьем: это трудности в установлении коммуникативных связей, неспособность к социальному взаимодействию и поведению. Особенные дети имеют множество ограничений в различных видах деятельности.

В дальнейшем это может привести к «вынужденной беспомощности», поэтому важно с раннего возраста давать ребёнку делать что-то самостоятельно, а самая богатая для этого сфера — ручной труд.

Я уверена, что сформированные на коррекционно-развивающих занятиях умения будут перенесены в повседневную жизнь, что позволит детям быть самостоятельными на максимально доступном им уровне.

Я хочу познакомить Вас с проектом «Азбука умений», целью которого является формирование социальной адаптации особенного ребёнка, через развитие практико-ориентированной деятельности (на примере ручного труда).

Задачи проекта:

-создать благоприятный эмоциональный фон;

-развивать восприятие, мышление, внимание, память;

-развивать зрительно-двигательную координацию (глаз-рука),

моторику (силу, амплитуду, скорость, точность движений рук);

-развивать речь, обогащать активный и пассивный словарь;

-формировать и развивать навыки работы с различными материалами;

-осуществлять плавный переход сформированных на занятиях навыков

в повседневную жизнь;

-проводить тематические мастер-классы для родителей в рамках проекта;

-создать виртуальную фотовыставку творческой деятельности воспитанников.

Участники проекта:

-воспитанники Центра (с учетом их индивидуальных возможностей):

1-ая группа «Рука в руке»

2-ая группа «Значительная помощь»

3-я группа «Направляющая помощь»

-специалисты проекта;

-воспитатели Центра;

-родители воспитанников.

Методы работ:

#1057;ловесные методы: беседа, объяснение, анализ, рассказ, инструкция.

#1053;аглядные методы: показ образца изделия, показ способа действия, инструкционные карты.

#1055;рактические методы: конструирование, моделирование, упражнение.

Виды работ с использованием различных материалов:

#1056;абота с бумагой ( в том числе самоклеющаяся) и картоном.

#1047;анятий лепкой из различных материалов (пластилин, соленое тесто).

#1056;абота с тканью.

#1056;абота с природными материалами.

#1056;абота с нитками.

#1048;спользование нетрадиционных техник (рисование пластилином, свечой, коллажи с использованием стружки, крупы, семян) и тд.

Этапы работы:

#1055;одготовительный этап.

Сформирование подгрупп воспитанников:

1-ая группа «Рука в руке»

2-ая группа «Значительная помощь»

3-я группа «Направляющая помощь»

2. Основной этап.

Мотивирование и привлечение детей к совместной и самостоятельной деятельности.

«Делай как я, делай вместе со мной, делай сам» - смотр , повторяй, пробуй, учись делать правильно, старайся делать самостоятельно, находи что-то новое.

#1047;аключительный этап - осуществление плавного перехода сформированных на занятиях навыков в повседневную жизнь.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня продуктивного взаимодействия между участниками проекта.

2. Перенос сформированных на занятиях по ручному труду навыков в повседневную жизнь.

3. Расширение диапазона самостоятельности в доступных возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально – эмоциональной сферы ребёнка через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность является одним из важных средств развития социально-эмоциональной сферы ребенка, так как она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ре...

Формирование социальной адаптации детей с нарушением зрения к окружающему миру через знакомство с неречевыми звуками

Для детей с нарушением зрения большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одним из главных в компенсаторной системе.Необходимо целенап...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

Современные дошкольники: проблемы воспитания и формирования социальной адаптации» «Игра как средство социальной адаптации дошкольника»

. В детских дошкольных учреждениях ведущая деятельность дошкольников - игра, которая из хаотичной и поверхностной под воздействием специалистов переходит в планомерную и углублённую....

Информационно-практико-ориентированный проект «В каждой крошке хлеба - труд»

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у ...

Формирование социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК.

В данной статье я представляю свой опыт работы по формированию социальной адаптации особенного ребёнка через развитие практико-ориентированной деятельности с использованием АДК....