Технологическая карта: совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность.
план-конспект занятия (старшая группа)

Зырянова Наталья Геннадьевна

Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся  в окружающем пространстве;  выдвижение гипотез и предположений; умение сравнивать, находить общее и различное; умение обобщать, фиксировать и иллюстрировать выводы; формирование способности развернуть практическую деятельность на основе результатов исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zyryanova_n.g._tehkarta_dokument_microsoft_word.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Что достойно комплимента?»

(Совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность)

Зырянова Наталья Геннадьевна,

воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ № 16 «Тополек»

Цель:        

Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся  в окружающем пространстве;  выдвижение гипотез и предположений; умение сравнивать, находить общее и различное; умение обобщать, фиксировать и иллюстрировать выводы; формирование способности развернуть практическую деятельность на основе результатов исследования.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для исследовательской и творческо-практической активности;
  2. Проблематизировать ситуации;
  3. Содействовать детскому целеполаганию;
  4. Демонстрировать детям и разделять с ними эмоциональные состояния: удивление, интерес, уверенность в выборе, удовлетворенность результатами;
  5. Способствовать возникновению и становлению культурных способов исследования;
  6. Поддерживать детей в стремлении добиться результата, который удовлетворит их самих;
  7. Организовать обсуждение хода и результатов деятельности (само- и взаимооценка);
  8. Содействовать командным способам деятельности.

Предполагаемые результаты: 

дети обнаружили и исследовали новые объекты (фото), появившиеся  в окружающем пространстве;  в ходе деятельности выдвигали  гипотезы и предположения; сравнивали, находили общее и различное; обобщали, делали выводы, пытались с помощью взрослого фиксировать и иллюстрировать выводы;   включились в практическую деятельность на основе результатов исследовании.

Цели детской деятельности (предполагаемые): 

рассматривание/изучение/исследование новых объектов (фото), создание творческих работ, достойных комплимента,  на основе идей,  появившихся  в результате исследования.

Результаты детской деятельности:

творческие работы созданы на основе возникших идей и в соответствии с замыслами, содержание работ достойно комплиментов.

Оборудование и материалы: фото, иллюстрации различных пространств, разнообразные  материалы для продуктивной творческой деятельности.

Структурные компоненты совместной деятельности:

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской   деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой

Создать атмосферу доброжелательности,

Игра на эмоциональный настрой «Комплименты»

Создает  атмосферу доброжелательности, играет с детьми, настраивает детей на деятельность.

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога.

Создана доброжелательная атмосфера.

 

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

Настроить детей на дальнейшую деятельность.

Организовать поисковую активность детей.

Обратить   внимание и интерес детей к предстоящей деятельности.

Инициировать эмоциональные проявления.

Обращение внимания детей на окружающее пространство, организация поисковой активности.

Уточняющие и выясняющие вопросы.

Проблемные ситуации.

Демонстрация эмоциональных проявлений.

Привлекает внимание детей к групповому пространству.

Задает детям вопросы, включается вместе с детьми в обследование пространства.

Активно участвуют в обследовании пространства,  высказывают свои суждения и предположения, обозначают свои чувства.

Дети настроены на дальнейшую совместную деятельность.

Внимание детей привлечено. У детей возникает желание действовать,

Актуализация

Практическая работа (исследовательская и продуктивная творческая деятельность)

Создать условия и организовать целенаправленное исследование детьми новых объектов.

 Инициировать и поддерживать стремление детей к совместным действиям для достижения цели.

Задавать и поддерживать эмоциональные проявления.

Постановка выясняющих и уточняющих вопросов.

Создание проблемных  ситуаций.

Положительное комментирование детских суждений. Инициирование и поддержка детских идей и замыслов. Обращение  к результатам исследования для применения их в практической работе.

Задает вопросы и организует детскую активность. Побуждает детей  к эмоциональным проявлениям.

Инициирует детские рассуждения и способствует их обобщению. Демонстрирует способы фиксации, согласуя их мнением детей.

Организует и сопровождает создание детьми творческих работ.

Дети включаются в исследование, рассуждают, выдвигают предположения, обозначают свои чувства.

Предлагают свои идеи  на основе результатов исследования.

Объединяются в команды, включаются в творческую продуктивную деятельность.

Дети с увлечением включились в деятельность,  реализуют свои замыслы.

Рефлексивно-корригирующий

Определение ближайшей перспективы

Формирование  у детей предпосылок рефлексии, умения использовать полученные результаты в новых ситуациях.

Обсуждение совместной  деятельности.

Само- и взаимооценка.

Организует рефлексию, включается в разговор как равноправный его участник.

Дети обозначают свое отношение к состоявшейся деятельности и творческим продуктам, соотнося результаты с замыслами

Дети вспомнили и соотнесли деятельность  со своим настроением и чувствами.

Предложили  свои идеи по ее дальнейшему развитию (обогащению)

Сценарный план

Структура деятельности

Деятельность педагога

Активность детей

Психологический настрой

Делаю  детям комплименты. Выясняю у детей, как можно одним словом назвать то, что я сейчас проговаривала. Предлагаю детям сделать друг другу комплименты, задавая направленность комплимента, н-р.: комплимент внешнему виду; комплимент понравившимся действиям, поведению; комплимент умениям. (Игра «Комплименты»).

? детям:  Какое настроение бывает у человека, что он сам чувствует,  когда он  говорит  другим комплименты?

Дети включаются в игру, возможно, предлагают свои поводы и основания для комплиментов.

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

? детям: в группе появилось что-то, чего не было раньше?

Предлагаю детям осмотреться внимательнее, принести на стол то, что они обнаружили (внесены фото помещений, украшенных к разным праздникам, фото группы в черно-белом варианте, ничем не приукрашенное, даже детские творческие работы не видны, прогулочные участки: один со снежными постройками для двигательной активности, другой пустой – только снег и веранда).

Вместе  с детьми обследую группу, удивляюсь обнаруженным фото.

? детям: почему эти фото появились в группе, что вы почувствовали, когда их обнаружили?

Дети обследуют пространство групповой ячейки (игровая, спальня, приемная, буфетная…)

Приносят в центр игровой, то, чего не было в группе еще утром.

Дети высказывают свое отношение к ситуации, предлагают свое понимание причин появления фото.

Актуализация

Практическая работа

(познавательно-исследовательская, продуктивная и др. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата).

Реплика и ? детям: мне очень интересно, что же эти фото хотят нам рассказать! что необходимо сделать, чтобы определить, зачем их принесли в группу?

(предположения детей)

При  необходимости предлагаю их сначала рассмотреть.

Перед рассматриванием выясняем, с какой целью будем рассматривать: понять, о чем нам говорит то, что изображено на фото; определить, что общего, в чем различия; увидеть, есть ли несоответствия, неточности  в изображенном на фото  и т.д.

(общие рассуждения детей, сама включаюсь в рассуждения)

Предлагаю подвести итоги наших рассуждений, помогаю их обобщить и зафиксировать результаты на доске (символические рисунки, готовые символы).

??детям: что вы чувствовали, когда рассматривали фото? менялось ли у вас настроение при переходе от одного фото к другому? каким бы пространствам, изображенным на фото, вы сделали комплименты, а каким нет? почему?

(высказывания детей, проговариваю свои чувства, отношение, обосновывая их). Фиксирую  чувства и отношение детей, соотнося их  с визуализированными  на доске результатами наших рассуждений по-поводу рассмотренных фото.

Предлагаю детям дать оценку моим фиксациям: с чем согласны, с чем не согласны.

? детям: что мы можем сделать, чтобы у всех пространств, изображенных на фото, появились комплименты?

(предложения детей: идеи, замыслы)

Предлагаю  детям объединиться в команды (на основе общих идей и замыслов) для дальнейшей творческой (продуктивной) деятельности, в зависимости от возникших идей  выбрать материалы и способы деятельности и договориться о вкладе каждого в реализацию общего замысла. Возможна индивидуальная работа, работа в парах.

Напоминаю детям, что при необходимости они могут пригласить меня в свою команду как ее временного члена в роли консультанта или помощника.

Занимаю позицию заинтересованного  активного наблюдателя.

Дети включаются в исследование фото, рассуждают по-поводу их содержания, выдвигают гипотезы о причинах их появления в группе, обозначают свои чувства и свое отношения к содержанию фото.

Предлагают свои идеи  по совершенствованию пространств, изображенных на фото, которые не получили комплиментов.

Объединяются в команды, включаются в творческую продуктивную деятельность.

Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

Предлагаю детям представить друг другу свои творческие работы для обсуждения и высказывания отношения к ним.

?? детям:

- какие идеи  и замыслы реализованы вашими товарищами в  представленных ими  работах (взаимооценка)?  

- что было вашей идеей и вашим замыслом, получилось ли у вас  задуманное (самооценка)?

Дети обозначают свое отношение к состоявшейся деятельности и творческим продуктам, соотнося результаты с замыслами.

Рефлексия, определение ближайшей перспективы.

?? детям:

- что чувствовали, какое у вас было настроение, менялось ли оно в ходе творческой работы?

- как будем действовать дальше?

Делюсь с детьми своими впечатлениями и отношение к деятельности. Предлагаю свои идеи по-поводу дальнейших совместных дел.

Дети вспоминают состоявшуюся деятельность, соотнося ее со своим настроением и чувствами.

Возможно, планируют свои дальнейшие действия, связанные с появившимися творческими работами, полученными в ходе деятельности представлениями и впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».

Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна

Цель: Создать условия для  расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи:   - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1.      Организация деятельности детей п...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности "Земля-наш дом"

Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей....