Технологическая карта: совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность.
план-конспект занятия (старшая группа)
Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся в окружающем пространстве; выдвижение гипотез и предположений; умение сравнивать, находить общее и различное; умение обобщать, фиксировать и иллюстрировать выводы; формирование способности развернуть практическую деятельность на основе результатов исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zyryanova_n.g._tehkarta_dokument_microsoft_word.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что достойно комплимента?»
(Совместная практико-ориентированная исследовательская деятельность)
Зырянова Наталья Геннадьевна,
воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ № 16 «Тополек»
Цель:
Формирование у старших дошкольников исследовательских навыков и умений: исследование новых объектов, появившихся в окружающем пространстве; выдвижение гипотез и предположений; умение сравнивать, находить общее и различное; умение обобщать, фиксировать и иллюстрировать выводы; формирование способности развернуть практическую деятельность на основе результатов исследования.
Задачи:
- Обеспечить условия для исследовательской и творческо-практической активности;
- Проблематизировать ситуации;
- Содействовать детскому целеполаганию;
- Демонстрировать детям и разделять с ними эмоциональные состояния: удивление, интерес, уверенность в выборе, удовлетворенность результатами;
- Способствовать возникновению и становлению культурных способов исследования;
- Поддерживать детей в стремлении добиться результата, который удовлетворит их самих;
- Организовать обсуждение хода и результатов деятельности (само- и взаимооценка);
- Содействовать командным способам деятельности.
Предполагаемые результаты:
дети обнаружили и исследовали новые объекты (фото), появившиеся в окружающем пространстве; в ходе деятельности выдвигали гипотезы и предположения; сравнивали, находили общее и различное; обобщали, делали выводы, пытались с помощью взрослого фиксировать и иллюстрировать выводы; включились в практическую деятельность на основе результатов исследовании.
Цели детской деятельности (предполагаемые):
рассматривание/изучение/исследование новых объектов (фото), создание творческих работ, достойных комплимента, на основе идей, появившихся в результате исследования.
Результаты детской деятельности:
творческие работы созданы на основе возникших идей и в соответствии с замыслами, содержание работ достойно комплиментов.
Оборудование и материалы: фото, иллюстрации различных пространств, разнообразные материалы для продуктивной творческой деятельности.
Структурные компоненты совместной деятельности:
Этап занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы, возможные виды детской деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результаты |
Психологический настрой | Создать атмосферу доброжелательности, | Игра на эмоциональный настрой «Комплименты» | Создает атмосферу доброжелательности, играет с детьми, настраивает детей на деятельность. | Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога. | Создана доброжелательная атмосфера.
|
Вводно-организационный Мотивационно-побудительный | Настроить детей на дальнейшую деятельность. Организовать поисковую активность детей. Обратить внимание и интерес детей к предстоящей деятельности. Инициировать эмоциональные проявления. | Обращение внимания детей на окружающее пространство, организация поисковой активности. Уточняющие и выясняющие вопросы. Проблемные ситуации. Демонстрация эмоциональных проявлений. | Привлекает внимание детей к групповому пространству. Задает детям вопросы, включается вместе с детьми в обследование пространства. | Активно участвуют в обследовании пространства, высказывают свои суждения и предположения, обозначают свои чувства. | Дети настроены на дальнейшую совместную деятельность. Внимание детей привлечено. У детей возникает желание действовать, |
Актуализация Практическая работа (исследовательская и продуктивная творческая деятельность) | Создать условия и организовать целенаправленное исследование детьми новых объектов. Инициировать и поддерживать стремление детей к совместным действиям для достижения цели. Задавать и поддерживать эмоциональные проявления. | Постановка выясняющих и уточняющих вопросов. Создание проблемных ситуаций. Положительное комментирование детских суждений. Инициирование и поддержка детских идей и замыслов. Обращение к результатам исследования для применения их в практической работе. | Задает вопросы и организует детскую активность. Побуждает детей к эмоциональным проявлениям. Инициирует детские рассуждения и способствует их обобщению. Демонстрирует способы фиксации, согласуя их мнением детей. Организует и сопровождает создание детьми творческих работ. | Дети включаются в исследование, рассуждают, выдвигают предположения, обозначают свои чувства. Предлагают свои идеи на основе результатов исследования. Объединяются в команды, включаются в творческую продуктивную деятельность. | Дети с увлечением включились в деятельность, реализуют свои замыслы. |
Рефлексивно-корригирующий Определение ближайшей перспективы | Формирование у детей предпосылок рефлексии, умения использовать полученные результаты в новых ситуациях. | Обсуждение совместной деятельности. Само- и взаимооценка. | Организует рефлексию, включается в разговор как равноправный его участник. | Дети обозначают свое отношение к состоявшейся деятельности и творческим продуктам, соотнося результаты с замыслами | Дети вспомнили и соотнесли деятельность со своим настроением и чувствами. Предложили свои идеи по ее дальнейшему развитию (обогащению) |
Сценарный план
Структура деятельности | Деятельность педагога | Активность детей |
Психологический настрой | Делаю детям комплименты. Выясняю у детей, как можно одним словом назвать то, что я сейчас проговаривала. Предлагаю детям сделать друг другу комплименты, задавая направленность комплимента, н-р.: комплимент внешнему виду; комплимент понравившимся действиям, поведению; комплимент умениям. (Игра «Комплименты»). ? детям: Какое настроение бывает у человека, что он сам чувствует, когда он говорит другим комплименты? | Дети включаются в игру, возможно, предлагают свои поводы и основания для комплиментов. |
Вводно-организационный Мотивационно-побудительный | ? детям: в группе появилось что-то, чего не было раньше? Предлагаю детям осмотреться внимательнее, принести на стол то, что они обнаружили (внесены фото помещений, украшенных к разным праздникам, фото группы в черно-белом варианте, ничем не приукрашенное, даже детские творческие работы не видны, прогулочные участки: один со снежными постройками для двигательной активности, другой пустой – только снег и веранда). Вместе с детьми обследую группу, удивляюсь обнаруженным фото. ? детям: почему эти фото появились в группе, что вы почувствовали, когда их обнаружили? | Дети обследуют пространство групповой ячейки (игровая, спальня, приемная, буфетная…) Приносят в центр игровой, то, чего не было в группе еще утром. Дети высказывают свое отношение к ситуации, предлагают свое понимание причин появления фото. |
Актуализация Практическая работа (познавательно-исследовательская, продуктивная и др. деятельность, направленная на достижение цели и получение предполагаемого результата). | Реплика и ? детям: мне очень интересно, что же эти фото хотят нам рассказать! что необходимо сделать, чтобы определить, зачем их принесли в группу? (предположения детей) При необходимости предлагаю их сначала рассмотреть. Перед рассматриванием выясняем, с какой целью будем рассматривать: понять, о чем нам говорит то, что изображено на фото; определить, что общего, в чем различия; увидеть, есть ли несоответствия, неточности в изображенном на фото и т.д. (общие рассуждения детей, сама включаюсь в рассуждения) Предлагаю подвести итоги наших рассуждений, помогаю их обобщить и зафиксировать результаты на доске (символические рисунки, готовые символы). ??детям: что вы чувствовали, когда рассматривали фото? менялось ли у вас настроение при переходе от одного фото к другому? каким бы пространствам, изображенным на фото, вы сделали комплименты, а каким нет? почему? (высказывания детей, проговариваю свои чувства, отношение, обосновывая их). Фиксирую чувства и отношение детей, соотнося их с визуализированными на доске результатами наших рассуждений по-поводу рассмотренных фото. Предлагаю детям дать оценку моим фиксациям: с чем согласны, с чем не согласны. ? детям: что мы можем сделать, чтобы у всех пространств, изображенных на фото, появились комплименты? (предложения детей: идеи, замыслы) Предлагаю детям объединиться в команды (на основе общих идей и замыслов) для дальнейшей творческой (продуктивной) деятельности, в зависимости от возникших идей выбрать материалы и способы деятельности и договориться о вкладе каждого в реализацию общего замысла. Возможна индивидуальная работа, работа в парах. Напоминаю детям, что при необходимости они могут пригласить меня в свою команду как ее временного члена в роли консультанта или помощника. Занимаю позицию заинтересованного активного наблюдателя. | Дети включаются в исследование фото, рассуждают по-поводу их содержания, выдвигают гипотезы о причинах их появления в группе, обозначают свои чувства и свое отношения к содержанию фото. Предлагают свои идеи по совершенствованию пространств, изображенных на фото, которые не получили комплиментов. Объединяются в команды, включаются в творческую продуктивную деятельность. |
Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка) | Предлагаю детям представить друг другу свои творческие работы для обсуждения и высказывания отношения к ним. ?? детям: - какие идеи и замыслы реализованы вашими товарищами в представленных ими работах (взаимооценка)? - что было вашей идеей и вашим замыслом, получилось ли у вас задуманное (самооценка)? | Дети обозначают свое отношение к состоявшейся деятельности и творческим продуктам, соотнося результаты с замыслами. |
Рефлексия, определение ближайшей перспективы. | ?? детям: - что чувствовали, какое у вас было настроение, менялось ли оно в ходе творческой работы? - как будем действовать дальше? Делюсь с детьми своими впечатлениями и отношение к деятельности. Предлагаю свои идеи по-поводу дальнейших совместных дел. | Дети вспоминают состоявшуюся деятельность, соотнося ее со своим настроением и чувствами. Возможно, планируют свои дальнейшие действия, связанные с появившимися творческими работами, полученными в ходе деятельности представлениями и впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Вода Байкала».
Цель: Создать условия для формирования элементарных представлений об озере Байкал.Задачи: Организовать деятельность для расширения представлений о природе и богатстве родного края; стремится к восприя...
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Как готовятся к зиме животные». Педагог Ивановская Светлана Степановна
Цель: Создать условия для расширения представления детей о жизни животных осенью.Задачи: - Организовать деятельность детей по расширению представлений о диких и домашних животных....
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна
ЦЕЛЬ: Создать условия для расширения и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...
Технологическая карта ОД по познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе «Свойство бумаги»
НОД по познавательно- исследовательская деятельность во II младшей группе...
Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1. Организация деятельности детей п...
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Домашние животные"
Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных....
Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности "Земля-наш дом"
Цель: создать условия для формирования представлений о планете Земля и жизни людей на планете, прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей....