Стандартизированное наблюдение, как метод психолого - педагогической оценки результативности.
методическая разработка по теме
Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток- трудоёмкость протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проеведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход я вижу в испльзовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм). Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста.Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено на заседании методического
объединения ГБОУ ЦПМСС Выборгского р-на
г. Санкт- Петербурга
Протокол № _________« _____» мая 2013 года
Директор ______________ Кургинова А.Н.
Диагностическая методика «Стандартизированное наблюдение» ( авторская разработка педагога- психолога ГБОУ ЦПМСС Побединской Ирины Викторовны)
- Актуальность предложенной формы инструментария: Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток - трудоёмкость протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения, проведённого на групповом занятии. Однако, данная форма работы совершенно необходима. Выход я вижу в испльзовании протокола стандартизированного наблюдения. Предлагаемый мною протокол может быть изменён под цели и задачи Вашего курса. Оценка параметров поведения проводится по системе от 0 до 10. Протокол желательно заполнять на каждом занятии по каждому ребёнку, тогда в конце кураса будет возможен анализ индивидуальной результативности и написание аналитической справки ( с построением графиков, таблиц, диаграмм). Также возможно использование полученных данных при анализе групповых тенденций, оценки сравнительной оценки эффективности занятий. При сравнении эффективности занятий можно сделать вывод о наиболее эффективных методах и формах групповой работы, динамике группового и личностного роста. Протоколирование возможно как по группам личностного роста, психотерапевтическим группам, таки по уменческим группам. Возможно также использование формализированного наблюдения в ходе индивидуальных занятий и консультирования.
- Цель использования: дать количественную оценку поведенческим проявлениям ребёнка.
- Параметры, выбранные мною для наблюдения :
Закрытость - открытость | Способность ребёнка откровенно говорить о себе, проявлять свои чувства, проявлять естественность и непосредственность поведения |
пассивность - активность | Степень активности ребёнка- количество высказываний, внесение предложений по ходу занятий, экспрессивность проявлений. |
агрессивность – доброжелательность | Наблюдаемые проявления вербальной и невербальной агрессии, склонность к поддержке, помощи другим участникам группы |
критичность – терпимость | Выраженность склонности к оцениванию действий , поведения, результатов деятельности других членов группы ( и себя) в соответствии со своими представлениями и установками «правильности- неправильности». Гибкость в поведении и установках. Терпимость к «инакомыслию». |
пессимизм – оптимизм | Проявляющиеся в поведении и высказывании ребёнка установки на успешность процесса, достижении желаемого результата, оценке своих способностей. |
расторможенность – нормативность | Способность действовать в соответствии с правилами и нормами группы ( специально оговариваются и принимаются общим решением в начале занятий). |
уровень креативности | Способность проявлять в результатах труда нешаблонное мышление, воплощать свой замысел в действия, давать интерпретации происходящему ( интеллектуальное и прикладное творчество) |
Уровень включённости | Интерес к занятиям, выражение позитивной установки на посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительной причины. Прим.: Высокий уровень включённости может сочетаться со средним уровнем вербальной и поведенческой активности на занятиях. |
Я планировала проводить оценку поведенческих параметров каждое занятие. С моей точки зрения, это могло бы позволить оценить влияние содержания конкретных занятий на результативность проявления тех или иных качеств ( например, выяснить, какое именно качество личности более всего развивается на том или ином занятии цикла). Но из-за дефицита времени и отсутствия опыта ведения такого рода системных наблюдений , данная диагностика использовалась мною трижды - в начале, в середине и конце цикла. Это позволило выявить групповые тенденции в развитии отдельных качеств и получить общую картину по группе.
- Форма протокола:
Протокол оценки наблюдения за поведением ребёнка в ходе проведения групповых занятий.
ФИО ребёнка_____________________________________ Дата________________________
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Закрытость | Открытость | |||||||||||
Пассивность | Активность | |||||||||||
Агрессивность | Доброжелательность | |||||||||||
Критичность | Терпимость | |||||||||||
Пессимизм | Оптимизм | |||||||||||
Расторможенность | Нормативность | |||||||||||
Трудности в творческом самовыражении | Креативность | |||||||||||
Низкий уровень включённости | Высокий уровень включённости |
ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ _______________________ ( подпись)
- Обработка результатов:
Производится прямой перевод оценок в баллы.
Пример.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Закрытость | * | Открытость | ||||||||||
Пассивность | * | Активность | ||||||||||
Агрессивность | * | Доброжелательность | ||||||||||
Критичность | * | Терпимость | ||||||||||
Пессимизм | * | Оптимизм | ||||||||||
Расторможенность | * | Нормативность | ||||||||||
Трудности в творческом самовыражении | * | Креативность | ||||||||||
Низкий уровень включённости | * | Высокий уровень включённости |
Присвоение баллов:
Закрытость- открытость- 3 балла
Пассивность- Активность- 5 баллов
Агрессивность- доброжелательность – 5 баллов
Критичность- терпимость- 0 баллов и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-486460-1479240532.jpg)
Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению по Н.Семаго и М.Семаго
Диагностика готовности к школьному обучению...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/22/picture-954163-1508667418.jpg)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Программа и методические рекомендации по проведению обследования и анализу результатовНаталья СЕМАГО,кандидат психологических наук,Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наукВВЕДЕНИЕТема готовно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/09/picture-1009555-1518151552.jpg)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАГОТОВНОСТИ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-195371-1363713234.jpg)
СТАТЬЯ «Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики»
В данной статье Вы более подробно познакомитесь с один из основных методов педагогической диагностики – наблюдение. Метод наблюдения – главный и наиболее доступный для пе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/27/picture-1252534-1590561918.jpg)
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Семаго М.Семаго
Психолого-педагогичская оценка готовности к началу школьного обучения.1.Введение2.Методтческие основы предлагаемой программы скрининговой оценки3.Описание программы4.Общие требования к проведению фрон...
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения Н.Я. Семаго, М.М. Семаго
Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-867287-1481888526.jpg)
Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н. Я., Семаго М. М.)
Методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения....