Статья "Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
статья по коррекционной педагогике

Спитан Юлия Александровна

Статья раскрывает специфические особенности развития восприятия у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основные направления коррекционно-развивающей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие восприятия у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Спитан Юлия Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 5).

Развитие восприятия является одним из направлений работы учителя-дефектолога ГБДОУ детского сада № 5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. [5]

Восприятие включает в себя активный двигательный компонент и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа. Выделяют следующие уровни перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.

Основные свойства восприятия:

- целостность;

- константность;

- структурность;

- осмысленность;

- избирательность.

Восприятие является основой познания мира, фундаментом развития познавательной сферы. Коррекционно-развивающая работа в данном направлении проводится с раннего дошкольного возраста.

Основная цель работы: развитие и коррекция восприятия у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи работы:

  1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений.
  2. Развитие и коррекция пространственного восприятия.
  3. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
  4. Развитие и коррекция слухового восприятия.

Процесс формирования восприятия у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличается качественным своеобразием. К категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся дети со следующими видами патологии:

- заболевания нервной системы;

- врожденная патология опорно-двигательного аппарата;

- приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата.

При всем многообразии врожденных и приобретенных заболеваний отмечаются характерные особенности в формировании психического процесса восприятия у дошкольников данной категории. Ведущими являются нарушения двигательной сферы (задержка формирования, недоразвитие, нарушения или утрата двигательных функций), также могут присутствовать нарушения сенсорных функций, познавательной сферы. При наличии речевых нарушений затруднено формирования и активизация соответствующего словаря.

Процесс зрительного восприятия является сложной функциональной системой, опирающейся на совместную работу целого комплекса корковых зон. [3]

Зрительное восприятие играет ведущую роль в психическом развитии детей дошкольного возраста и готовности их к школьному обучению. Особенности развития двигательной сферы дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата приводят к нарушению зрительно-моторной координации, что негативно сказывается на формировании образа восприятия. В коррекционно-развивающую работу включаются игры  и упражнения на тренировку функции мышц-глазодвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения. У дошкольников данной категории может отмечаться нечеткость восприятия предметов и картинок, сложности при поиске и вычленении детали картинки, части предмета. Необходимо научить детей выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Затем проводится аналогичная работа с картинками. Развивается восприятие сюжетной картины (перечисление предметов, выделение основных и вторичных персонажей, выделение персонажей на первом и втором планах, описание и толкование сюжета).

У дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечается недостаточность развития дифференцированности зрительного восприятия. Дети испытывают затруднения в узнавании усложненных вариантов предметных изображений, при восприятии конфликтных составных фигур. Для анализа детям предлагаются контурные, силуэтные, перечеркнутые, зашумленные,  наложенные изображения, узоры различной степени сложности. Используются игры и упражнения для узнавания целостного образа по деталям, воссоздания целого из частей. Проводится работа по развитию восприятия цвета. На начальном этапе подбираются объекты, отличающиеся одним признаком – цветом. Используются предметы окружающей действительности, предметные картинки, геометрические фигуры. Формируются умения: отбирать предметы указанного цвета, группировать различные предметы по цвету, передавать цвет, соответствующий выбранному предмету в продуктивной деятельности,

строить ряды в соответствии с оттенками спектра, сравнивать предметы по цвету, использовать в речи названия основных цветов и оттенков.

При знакомстве с формой предметов необходимо исследовать объект на ощупь. Дети обводят геометрическую фигуру пальцем, рисуют в воздухе, обводят по трафарету, рисуют по точкам. Конструирование из геометрических фигур позволяет проанализировать форму предметов окружающей действительности. В ходе обучения формируются умения: соотносить предмет, предметную картинку с геометрической фигурой,  обозначать словом форму предметов, сравнивать и группировать предметы по форме, воссоздавать геометрические фигуры из частей.

 Для развития восприятия величины используются игры с дидактическими игрушками, бытовыми предметами. Дети сравнивают предметы по величине в практической и игровой деятельности, осуществляют группировки. При построении ряда по величине выделяют самый большой и самый маленький предмет, включают предмет в ряд. Формируются понятия «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий».

Восприятие пространства необходимо для ориентировки в окружающем мире. Дошкольников учат:

- выделять и различать пространственные признаки и отношения;

- обозначать словом пространственные признаки и отношения;

- ориентироваться в пространстве в различных видах деятельности.

Пространственный анализ осуществляется целым комплексом анализаторов. Вследствие двигательной депривации и корковых нарушений ориентировка в пространстве у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата затруднена. В ходе коррекционно-развивающей работы формируются представления о схеме тела, навыки ориентировки в окружающем пространстве, на плоскости, на листе. Особое внимание уделяется конструированию из объемного строительного материала, геометрических фигур, счетных палочек и т.д. Происходит расширение и актуализация словаря за счет наречий, обозначающих пространственные отношения, предлогов. Воспитанники учатся использовать в речи предложно-падежные конструкции. Задания выполняются по подражанию действиям взрослого, затем по образцу и словесной инструкции.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто отмечается нарушение стереогноза. Стереогноз не является врожденным свойством, приобретается в процессе предметно-практической деятельности. Развитие тактильного восприятия происходит в процессе определения характерных свойств предметов на ощупь. У воспитанников данной категории ощупывающие движения рук слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. Слабость ощущений движений при исследовании предметов, а также затруднения в ходе осуществления действий  приводит к недостаточности осязательного восприятия. В процессе предметно-практической деятельности дошкольники учатся устанавливать различные свойства предметов в ходе действия с ними: форму, вес, консистенцию, плотность, термические свойства, размеры, пропорции, фактуру и т.д. Используются игры с различными материалами, геометрическими формами, предметами. Формируются умения:

- выбирать предметы на ощупь;

- соотносить форму и величину предметов;

- различать материалы;

- узнавать предмет по обводящему движению пальцем;

- определять температуру предметов;

- использовать в речи соответствующий словарь.

Недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора может присутствовать у воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Слуховое восприятие не дифференцировано, отмечаются нарушения фонематического слуха, слухового внимания, повышенная отвлекаемость. В ходе коррекционно-развивающей работы воспитанников обучают:

- различать речевые и неречевые звуки;

- определять звучание музыкальных инструментов;

- определять расстояние (близко или далеко) и направление звука в пространстве;

- воспроизводить простейшие ритмы;

- использовать в речи понятия «громко - тихо», «высоко – низко», «быстро – медленно».

Таким образом, развитие восприятия у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуется специфическими особенностями в формировании данной психической функции.

Развитие восприятия является одним из приоритетных направлений работы учителя-дефектолога. В результате коррекционно-развивающей работы у воспитанников отмечается положительная динамика в развитии зрительного, слухового, пространственного, тактильного восприятия.

Список литературы:

  1. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. «Основы специальной психологии», М., Издательский центр «Академия», 2010.
  2. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии», М., Издательский центр «Академия», 2013.
  3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата», М., Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Мигунова И.Н., Якимова Л.В., Замашнюк Е.В., Ковалева Л.П., Ларина Л.Г., Пушкина И.А., Данилова О.И. «Педагогическая диагностика развития зрительного восприятия дошкольников в условиях ДОО компенсирующего вида», СПб, Издательство «Детство-Пресс», 2016.
  5. Столяренко Л.Д. «Психология и педагогика: учебное пособие для бакалавров», М., Издательство «Юлрайт», 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с клейстером: методика работы с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и (или) отклонения в поведении.

Методика «Игры с клейстером» адресована учителям-дефектологам, педагогам-психологам, родителям. Рекомендуется для работы с дошкольниками с двигательными нарушениями и (или) отклонениями в поведении (т...

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...

«Организация физкультурных занятий для дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата»

В докладе представлено описание физкультурного занятия, проведенного в группе детей среднего возраста и условия, созданные на занятии для ребенка с диагнозом ДЦП....

«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»

Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»...

Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в логопедической группе детского сада.

Статья, посвященная опыту работы по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками....

«Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...