«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»
материал по физкультуре на тему

Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_zst-pedmarafon_2014.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47»

                 

Сообщение к презентации опыта работы

на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»

по теме:

«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

                                 

Подготовила:

Инструктор по физкультуре

Груздева Галина Васильевна.

г. Ярославль

2010 г.

        Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий. Высокая потребность в них обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детей год от года ухудшается. Данные официальной статистики - общая заболеваемость детей в возрасте о 0 до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%. 

Что же такое здоровьесберегающие технологии? Это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящих ущерб здоровью ребенка, а так же качественная характеристика педагогических технологий по критерию воздействия на здоровье детей.

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании? Данные технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение и поддержание здоровья детей в рамках педагогического процесса в детском саду.

Использование бассейна в ДОУ способствует:

  • повышению двигательной активности детей;
  • разнообразию закаливающих процедур;
  • усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
  • снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность  использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий. 

 Оздоровительные занятия в бассейне для детей, имеющих нарушения ОДА, имеют ряд отличительных особенностей:

  • приоритетное использование специальных корригирующих упражнений в воде, учитывая диагноз ребенка;
  •  плавание брассом с удлиненной фазой скольжения;
  • выстраивание всего образовательного процесса на личностно-развивающих технологиях;
  • выделение игрового метода как основного;
  • подгрупповой и индивидуальный методы проведения.        

Структура оздоровительных занятий состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная. В подготовительную часть включаются разнообразные виды ходьбы, бега, несложные общеразвивающие упражнения, элементы дыхательной гимнастики. В основную часть входят упражнения из положения лежа на груди и на спине, такие как: скольжение с различным положением рук, скольжение в сочетании с выдохом, скольжение с движением ног «кролем», плавание «брассом», подвижные игры, игры на согласование речи с движением и др. В заключительной части используются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж.

Используемая система оздоровительных занятий для детей имеющих нарушения ОДА позволяет добиваться положительной  динамики показателей физического развития и здоровья и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные  виды здоровьесберегающих технологий.

Виды здоровьесберегающих технологий

Особенности методики проведения

Обеспечение температурного режима.

Температура воды от +29 до +32,

температура воздуха от +24 до +28.

«Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». И здесь уместно отметить, что в закаливании самое главное – температурный перепад.     Чтобы его компенсировать  организм    « запускает» механизм закаливания.

Гигиенический душ.

До и после занятий в бассейне.

Босохождение по «тропинке здоровья» – массаж биологически активных точек стопы.

«Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп). Стопа - это особая часть тела, на ней находится  огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по шипованным коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло.

Массаж:

  • самомассаж
  • взаимомассаж

Точечный массаж:

  • массаж лица;

  • массаж стоп ног;

  • массаж кистей рук.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал.

Цель - помочь предупредить и лечить отек слизистой оболочки носоглотки, нормализовать дыхание, повысить иммунитет, предотвратить простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица.

Цель - воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, прочистить энергетические каналы ног.

Цель - возбудить мышцы  руки прочистить энергетические каналы, оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник;

Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Гимнастика для глаз.

Цель - активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить окологлазные мышцы;

Игры на воде:

  • подвижные;
  • малоподвижные;

  • на согласование речи с движением;
  • пальчиковые.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр.

Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы.

Упражнения, снижающие двигательное и психоэмоциональное напряжение.

Упражнения на релаксацию.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера посредством психомышечной тренировки.

Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения с озвученным выдохом.

Цель - обеспечить полноценный дренаж бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру,

избавиться от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения.

Комплексы аквааэробики. Фигурное плавание.

Цель: формирование “мышечного корсета”, предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности.

Музотерапия.

Музсопровождение ритмических моментов.

Музоформление фона занятий.

Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой.

Работа с родителями:

  • Консультации;
  • Уголки здоровья;
  • Папки – передвижки.

Могут быть частью совместной деятельности   с целью познавательного развития.

Форма проведения зависит от поставленной задачи.

 

 Все перечисленные здоровьесберегающие технологии позволяют сделать вывод о том, что использование занятий по плаванию в оздоровительной работе с детьми, имеющими нарушения ОДА, является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленн...

Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в логопедической группе детского сада.

Статья, посвященная опыту работы по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками....

«Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»

Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...

Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП)

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах...

Обобщение опыта «Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик»

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...

Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик

В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...