«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно- двигательного аппарата»
материал по физкультуре на тему
Сообщение к презентации опыта работы на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_zst-pedmarafon_2014.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47»
Сообщение к презентации опыта работы
на мастер-классе в рамках педагогического марафона финалистов конкурса «Золотой фонд»
по теме:
«Использование здоровьесберегающих технологий при обучении плаванию дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Подготовила:
Инструктор по физкультуре
Груздева Галина Васильевна.
г. Ярославль
2010 г.
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевает обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий. Высокая потребность в них обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детей год от года ухудшается. Данные официальной статистики - общая заболеваемость детей в возрасте о 0 до 14 лет возросла за последние пять лет на 16%.
Что же такое здоровьесберегающие технологии? Это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящих ущерб здоровью ребенка, а так же качественная характеристика педагогических технологий по критерию воздействия на здоровье детей.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании? Данные технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение и поддержание здоровья детей в рамках педагогического процесса в детском саду.
Использование бассейна в ДОУ способствует:
- повышению двигательной активности детей;
- разнообразию закаливающих процедур;
- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
- снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;
А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Оздоровительные занятия в бассейне для детей, имеющих нарушения ОДА, имеют ряд отличительных особенностей:
- приоритетное использование специальных корригирующих упражнений в воде, учитывая диагноз ребенка;
- плавание брассом с удлиненной фазой скольжения;
- выстраивание всего образовательного процесса на личностно-развивающих технологиях;
- выделение игрового метода как основного;
- подгрупповой и индивидуальный методы проведения.
Структура оздоровительных занятий состоит из трех частей: подготовительная, основная и заключительная. В подготовительную часть включаются разнообразные виды ходьбы, бега, несложные общеразвивающие упражнения, элементы дыхательной гимнастики. В основную часть входят упражнения из положения лежа на груди и на спине, такие как: скольжение с различным положением рук, скольжение в сочетании с выдохом, скольжение с движением ног «кролем», плавание «брассом», подвижные игры, игры на согласование речи с движением и др. В заключительной части используются упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж.
Используемая система оздоровительных занятий для детей имеющих нарушения ОДА позволяет добиваться положительной динамики показателей физического развития и здоровья и дает возможность инструктору по плаванию использовать разнообразные виды здоровьесберегающих технологий.
Виды здоровьесберегающих технологий | Особенности методики проведения |
Обеспечение температурного режима. | Температура воды от +29 до +32, температура воздуха от +24 до +28. «Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». И здесь уместно отметить, что в закаливании самое главное – температурный перепад. Чтобы его компенсировать организм « запускает» механизм закаливания. |
Гигиенический душ. | До и после занятий в бассейне. |
Босохождение по «тропинке здоровья» – массаж биологически активных точек стопы. | «Самая лучшая обувь - это отсутствие обуви» (врач Себастьян Кнейп). Стопа - это особая часть тела, на ней находится огромное количество нервных окончаний. Мощный закаливающий эффект хождения по шипованным коврикам объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаливаем горло. |
Массаж:
Точечный массаж:
| Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится со старшего дошкольного возраста по специальной методике. Рекомендован детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями лор-органов. Используется наглядный материал. Цель - помочь предупредить и лечить отек слизистой оболочки носоглотки, нормализовать дыхание, повысить иммунитет, предотвратить простудные заболевания, воздействуя на активные точки лица. Цель - воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, прочистить энергетические каналы ног. Цель - возбудить мышцы руки прочистить энергетические каналы, оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник; |
Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. | Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопии. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы |
Гимнастика для глаз. | Цель - активизировать кровообращение в области глаз и мозга, укрепить окологлазные мышцы; |
Игры на воде:
| Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка. Используются элементы спортивных игр. Рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. |
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы. Упражнения, снижающие двигательное и психоэмоциональное напряжение. Упражнения на релаксацию. | Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера посредством психомышечной тренировки. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. |
Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения с озвученным выдохом. | Цель - обеспечить полноценный дренаж бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, избавиться от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения. |
Комплексы аквааэробики. Фигурное плавание. | Цель: формирование “мышечного корсета”, предупреждение искривлений позвоночника, гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног; устранение повышенной возбудимости и раздражительности. |
Музотерапия. Музсопровождение ритмических моментов. Музоформление фона занятий. | Музыка подбирается в соответствии с темой занятия, создает положительный эмоциональный настрой. |
Работа с родителями:
| Могут быть частью совместной деятельности с целью познавательного развития. Форма проведения зависит от поставленной задачи. |
Все перечисленные здоровьесберегающие технологии позволяют сделать вывод о том, что использование занятий по плаванию в оздоровительной работе с детьми, имеющими нарушения ОДА, является мощным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии коррекционного обучения с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
К сожалению, в современном обществе все больше наблюдается рождение ослабленных детей, диагноз которых Детский Церебральный Паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата, обусловленн...
«Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по обучению плаванию дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
Конспект занятия по плаванию для детей средней группы...
Интегрированное обучение и воспитание дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в логопедической группе детского сада.
Статья, посвященная опыту работы по созданию условий для интеграции дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) в группы с нормально развивающимися сверстниками....
«Использование фольклора в развитии движений у младших дошкольников с нарушением опорно двигательного аппарата»
Забота о здоровье ребенка стала приобретать сегодня приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые активные, здоровые.Наш детский сад компенсирующего вида для детей с нару...
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата (ДЦП)
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах...
Обобщение опыта «Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик»
В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...
Развитие моторики у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования традиционных и нетрадиционных методик
В статье рассмотрены возможности применения традиционных и нетрадиционных методик моторного развития у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной работе учителя-дефектолога. Пре...