Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В настоящее время проблема социализации связана с:
• Интенсивным темпом жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляет времени для живого общения с детьми.
• с отсутствием у детей навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
• нарушением речевой функции, что влечет за собой несформированность коммуникативных навыков, а в дальнейшем и социализации в обществе.
Речевой фактор является очень важным в процессе формирования поведенческих основ личности в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_kak_sredstvo_sotsializatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta_s_ovz.docx | 13.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Учителя-логопеды МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 49 «Родничок»:
Е.А Котова, Р.С. Сайфуллина, Е.В. Чернова.
Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли: родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.
Речевое общение - одно из основных условий социализации ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально- коммуникативной компетентности ребенка.
Степень социализации личности ребенка является важным критерием её адаптации к жизни в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики ребенка обращал большое внимание на то, что слабое развитие речи ограничивает общение ребенка с окружающим миром, мешает ему овладеть
культурой, социальным опытом человечества.
Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Рассматривая понятие "социализация" нужно отметить, что оно включает в себя процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей определенной социальной группе и обществу в целом. Это позволяет ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность социализации в дошкольном возрасте - формирование умений речевого взаимодействия не только со взрослыми, но в большей степени со сверстниками в процессе активных игровых контактов.
Для успешной социализации дошкольника в современном обществе необходима четко спланированная, непрерывно проводимая работа.
Социализация выполняет в обществе три основных задачи:
- интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
- способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
- сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Развитие социально – коммуникативных навыков у детей является важной проблемой в педагогике.
Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитания, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях детей.
В настоящее время проблема социализации связана с:
- Интенсивным темпом жизни: работа, телевизор, компьютер не оставляет времени для живого общения с детьми.
- с отсутствием у детей навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
- нарушением речевой функции, что влечет за собой несформированность коммуникативных навыков, а в дальнейшем и социализации в обществе.
Речевой фактор является очень важным в процессе формирования поведенческих основ личности в обществе. Процесс формирования речевого фактора выглядит так: коммуникативные соучастники, находясь в рамках своей социальной структуры, учатся применять различные речевые сообщения, что помогает им адекватно взаимодействовать друг с другом.
В рамках ФГОС более пристальное внимание должно быть удалено достижению целей и задач социально – коммуникативного развития.
Одной из основных целей в дошкольном возрасте является развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ через речевые игры и упражнения.
Задачи:
Развивать:
- артикуляционную моторику;
- речевое дыхание;
- звуковую культуру речи.
Обогащать импрессивный и экспрессивный словарь.
Формировать:
- грамматически правильное высказывание, связную речь;
- доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми.
Роль воспитателя в процессе развития социально – коммуникативных навыков посредством игр:
- Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать.
- Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения.
- Развивать эмоционально –ценностное восприятие окружающего мира.
- Познакомить с элементарными нормами и правилами поведения в социуме.
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Коммуникативные игры – наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребёнка.
Речевые игры, как средство коммуникативного развития и социализации:
- Дидактические, настольно-печатные - развивают познавательную активность, мышление, речь, внимание, память, наблюдательность.
- Словесные - дают богатый материал для диалогической речи. Обогащают импрессивный и экспрессивный словарь Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре.
- Речедвигательные – способствуют координации речи с движением; общей и мелкой моторики.
- Сюжетно-ролевые – формируют культуру общения, развивают связную
речь.
- Конструктивные – способствуют организации деятельности в
микрогруппе, умению договариваться, задавать вопросы, принимать решение членов группы.
- Компьютерные игры – развивают психологическую базу речи
- Театрализованные – обогащают общение эмоционально – интонационной окраской, художественным словом.
Примеры речевых игр, направленных на развитие социально-
коммуникативных навыков.
Дидактические, настольные игры:
- «4 лишний»;
- «Доскажи словечко»
- «Придумай слово на заданный звук»
- «Слоги слово загадали»
- «Что в начале, что в конце»
- «Что изменилось»
- «Чего не стало»
- «Исправь ошибку»
- «Назови одним словом»
- «Семейка слов»
- «Ребусы», «Кроссворды»
- «Отгадай загадку»
- «Скажи наоборот»
- «Назови ласково»
- «Один много»
- «Мой, моя, моё, мои» и т.д.
Речедвигательные игры:
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Физминутки, динамические паузы»
- «Артикуляционная гимнастика в игровой форме»
- «Дыхательная гимнастика в игре»
- «Игры на просодику»
- «Логоритмика» и т.д.
Сюжетно – ролевые игры способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершению разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения (Семья. Больница. Школа. Магазин. Парикмахерская. Транспорт и др.)
Компьютерные игры – современные информационно-компьютерные технологии направленные на формирование и развитие психологической базы речи, дыхания, звукопроизношения, фонематических процессов, связного высказывания. (Игры для тигры. Учимся говорить правильно и т.д.)
Конструктивные игры, способствуют организации деятельности в микрогруппе, умению договариваться, задавать вопросы, принимать решение членов группы (пазлы, мозаики, разрезные картинки, вкладыши, ЛЕГО и т.д.)
Театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника. В данной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Формируется интонационная выразительность речи. Дети знакомятся с художественным словом, нормами и правилами речевого общения.
Речевые игры дошкольника разнообразны, все они очень важны в развитии социально – коммуникативных навыков.
Таким образом, речевые игры как средство социально – коммуникативного развития детей способствуют формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....
Игра, как средство социализации детей дошкольного возраста.
Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является ...
Презентация "Игра - как средство социализации детей дошкольного возраста"
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание буду...
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...
Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Презентация "Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ"...
Речевые игры, как средство социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ
Цель: развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников с ОВЗ через речевые игры и упражнения...