Игра, как средство социализации детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему
Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать, ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка. Когда ребенок идет в школу, вид его деятельности меняется: на смену игровой деятельности, которая была ведущей деятельностью дошкольника, приходит учебная деятельность. Но игра, все же не исчезает совсем, а остается значимой для младшего школьника. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение №41.
Хамутько Ольга Ивановна,
воспитатель второй младшей группы.
Игровая деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию ценности детства, как части человеческой жизни. В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и умения правильного поведения, формируется характер. Ребенок обладает правами, провозглашенными в Декларации о правах ребенка, принятой Организацией Объединенных Наций, в числе жизненных и социальных прав имеет место быть и право ребенка на игру - главнейшее условие психического, социального, физического его развития [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утверждает основные принципы, одним из которых является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности [9]. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
- социально-коммуникативное развитие;
Формой социализации ребенка, в данном случае, может выступать игра [9].
Процесс социализации в младшем возрасте, в соответствии с ФГОС, должен выполнять следующие задачи:
1) научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;
2) приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;
3) адаптировать к социальной среде;
4) интегрировать в жизнь общества.
Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [3].
Социализация по Л.С. Выготскому – это процесс, направленный на самого субъекта, а не на внешние правила и обстоятельства. Ребенок последовательно овладевает своими психическими функциями и процессами. При этом его социальность проявляется в средствах, при помощи которых он становится субъектом своей психики [2].
Социализация человека осуществляется в социальной среде, которая его окружает (семья, школа, работа, друзья, сверстники и т. д.). В этом контексте стоит отметить, что дошкольный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, произвольно усваивать, ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является, поэтому процесс социализации является наиболее значимым на данном этапе развития ребенка. Когда ребенок идет в школу, вид его деятельности меняется: на смену игровой деятельности, которая была ведущей деятельностью дошкольника, приходит учебная деятельность. Но игра, все же не исчезает совсем, а остается значимой для младшего школьника. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер [7].
Известнейший педагог А.С. Макаренко характеризовал роль детских игр так: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...» [п.8, с.12-14].
Игра – это наиболее эффективная форма социализации ребёнка, в которой закладываются основы будущей личности [Там же].
Детство без игры и вне игры имеет отрицательные последствия. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Согласно Й. Хёйзинги, «игра в чистом виде – это своеобразная академия жизни дошкольника, где происходит воспитание и развитие его культуры. В игре ребенок воплощает, творчески перерабатывая и обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, собственного опыта и что обеспечивает связь поколений и усвоение культуры общества.
В игре ребенок – творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой» [5], – с этим утверждением Хёйзинги нельзя не согласиться.
Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека — формирование собственного «Я». Игра — мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления, саморазвития [6].
Согласно С.А. Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции:
- Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
- Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны.
- Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
- Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяя ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
- Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры, как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, обучении.
- Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
- Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса [11].
На протяжении детства формы и виды игр меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции с предметами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, начиная со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и, наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры [1].
Педагогам необходимо убрать навязывание детям формальных приемов и навыков игры, диктовку ее темы и условий, распределение ролей. Необходимы понимание игры как исторически сложившейся стратегии развития сознания и личности ребенка и перестройка условий ее организации.
В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Соответственно, можно сделать вывод, что игра - наиболее эффективная форма социализации ребёнка.
Также приходя к выводу, о том, что социализация ребенка осуществляется через игру, следует акцентировать внимание на том моменте, что этот процесс начинается в детском саду в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Педагогическое руководство игрой является одним из самых важных дел, где проявляется не только профессионализм воспитателя, но происходит развитие инициативы и творчества детей.
В своем исследовании я пришла к выводу, что игра является средством социализации детей. Не зря известный педагог С.Т. Шацкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [10].
Список литературы:
- Баринова, М. Е. Игра как средство социализации дошкольника [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2739.html
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.
- Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/18/page94.html
- Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
- Иконникова, С.Н. История культурологии: идеи и судьбы.- СПб., 1996 [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://monsalvatworld.narod.ru/frmanifest/dictionary/namee/heizinga.htm
- Мелентьева, Н.В. Джордж Герберт Мид. – Современная американская социология. М., Изд-во МГУ, 1994г.
- Непомнящая, М.Ш. Игра как средство социализации младших школьников [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4033-2012-10-05-14-57-33
- Уронтаева, Г. Дошкольноле воспитание. Дидактическая игра как средство разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155. [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17102013-no-1155
- Шацкий, С. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя. / Сост.: В.И.Малинин, Ф.А.Фрадкин. М., 1989.
- Шмаков, С.А. Игры учащихся. М.: Издательство «Просвещение», 1994. — С. 96—113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство социализации детей дошкольного возраста
Данная презентация дает определение значения игры в жизни дошкольников, представлена классификация детских игр...
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста"
Проект "Подвижная игра как средство социализации детей дошкольного возраста" расчитан на детей старшей-подготовительной группы....
Презентация "Игра - как средство социализации детей дошкольного возраста"
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание буду...
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.Сюжетно-ролевая игра в классифи...
Сюжетно- ролевые игры как средство социализации детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов....
«Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
Памятка для педагогов ДОУ...
Народные подвижные игры как средство социализации детей дошкольного возраста
Значение народные подвижных игр для социализации детей дошкольного возраста...