Занятия с заикающими детьми Занятие №23
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пачкова Лариса Александровна

комплекс релаксационных, дыхателных и артикуляционных упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 23

1.Релаксационная гимнастика

Упражнение № 1. Упражнение «Спящий котёнок».

Цель: освоение и закрепление позы покоя.

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком (напряжение). Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (расслабление).

Упражнение № 2. 

Упражнение «Олени».

Цель: напряжение и расслабление мышц рук.

Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твёрдыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох.

«Посмотрите: мы – олени,

Рвётся ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно и глубоко».

Восстановление дыхания.

Упражнение № 3.

Упражнение «Хоботок».

Цель: расслабление речевого аппарата.

Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напрягались губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряжёнными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

«Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Губы не напряжены

И расслаблены».

2.Дыхательная гимнастика

Упражнение № 1 Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.
 
Упражнение № 2

Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
 
Упражнение №3а Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
 

3.Артикуляционная гимнастика.

Упражнение № 1 «Орешки»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Орешки        

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

Упражнение № 2

 «Качели»

Артикуляционная гимнастика в стихах — Качели        

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

Упражнение № 3

 «Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

4. Упражнения для работы над голосом

Упражнение № 1.

Упражнение № 2.лесенка

                                                                    до

                                         

                                                         си

                                             ля                  

                                 соль

                         фа

                ми

       ре

до

5.Невербальные средства общения

Упражнение № 1

Интервью

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения

вступать в диалог.

Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо

помнить, что разговор должен быть «взрослым».

     Упражнение № 2

Игра «Расследование»

Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности.

Для игры все участники закрывают глаза, ведущий описывает предмет, который ребёнок угадывает

6.Самомассаж ( или массаж точек)

 Пальчиковая игра «Ёжик»

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

7.Самовнушение.

Мой взгляд уверенный, поза свободная, я расслаблен и спокоен, тревоги нет, я делаю вдох и говорю легко и свободно. Я начинаю говорить и спокойствие не покидает меня. Моя речь словно вытекает плавно, красиво, спокойно.

8.Говорим легко

 1.Сообщение темы занятия.

 . Релаксация.

Под голубыми небесами, великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.

(А.С. Пушкин)

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я вам сейчас предлагаю на время превратиться в снежинок. И пусть каждый из вас придумает и исполнит свой танец. Но это будет не просто танец, а танец-игра, слушайте внимательно музыку, когда она начнет звучать все тише и тише, вы тоже должны будете медленно завершить свой танец. С окончанием музыки пусть каждый из вас покажет, в какой же фигуре застыла его снежинка-балеринка.

 

3. Развитие общеречевых процессов.

  • Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

  • Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ – ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ – НЬНЬНЬНЬНЬ. (звук Ж – ближе грудному звучанию, З – середине, НЬ – верхнему, головному, лицевому).
  • На звук У воспроизводится гудок трёх теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Должны быть три различные высоты голоса.
  • «Свисток» - вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.

  4. Сообщение темы занятия.                  

 - Угадайте, о чём мы с вами будем говорить на уроке.

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома.

Зовут меня ...

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

 

5. Основная часть занятия.

1) Внимательно наблюдаем за картиной «Времена года».

- О каких временах года вы знайте?

- Назовите все месяцы каждого времени года.

- А какое время года вам больше нравится?

- А почему?

6. Психогимнастика

Ребята, скажите, а зима – это хорошо или плохо? (Ответы учащихся)

Представьте суровую зиму: сильный ветер, большой мороз, очень холодно. Передайте своё настроение.

А теперь представим нарядные деревья в снежных шапках, искрящийся снег, яркое солнце, зимние забавы. Настроение становится совершенно другим. Передайте его.

 

2)  Снежинка. Зарядка для ума.

Отгадайте загадки и найдите отгадки.

Слова могут располагаться в любом направлении и даже «ломаться» под углом 90 градусов, но не пересекаться.

1. Он у дома побывал –

Окна все разрисовал.

 

2. Много-много звездочек                                    

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло.

 

3. Рассыпала Лукерья Серебряные перья.

Закрутила, замела –

Стала улица бела.

 

4. Глаза - угольки,

Руки - сучки.

Холодный, большой...

Кто я такой?

 

5. Деревья белым уберет,

Хотя не снег он и не лед.

 

6.Что за толстое стекло

Речку всю заволокло?

 

7. На прогулке бегуны

Одинаковой длины.

Через луг бегут к березке,

Тянут следом две полоски.

 

8. Стальные маленькие кони

На льду умельца не уронят.

 

9. Тянуть их в гору трудно,

С горы спускаться - чудно.

 

10. Шайба и клюшки

Занятие окончено.

5. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятия с заикающимися детьми (1 этап)

Занятия с заикающимися дошкольниками на 1 этапе. Расслабляющие упражнения....

занятия с заикающимися детьми (1 этап)

Занятия с заикающимися дошкольниками на 1 этапе. Расслабляющие упражнения....

Как помочь родителям в занятиях с заикающимися детьми

Речевое развитие - нарушение, как правило, не является недугом изолированным. У детей, страдающих расстройством речи, большой частью имеется дисгармоническое развитие всей личности, часто их развитие ...

Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшей группы на этапе вопросно-ответной речи «Приключения в зимнем волшебном лесу». Лексическая тема «Зима. Дикие животные».

Основными задачами представленного конспекта являются: (Р) Побуждать детей отвечать на вопросы без заикания короткими  и распространенными  предложениями, подбирать на один вопрос нескол...

Занятие с заикающимися детьми . Занятие 7

Комплекс релаксационных, дыхательных и речевых упражнений...

Занятие с заикающимися детьми Занятие 5

Релаксационные и дыхательные упражнения....

Занятие с заикающимися детьми . Занятие 9

Комплекс релаксационной, артикуляцинной и дыхательной гимнастики....