Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
консультация по коррекционной педагогике

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, творческого потенциала, способностей, интересов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование театрализованных игр и представлений в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Современная педагогика из дидактической постепенно становиться развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, творческого потенциала, способностей, интересов.

Однако, основные задачи дидактики оставались неизменными на всем протяжении развития педагогики и дидактики, как ее составляющей. К задачам дидактики относятся проблемы разработки методов, содержания и целей обучения, принципы организации учебных учреждений, соответствие содержания учебного процесса обобщенным характеристикам субъектов обучения и т. д. Исходя из всего этого дидактика – наука об обучении и образовании, занимающаяся исследованием методов, целей и задач, содержании и организации этих процессов.

Работая в учреждении где воспитываются дети с глубокой умственной отсталостью, которая выражается в нарушении и слабости статических и моторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений, при чем недостаточность координации наблюдается у детей всех возрастов. Такие дети не справляются и с необходимостью производить

последовательные, координированные действия. В работе с этой категорией детей лежат общедидактические принципы: индивидуальный и дифференцированный подход, наглядность, доступность, принцип интегрированного обучения. Не следует опираться на принцип обучаемости глубоко отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, т.к. его продвижение по этому пути весьма затруднено, необходимо создавать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков (речь, игра, самообслуживание, нормы элементарного социального поведения и др.).

Целями и задачами воспитателей в таких учреждениях является включение детей в специально организованную образовательно-развивающую среду. Организация своевременного квалифицированного обучения детей, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленные на преодоление дефектов развития.

В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи: научить детей играть друг с другом, научить их элементарным навыкам взаимодействия с людьми; развивать внимание; научить культуре поведения в общественных местах; формировать навыки личной гигиены и самообслуживания.

 

Дети охотно поддерживают игры, в которых присутствуют песни, хороводы, элементы актерской игры, и решили попробовать использовать в работе театрализованные игры. Поставив во главу угла интерес детей, ожидание ими чего – то нового. Нашей главной целью стало развитие всех психических процессов, в том числе и творческих способностей средствами театрального искусства.

Для начала можно познакомить детей с кукольным театром. Воспитатели в группе показывают детям небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы). При помощи фланелеграфа решается много задач: развитие мелкой моторики, развитие речи, закрепление различных знаний (растения, домашние, дикие животные, автотранспорт, овощи, фрукты, различные геометрические фигуры).

Цель таких театров - внести разнообразие игры в группе, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей, тем более что все это можно сделать своими руками. Театр теней приковывает внимание, развивает умение сосредоточиться. С большим удовольствием дети следят за движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Также хорошо использовать пальчиковый театр, что дает возможность поиграть вместе с ребенком. Совместные игры с пальчиковыми куклами помогают детям лучше управлять движениями собственных пальцев.

Спектакли всегда сопровождаются пением песенок, потешек, напеванием разнообразных мелодий без слов; игрой на детских музыкальных инструментах: хроматическом металлофоне, ксилофоне и т.д.; можно использовать аудиозаписи. Слуховые впечатления обогащаются при исполнении одних и тех же мелодий на различных детских музыкальных инструментах. Воспитатель может попробовать исполнить мелодию вместе с ребенком, обучая его правильно держать музыкальные игрушки, действовать с ними по назначению: под музыку, подражая взрослому, греметь погремушкой, стучать по бубну и т.д. Попробовать с первого же занятия попытаться приучать ребенка к тому, что все действия выполняются только под музыку и прекращаются с ее окончанием.

 

Использовать можно различные виды: театр «дисков», объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков. Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона – они не должны быть большими. При изготовлении, необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру. Забавных настольных актеров можно связать крючком или спицами. Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты.

 

Кукольный театр «би-ба-бо». Эта игра благоприятно влияет на развитие эмоциональной сферы детей - заряжает их радостью, положительными эмоциями, которые необходимы для полноценного психического развития. Участие детей в театрализованных представлениях способствует развитию коммуникативных навыков, формирует уверенное поведение, зачатки непосредственности и артистизма.

 

Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол. Изготовить театр из деревянных ложек несложно. Для этого необходимы деревянные ложки, не расписанные красками. На внешней стороне рисуют лицо человека или мордочку зверюшки. Украшают куклу тесьмой, кусочками меха, лентами. Из ткани шьют юбочку и надевают на игрушку, крепко завязав ее у «шейки» ложки тесьмой. Получается яркая легко управляемая кукла.

 

Также можно использовать в своей работе и сделать другие виды театра:

- театр игрушек-вертушек. Такие игрушки приходят в движение при повороте палочки, на которой крепится игрушка.

- театр кулачковых кукол. Куклы такого театра интересны тем, что у них очень подвижна голова, и это может выглядеть даже комично: сделать такую куклу очень просто. Туловище куклы – чехольчик или платье, надеваемое на руку.

Очень интересные куклы получаются из воздушных шаров. Слабо надутый шар служит кукле головой, нос-часть этого же шара, перетянутая ниткой. Туловище состоит из плоской рейки, затем шьется чехол-юбка, можно пришить руки.

Кукольный театр, по своей природе близок и понятен детям и поэтому имеет для них огромное эмоциональное воздействие. На сцене театра они видят знакомые и любимые куклы, игрушки. Когда куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенно, всё возможно и привлекательно. На представлении кукла может превратиться в цветок, раздуться как пузырь и даже лопнуть, лить слезы в два ручья, снять и тут же надеть свою или даже другую голову. Всё это, очень увлекательно и забавно для детей.

 

В интернете, книгах можно найти очень много интересной информации для создания собственных, домашних кукольных представлений.

 

 

Что нужно для домашнего театра теней?

 

1. Источник света - это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.

2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой в стык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран. можно сделать из разложенной коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.

3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь, можно вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.

Полезные советы:

 

1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.

2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.

3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.

4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.

5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скотч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления.

6. Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.

5. Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.

6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр, для утренних – красный и так далее.

7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.

 

Представим себе, что мы в театре. Третий звонок уже отзвенел, публика расселась по местам, свет притушен, в зале постепенно устанавливается тишина. Сейчас поднимется занавес и представление начнется!


Театрализованная деятельность позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другое). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Театрализованная деятельность позволяет ребенку с тяжелой интеллектуальной недостаточностью решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе. Застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка с умственной отсталостью.

 

Литература:

  1. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО - Аспект пресс, 1993.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ “Сферы”, 2001 - 128с.
  3. Первые шаги в мир творчества. Опыт кружковой работы в детском саду. Пермь: Издат-во ПОИПКРО, 2000 - 100с.
  4. Инна Ярославцева: Кукольный театр для малышей. Библиотека воспитателя Издательство «Сфера», 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Диагностическая карта учителя-дефектолога ориентирована на базовые разделы программы Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание», рекомендованной Ми...

Сценарий праздника к 8 Марта Тема: «В гости к нам весна пришла» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)

Сценарий праздника к 8 Марта Тема: «В гости к нам весна пришла» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)...

Конспект интегрированного занятия Тема: «Овощи» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)

Конспект интегрированного занятия. Тема: «Овощи» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)...

Развлечение по ПДД «Дядя Степа и зайка в гости к нам пришли» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)

Развлечение по ПДД «Дядя Степа и зайка в гости к нам пришли» (группа компенсирующей направленности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) 3-8 лет)...

Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...