Развитие диалогической речи детей с ЗПР в сюжетно-ролевой игре посредством технологии Л.Б. Боряевой
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кожевникова Марина Николаевна

Статья, материал которой можно использовать при развитии диалогической речи у детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialog.rechi_.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи у детей с ЗПР в сюжетно – ролевой игре посредством технологии Л.Б.Баряевой.   (видеозапись по развитию диалогической речи  по этапам)

                                                                                        Кожевникова М.Н.

                                                                                Воспитатель

                                                                                                    МБОУ «СОШ№34»

    Актуальность темы связана с тем, что  диалогическая речь дошкольников с ЗПР страдает в значительной степени. Это проявляется в таких компонентах диалогической речи как: недостаточность мотивации общения у детей с ЗПР, низкая познавательная активность, появление в речи аграмматизмов, нарушение порядка слов, а также их связь в предложении, обедненный словарный запас. Развитие активного словаря занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово  является средством не только речи, но и мышления. Овладение чтением, письмом и счетом требует достаточного уровня  сформированности  связной речи, в частности диалогической речи.

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и ᴨервоначальной   является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций, обращений, вопросов и ответов или в виде разговора двух или нескольких участников. В диалоге большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Проблема развития диалогической речи требует дополнительного внимания. Своевременное развитие диалогической речи поможет дошкольникам в становлении их личностных качеств и обеспечит полноценную учебную деятельность в школе.

    У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности диалогической речи: замедленный темп, системное нарушение всех сторон речи, использование  простых предложений,  ошибки в употреблении грамматических конструкций, трудности в употреблении предлогов,  недостаточно развита связная речь, которая в основном носит ситуативный характер. В активном словаре преобладают слова конкретного значения. В связи с ограниченностью знаний и представлений об окружающем мире в словаре детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных им  предметов, действий и качеств. Поэтому обогащение словаря ребенка, развитие у него грамматически правильной диалогической речи – важное направление совместной работы педагогов, логопеда и родителей. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать любой предмет, привычные дела, поступки, прогулки, наблюдения, эксперименты, явления общественной жизни и т. д. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы, а также сюжетно – ролевые игры.

  Основная цель развития диалогической формы речи у обучающихся с ЗПР следующая:

 развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом

 формирование средств межличностного взаимодействия детей в процессе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время

 развитие умения пользоваться в жизни различными типами коммуникативных высказываний: отвечать на вопросы и задавать их, строить простые сообщения и побуждения;

 развитие диалогической формы речи детей, поддержка инициативных диалогов между ними, создание коммуникативной ситуации, вовлечение детей в разговор.

Большинство детей в нашей группе не владеют речью как средством коммуникации, поэтому исходя из цели нашей работы по развитию диалогической речи мы определили следующие задачи.

-Развитие импрессивной речи

-Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи: слов – названий; слов, обозначающих качества предметов, слов – действий.

 - Развитие диалогической  речи.

Основным средством развития диалогической речи у детей с ЗПР мы считаем   игру как ведущую деятельность дошкольников.  Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Наблюдая за разнообразными действиями с ней, он слышит разное обозначение игрушки словом, у него развивается чувство языка.

Опираясь на методическое пособие «Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» под редакцией Л. Б. Баряевой,  мы  развивали  диалогическую речь в  сюжетно-ролевой игре.  Надо сказать, что в средней группе пополняли активный словарь,  учили детей выполнять действия с предметами; в старшем возрасте развивали умение детей взаимодействовать со сверстниками посредством диалога.

Работу по развитию диалогической речи у детей с ЗПР  вели поэтапно:

    На первом этапе   развивалось понимание речи.

  Развивая пассивный словарь организовывались  следующие игры «Покажи», «Принеси», «Покатай», «Дай мне», «У нас в гостях кукла Аня», «Завтрак куклы Ани», «Кукла Аня проснулась» и т. д. Участвуя в играх, дети научились слышать и понимать обращенную речь, выполнять простейшие словесные инструкции педагога.

   На втором этапе организовывалось  знакомство детей с предметами окружающей действительности, формировалось первичное представление о предмете. Для знакомства детей с предметным миром создавались игровые ситуации: «Кукла хочет спать», «Купание малышей – голышей», « У матрешки новоселье», «Стирка», «Кукла Аня и кукла Ваня» и т. д. У детей значительно пополнился активный словарь, они стали употреблять в речи слова – названия.

Вводились в речь детей слова, обозначающие качества и свойства предметов; материалы, из которых сделаны они. Организовывались  следующие  игровые сюжеты: «Во что одета кукла Аня», «Новоселье»,  «Нам подарили котенка», «Праздник елки»,  «Идем во двор к собачке в гости», «К нам в гости пришли матрешки» и т. д. Игра способствовала обогащению словарного запаса за счет названий свойств и качеств предметов, цветов, физических  свойств, а также названий материалов, из которых сделаны они.

Развивалось у детей умение пользоваться в речи словами – действиями, давались детям обобщенные понятия. Играя в такие игры как: «Покормим курочку с цыплятами», «Покатаемся на лошадке», «Привезем на грузовике кубики», «Покатаем зверушек в автобусе», «День рождения медвежонка Дани» и т.д. дети научились выполнять различные действия с образными игрушками, комментировать их.

На третьем этапе формировалось умение общаться посредством диалога:

  -  в повседневном общении

Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни. Тематика разговоров определялась интересами и запросами детей, диалог с детьми организовывался с учетом возрастных и

индивидуальных особенностей каждого ребенка и уровня речевого развития. Детям предлагались образцы вопросительной конструкции предложений и варианты ответов на них.

 - в диалоге со сверстниками (в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе).

Это свободный диалог в сюжетно – ролевой игре, свободный обмен мыслями, чувствами, представлениями, переживаниями при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.

 - в беседе (организованном разговоре педагога с подгруппой и со всей группой детей, посвященном теме сюжетно – ролевой игры).

В беседе:

- уточняли  опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности,  в семье, в детском саду.

- воспитывали у детей правильное отношение к окружающему.

- учились целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы (опора на схему, серию сюжетных картин).

- учились просто и понятно излагать свои мысли.

Содержанием бесед послужил программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью, различная тематика сюжетно – ролевых игр. При подборе программного материала и тематики сюжетно – ролевых игр учитывался личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний.

В ходе коррекционной работы решались задачи, направленные на обучение ребенка диалогу.

    В результате можно сказать, что участвуя в играх с образными игрушками, дети научились слышать и понимать обращенную речь, выполнять простейшие словесные инструкции педагога; они стали использовать  в речи слова – названия; слова, обозначающие свойства и качества предметов, а также выполнять действия  и комментировать их. Дети охотно вступали в общение с педагогом, со сверстниками.  Специально  организованная поэтапная работа по формированию предпосылок диалогического общения с учетом дифференцированного подхода обеспечила повышение уровня диалогической речи детей с ЗПР, позволила обогатить детей знаниями, выработать умения, необходимые для успешной реализации процесса общения.

Литература.

1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом Проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. /Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева; Под ред. Л.В.Лопатиной.

2. Диалогическое общение дошкольников со сверстниками. Арушанова А.

М.: Просвещение, 2002

3. Игровая деятельность младших дошкольников с первым уровнем речевого развития – путь к формированию коммуникативных умений; Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., СПб. 2012г.

4. Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в развитии; Учебное пособие / Под ред. Баряевой Л.Б., Зарин А.П., Соколовой Н.Д., СПб. ЛОИУУ, 1996г.

5. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития.  Борякова Н.Ю. - М., 1983

6. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. /Под ред. Л.В.Лопатиной. СПб 2014г.

                   

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи детей на занятиях татарского языка через сюжетно-ролевые игры"

Эффективным методом развития диалогической речи на занятиях татарского языка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений....

Программа по самообразованию на тему: «Развитие диалогической речи детей 2-3 лет посредством театрализованной игры»

Пояснительная записка  Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И сре...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры

Самообразование. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межатестационный период...

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...