Развитие диалогической речи детей с ЗПР в сюжетно-ролевой игре посредством технологии Л.Б. Боряевой
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
Статья, материал которой можно использовать при развитии диалогической речи у детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dialog.rechi_.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи у детей с ЗПР в сюжетно – ролевой игре посредством технологии Л.Б.Баряевой. (видеозапись по развитию диалогической речи по этапам)
Кожевникова М.Н.
Воспитатель
МБОУ «СОШ№34»
Актуальность темы связана с тем, что диалогическая речь дошкольников с ЗПР страдает в значительной степени. Это проявляется в таких компонентах диалогической речи как: недостаточность мотивации общения у детей с ЗПР, низкая познавательная активность, появление в речи аграмматизмов, нарушение порядка слов, а также их связь в предложении, обедненный словарный запас. Развитие активного словаря занимает важнейшее место в образовании и обучении дошкольников. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово является средством не только речи, но и мышления. Овладение чтением, письмом и счетом требует достаточного уровня сформированности связной речи, в частности диалогической речи.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и ᴨервоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи последовательных речевых реакций, обращений, вопросов и ответов или в виде разговора двух или нескольких участников. В диалоге большую роль играют и невербальные компоненты – жест, мимика, а также средства интонационной выразительности. Проблема развития диалогической речи требует дополнительного внимания. Своевременное развитие диалогической речи поможет дошкольникам в становлении их личностных качеств и обеспечит полноценную учебную деятельность в школе.
У детей с ЗПР отмечаются следующие особенности диалогической речи: замедленный темп, системное нарушение всех сторон речи, использование простых предложений, ошибки в употреблении грамматических конструкций, трудности в употреблении предлогов, недостаточно развита связная речь, которая в основном носит ситуативный характер. В активном словаре преобладают слова конкретного значения. В связи с ограниченностью знаний и представлений об окружающем мире в словаре детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных им предметов, действий и качеств. Поэтому обогащение словаря ребенка, развитие у него грамматически правильной диалогической речи – важное направление совместной работы педагогов, логопеда и родителей. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать любой предмет, привычные дела, поступки, прогулки, наблюдения, эксперименты, явления общественной жизни и т. д. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы, а также сюжетно – ролевые игры.
Основная цель развития диалогической формы речи у обучающихся с ЗПР следующая:
развитие навыков эмоционального общения детей друг с другом
формирование средств межличностного взаимодействия детей в процессе специально созданных ситуаций и в свободное от занятий время
развитие умения пользоваться в жизни различными типами коммуникативных высказываний: отвечать на вопросы и задавать их, строить простые сообщения и побуждения;
развитие диалогической формы речи детей, поддержка инициативных диалогов между ними, создание коммуникативной ситуации, вовлечение детей в разговор.
Большинство детей в нашей группе не владеют речью как средством коммуникации, поэтому исходя из цели нашей работы по развитию диалогической речи мы определили следующие задачи.
-Развитие импрессивной речи
-Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи: слов – названий; слов, обозначающих качества предметов, слов – действий.
- Развитие диалогической речи.
Основным средством развития диалогической речи у детей с ЗПР мы считаем игру как ведущую деятельность дошкольников. Наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Наблюдая за разнообразными действиями с ней, он слышит разное обозначение игрушки словом, у него развивается чувство языка.
Опираясь на методическое пособие «Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии» под редакцией Л. Б. Баряевой, мы развивали диалогическую речь в сюжетно-ролевой игре. Надо сказать, что в средней группе пополняли активный словарь, учили детей выполнять действия с предметами; в старшем возрасте развивали умение детей взаимодействовать со сверстниками посредством диалога.
Работу по развитию диалогической речи у детей с ЗПР вели поэтапно:
На первом этапе развивалось понимание речи.
Развивая пассивный словарь организовывались следующие игры «Покажи», «Принеси», «Покатай», «Дай мне», «У нас в гостях кукла Аня», «Завтрак куклы Ани», «Кукла Аня проснулась» и т. д. Участвуя в играх, дети научились слышать и понимать обращенную речь, выполнять простейшие словесные инструкции педагога.
На втором этапе организовывалось знакомство детей с предметами окружающей действительности, формировалось первичное представление о предмете. Для знакомства детей с предметным миром создавались игровые ситуации: «Кукла хочет спать», «Купание малышей – голышей», « У матрешки новоселье», «Стирка», «Кукла Аня и кукла Ваня» и т. д. У детей значительно пополнился активный словарь, они стали употреблять в речи слова – названия.
Вводились в речь детей слова, обозначающие качества и свойства предметов; материалы, из которых сделаны они. Организовывались следующие игровые сюжеты: «Во что одета кукла Аня», «Новоселье», «Нам подарили котенка», «Праздник елки», «Идем во двор к собачке в гости», «К нам в гости пришли матрешки» и т. д. Игра способствовала обогащению словарного запаса за счет названий свойств и качеств предметов, цветов, физических свойств, а также названий материалов, из которых сделаны они.
Развивалось у детей умение пользоваться в речи словами – действиями, давались детям обобщенные понятия. Играя в такие игры как: «Покормим курочку с цыплятами», «Покатаемся на лошадке», «Привезем на грузовике кубики», «Покатаем зверушек в автобусе», «День рождения медвежонка Дани» и т.д. дети научились выполнять различные действия с образными игрушками, комментировать их.
На третьем этапе формировалось умение общаться посредством диалога:
- в повседневном общении
Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения педагога с детьми в повседневной жизни. Тематика разговоров определялась интересами и запросами детей, диалог с детьми организовывался с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей каждого ребенка и уровня речевого развития. Детям предлагались образцы вопросительной конструкции предложений и варианты ответов на них.
- в диалоге со сверстниками (в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе).
Это свободный диалог в сюжетно – ролевой игре, свободный обмен мыслями, чувствами, представлениями, переживаниями при этом взрослый занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника, партнера.
- в беседе (организованном разговоре педагога с подгруппой и со всей группой детей, посвященном теме сюжетно – ролевой игры).
В беседе:
- уточняли опыт детей, т.е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности, в семье, в детском саду.
- воспитывали у детей правильное отношение к окружающему.
- учились целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы (опора на схему, серию сюжетных картин).
- учились просто и понятно излагать свои мысли.
Содержанием бесед послужил программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью, различная тематика сюжетно – ролевых игр. При подборе программного материала и тематики сюжетно – ролевых игр учитывался личный опыт детей группы, запас их представлений и знаний.
В ходе коррекционной работы решались задачи, направленные на обучение ребенка диалогу.
В результате можно сказать, что участвуя в играх с образными игрушками, дети научились слышать и понимать обращенную речь, выполнять простейшие словесные инструкции педагога; они стали использовать в речи слова – названия; слова, обозначающие свойства и качества предметов, а также выполнять действия и комментировать их. Дети охотно вступали в общение с педагогом, со сверстниками. Специально организованная поэтапная работа по формированию предпосылок диалогического общения с учетом дифференцированного подхода обеспечила повышение уровня диалогической речи детей с ЗПР, позволила обогатить детей знаниями, выработать умения, необходимые для успешной реализации процесса общения.
Литература.
1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования, разработанная с учетом Проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. /Л.Б.Баряева, Т.В.Волосовец, О.П.Гаврилушкина, Г.Г.Голубева; Под ред. Л.В.Лопатиной.
2. Диалогическое общение дошкольников со сверстниками. Арушанова А.
М.: Просвещение, 2002
3. Игровая деятельность младших дошкольников с первым уровнем речевого развития – путь к формированию коммуникативных умений; Баряева Л.Б., Лопатина Л.В., СПб. 2012г.
4. Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с проблемами в развитии; Учебное пособие / Под ред. Баряевой Л.Б., Зарин А.П., Соколовой Н.Д., СПб. ЛОИУУ, 1996г.
5. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с задержкой психического развития. Борякова Н.Ю. - М., 1983
6. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. /Под ред. Л.В.Лопатиной. СПб 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ".
В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД....
"Развитие диалогической речи детей на занятиях татарского языка через сюжетно-ролевые игры"
Эффективным методом развития диалогической речи на занятиях татарского языка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений....
Программа по самообразованию на тему: «Развитие диалогической речи детей 2-3 лет посредством театрализованной игры»
Пояснительная записка Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И сре...
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры
Самообразование. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межатестационный период...
Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста
В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста" представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...