"Развитие диалогической речи детей на занятиях татарского языка через сюжетно-ролевые игры"
консультация по развитию речи на тему

Гиниятуллина Гулия Данифовна

Эффективным методом развития диалогической речи на занятиях татарского языка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений.Развитие у детей умений пользоваться различными диалогическими репликами для выступления и поддержания разговора и следовать правилам ведения диалога способствует развитию самой игры.Через сюжетно-ролевые игры("Кибет", "Кафе","Сыйла") в естественной обстановке дети учатся татарскому языку, усваивают лексическую дозу,отрабатывают правильное произношение специфических татарских звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие диалогической речи 32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи детей на занятиях татарского языка  через сюжетные игры.

Язык – основное средство приобщения к сокровищнице человеческой культуры, неиссякаемый источник народной мудрости, основа национального самосознания. Овладение языком самым тесным образом связано с познавательным развитием, приобщением к художественному слову. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Методика обучения второму языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Для воспитания ценностного отношения ребенка к татарскому языку, развития его интеллекта и эмоционально- волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточным развивающим потенциалом .

Речевой средой является прежде всего речь взрослых в семье и детском саду. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: предметной, бытовой, игре, труде и выступает как одна из сторон каждого вида.

     В дошкольном детстве ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Развитие диалогической речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учётом индивидуальных  возможностей дошкольников.

    Диалогические умения  дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

А эффективным методом развития диалогической речи на занятиях татарского языка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений.  По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений  пользоваться разными  диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам  ведения диалога содействует развитию самой игры. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Поэтому, на занятиях татарского языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.) . Игра- это эффективная и доступная форма деятельности при обучении русскоязычных детей татарской устной речи. В естественной обстановке дети учатся татарскому языку, усваивают лексическую дозу, отрабатывают правильное произношение специфических татарских звуков. В игровой деятельности дети приобретают навыки коммуникативного общения, построения диалога на татарском языке. Например, в сюжетно-ролевой игре «Кибеттə», дети примеряют на себя роли покупателя и продавца, обыгрывают ситуацию, которой они могут воспользоваться в жизни. Диапазон слов велик: дети закрепляют слова приветствия и прощания (исəнмесез, сау булыгыз, рəхмəт), обращения, что носит и воспитательный характер. Названия продуктов (бəрəңге, чəк-чəк. өчпочмак. чəй), вопросы (нəрсə кирəк?, нинди?, ничə?), цвета, количество предметов, позволяют формировать коммуникативное ядро речи.

Для сюжетно-ролевых игр  нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой. («Телефоннан сөйләшәбез», «Уенчыклар кибетендә», «Сыйлыйбыз», «Кафе» и др.). Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу, игрушку) которые помогают перенести диалог. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть. В сюжетно- ролевой игре дети отражают свой жизненный опыт, речь используется для создания и развития сюжета, развертывания ролевого взаимодействия и установления реальных взаимоотношений с партнерами. Руководство детскими играми предполагает развитие игровых навыков, творчества детей в тесной взаимосвязи с развитием коммуникативно- речевых умений.

Когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки диалогической речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьесы или сценки.

 На своих занятиях по обучению татарского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия. С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Три медведя», «Кто что любит», и др.). При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

В сюжетно-ролевой игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.       Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им, преломляя его в своем сознании, придавая ему творческий характер. Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому именно в процессе игры и можно строить развивающее образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ООД ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

Новая модель организации образовательного процесса  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты). Исходя из возра...

Дидактические материалы для развития речи детей при обучении татарскому языку.

Татар  телен (туган телне) өйрәнүдә балаларның сөйләмен үстерү, сүз байлыкларын арттыру өчен схемалар куллану. Шигырләрне, мәкальләрне тиз истә калдыру, татар халкының милли ризыклары белән таныш...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Развитие диалогической речи детей с ЗПР в сюжетно-ролевой игре посредством технологии Л.Б. Боряевой

Статья, материал которой можно использовать при развитии диалогической речи у детей с ЗПР....

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...