"Развитие диалогической речи детей на занятиях татарского языка через сюжетно-ролевые игры"
консультация по развитию речи на тему

Гиниятуллина Гулия Данифовна

Эффективным методом развития диалогической речи на занятиях татарского языка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений.Развитие у детей умений пользоваться различными диалогическими репликами для выступления и поддержания разговора и следовать правилам ведения диалога способствует развитию самой игры.Через сюжетно-ролевые игры("Кибет", "Кафе","Сыйла") в естественной обстановке дети учатся татарскому языку, усваивают лексическую дозу,отрабатывают правильное произношение специфических татарских звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие диалогической речи 32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи детей на занятиях татарского языка  через сюжетные игры.

Язык – основное средство приобщения к сокровищнице человеческой культуры, неиссякаемый источник народной мудрости, основа национального самосознания. Овладение языком самым тесным образом связано с познавательным развитием, приобщением к художественному слову. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Методика обучения второму языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Для воспитания ценностного отношения ребенка к татарскому языку, развития его интеллекта и эмоционально- волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточным развивающим потенциалом .

Речевой средой является прежде всего речь взрослых в семье и детском саду. Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: предметной, бытовой, игре, труде и выступает как одна из сторон каждого вида.

     В дошкольном детстве ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Развитие диалогической речи должно осуществляться планомерно, систематически, с учётом индивидуальных  возможностей дошкольников.

    Диалогические умения  дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

А эффективным методом развития диалогической речи на занятиях татарского языка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений.  По мнению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений  пользоваться разными  диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам  ведения диалога содействует развитию самой игры. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Поэтому, на занятиях татарского языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.) . Игра- это эффективная и доступная форма деятельности при обучении русскоязычных детей татарской устной речи. В естественной обстановке дети учатся татарскому языку, усваивают лексическую дозу, отрабатывают правильное произношение специфических татарских звуков. В игровой деятельности дети приобретают навыки коммуникативного общения, построения диалога на татарском языке. Например, в сюжетно-ролевой игре «Кибеттə», дети примеряют на себя роли покупателя и продавца, обыгрывают ситуацию, которой они могут воспользоваться в жизни. Диапазон слов велик: дети закрепляют слова приветствия и прощания (исəнмесез, сау булыгыз, рəхмəт), обращения, что носит и воспитательный характер. Названия продуктов (бəрəңге, чəк-чəк. өчпочмак. чəй), вопросы (нəрсə кирəк?, нинди?, ничə?), цвета, количество предметов, позволяют формировать коммуникативное ядро речи.

Для сюжетно-ролевых игр  нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой. («Телефоннан сөйләшәбез», «Уенчыклар кибетендә», «Сыйлыйбыз», «Кафе» и др.). Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу, игрушку) которые помогают перенести диалог. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть. В сюжетно- ролевой игре дети отражают свой жизненный опыт, речь используется для создания и развития сюжета, развертывания ролевого взаимодействия и установления реальных взаимоотношений с партнерами. Руководство детскими играми предполагает развитие игровых навыков, творчества детей в тесной взаимосвязи с развитием коммуникативно- речевых умений.

Когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки диалогической речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьесы или сценки.

 На своих занятиях по обучению татарского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия. С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Три медведя», «Кто что любит», и др.). При этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

В сюжетно-ролевой игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.       Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им, преломляя его в своем сознании, придавая ему творческий характер. Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому именно в процессе игры и можно строить развивающее образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НА ООД ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ

Новая модель организации образовательного процесса  предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты). Исходя из возра...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

Развитие диалогической речи детей с ЗПР в сюжетно-ролевой игре посредством технологии Л.Б. Боряевой

Статья, материал которой можно использовать при развитии диалогической речи у детей с ЗПР....

Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста

В презентации "Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей дошкольного возраста"  представлены современные подходы к формированию коммуникативной компетентности,...