Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры
материал
Самообразование. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межатестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано»
на педагогическом совете
Протокол № 1
от « 5.» 09. 2022года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №414 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г. Казани
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя
Миссалимовой Эльмиры Ильдаровны
Тема:
Совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста через сюжетно – ролевые игры.
- Актуальность темы – Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:
Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
В Федеральных государственных требованиях к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявлены требования к содержанию образовательных областей, так как содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Результаты практической деятельности по реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре» подтверждают необходимость ее реализации педагогами дошкольных образовательных учреждений в речевом развитии дошкольников, так как все занятия в данной технологии выстроены в игровой форме, а игра, как известно, является основным видом деятельности дошкольников. Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка.
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Целенаправленное использование игровых приемов помогло повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
Исходя из эффективности в реализации технологии О.В. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», я рекомендую педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать в практической деятельности указанную технологию.
7. Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
8. Задачи:
- Содействовать развитию умений понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с функциональной задачей общения: выражать в социально принятых формах отношение к полученной информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения; — учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;
— формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
— развивать умения следовать правилам ведения диалога.
- Форма самообразования – индивидуальная, групповая.
- Содержание работы по развитию диалогической речи детей:
Вопрос - ответ:
Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); вида (простые, двучастные, альтернативные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями.
Умения отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно в соответствии с темой и ситуацией общения.
Задавать вопросы адресно, не отвечать вопросом на вопрос, проявлять тактичность, не оставлять вопрос без внимания, в общей беседе говорить по очереди.
Побуждение – реакция на побуждение:
Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: побуждение к какому-либо действию, просьбы, совета, предложения, приглашения.
Умения в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения.
Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение.
Сообщение - реакция на сообщение:
Умения сообщать собеседникам о своем мнении, точке зрения, о новых фактах, впечатлениях, событиях, об изменившихся представлениях, о выполнении обещания, о сделанном, о желаниях, намерениях, о своих чувствах и переживаниях.
Умения толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо согласие (несогласие), удивление, возражение, добавление, разъяснение и др.
Этапы работы по самообразованию 2023-2027 годы
№ п/п | Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практическая деятельность |
1. | Подготовительный. Аналитико- диагностический этап | 2022 - 2023 уч.г. | Изучение сформированности связной речи Подбор и изучение литературы, сюжетно-ролевых игр дидактических игр и упражнений. Изучение научнометодической и учебно-методической литературы по данной теме. Знакомство с работами других специалистов (просмотры сайтов, посещение открытых мероприятий педагогов.) Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм «Магазин», «Хозяюшка» , «Больница»
Разработка конспектов НОД по теме самообразования. Изучение нормативных документов ДО, методической литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов). Определение цели и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы). «Круглый стол» для родителей. Разработка диагностического материала. Проведение диагностики с целью отслеживания результата работы.
| |
Курсы повышения квалификации. Изучение ФГОС ДО. Разработка перспективного плана на 2018-2019 учебный год. Сообщение на ПС или МО. Оформление конспектов НОД.Проведение мероприятий по плану. Проведение консультации, семинара- практикума для педагогов, родителей. Оформление наглядноиллюстративного материала. Оформление методической папки материалов. Оформление информационного стенда. Оформление выставки совместного творчества детей и родителей по теме безопасность . | ||||
2. | Основной. Практический этап. | 2024-2025уч. г. | Апробация различных технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работаю. Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования. Разработка конспектов НОД Разработать и апробировать систему работы, составление перспективного плана и подбор методов, приемов в соответствии ФГОС ДО. Разработать проект. Создать фотоальбом или видеофильм по теме, над которой работаю. Разработать мультимедийные игры для старшего дошкольного возраста . Создать собственные методические пособия, атрибуты. Участвовать в работе конференций, семинаров.
| Распространение материала на уровне ДОУ и участие в неделях открытых дверей (проведение открытых НОД, круглого стола для родителей). Участие в конкурсах в интернете. Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад). |
3 | Заключительный этап. Обобщение. | 2026-2027 уч. г. | Диагностика. Мониторинг. Обобщение опыта работы по теме самообразования. Разработка методического пособия для работы с детьми старшего дошкольного возраста инклюзивной группы детского сада в соответствии ФГОС ДО.
Планирование индивидуальной работы с детьми групп компенсирующей направленности по развитию мелкой моторики рук в процессе продуктивной деятельности на 2022-2023 уч. год. Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей. Подготовить консультации для родителей. Экспериментальная работа. Разработка конспектов НОД по теме самообразования. Консультация на тему « (для воспитателей, родителей). Показ открытого мероприятия для родителей. Самоанализ педагогической деятельности по теме самообразования. Умение оказать практическую помощь коллегам. | Участие в семинарах, консультациях, конференциях. Активное участие в работе методического объединения района, города. Участие в конкурсах педагогического мастерства. Определение целей и задач темы. Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы). Самоанализ и самооценка своих занятий. Представление материалов на педсовете. Самоанализ. Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Внедрение опыта работы. Разработка и проведение открытых занятий, мастер- классов, общение опыта по исследуемой теме. Доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы. |
Список литературы:
Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. №5. – с. 51-61.
Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. №10. – с. 82-90.
Бизикова О. Развитие речи дошкольников в игре. М: издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.
Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. №12. – с. 91-93.
Крылова Н. М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. М.: Академия, 1999. – с.204-208.
Колодяжная Т.П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. – 223с.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- Практический выход: доклад на педсовете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры".
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.Перед каждым воспитат...
Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...
Методические рекомендации по теме «Выявление одарённости у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»
Ранее выявление одарённости в детском возрасте требует пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Желательно, чтобы обучение одарённых детей строилось на основ...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
развитие речи детей младшего возраста через сюжетно-ролевые игры
Методика развития речи детей младшей группы через сюжетно-ролевые игры...